Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вклад врачей Арабских Халифатов в медицинскую науку и здравоохранение.




В истории Халифата выделяют 3 периода.

Первый (632—750 гг.) — период арабских завоеваний, время правления первых 4 халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа, Алия) и династии Омейядов (661—750 гг.).

В VII веке в результате первого этапа завоеваний в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии.

В результате второго этапа завоеваний во времена династии Омейядов были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории он превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета. В VII—VIII веках столица Халифата располагалась в Дамаске, в VIII—X веках — в Багдаде.

В завоеванных странах насаждались арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Важно отметить, что при Омейядах к иноверцам (например, христианам) проявлялась значительная терпимость: уплачивая поземельную (харадж) и поголовную (джизийе) подать, они могли сохранять свою старую религию и принимали широкое участие в управлении государством, хозяйственной и научной жизни Халифата. В значительной степени это объяснялось тем, что многие народы, завоеванные арабами, стояли на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели.

Второй период истории Халифата (750 г. — середина IX века) — время правления династии Аббасидов, пора расцвета многогранной культуры Халифата. Здесь необходимо отметить, что в буржуазной исторической науке эта культура обычно называется «арабской» или «арабо-мусульманской». Такой подход отрицает наличие самостоятельных культур народов средневекового Востока, покоренных в VII—VIII веках арабами (персов, таджиков, узбеков, туркмен и др.), равно как и национальной культуры самих арабов (т. е. арабской культуры как таковой).

Народы, вошедшие в состав Халифата, создали яркую высокоразвитую культуру, которая была арабоязычной: арабский язык на несколько веков стал для них языком политики и религии, культуры и науки; он способствовал усилению взаимных связей и влияний, росту рынка, развитию наук. На обширной территории Халифата не было единой однородной культуры одного народа — это была многообразная культура, которая вместе с национальными традициями унаследовала в Испании и Сицилии достижения римской культуры, в Западной Азии и Египте — византийской, на Среднем Востоке — дневнеперсидской культуры.

Расцвет средневековой арабоязычной культуры приходится на VIII—IX века. В последующие столетия она оказала большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки и Европы и явилась крупным вкладом в мировую культуру.

Как государственное образование Халифат, так же как Империя Александра Македонского и Римская Империя, оказался непрочным.

В IX—X века в результате освободительной борьбы покоренных народов он распался на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и независимых государств (например, государство Саманидов в Средней Азии). В ряде стран, завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло религию завоевателей и арабский язык. В других странах (Пиренейского полуострова — на Западе, в Закавказье, Средней Азии, Персии — на Востоке) покоренные народы сумели отстоять не только политическую независимость, но также свой национальный язык и культуру.

Распад Халифата, начавшийся во втором периоде его истории, завершился в третьем периоде (IX—XIII века), который характеризуется упадком династии Аббасидов. Уже в середине X века ни одна территория к западу от Евфрата не подчинялась Багдадскому халифу. Некогда могущественный Халифат постепенно превращался в небольшой Багдадский халифат, теряющий политическую власть над соседними землями. Окончательный удар нанесли ему турки-сельджуки: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование.

Средневековая арабоязычная культура оказала значительное влияние на развитие всей мировой культуры. В процессе своих завоеваний арабы заимствовали и передали европейцам изобретенные в Китае компас, порох и бумагу, которая была значительно дешевле египетского папируса. Первая бумажная мельница была построена в Багдаде примерно в 800 г. В Европе первые бумажные мельницы появились в Италии и Германии лишь в XIV веке.

В VII веке, когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран культивировались греческая наука и философия. Самыми известными в то время были христианская школа в Гундишапуре на юге Ирана и Александрийская школа в Египте. Покоряя новые земли, арабы переводили на свой язык лучшие греческие, латинские, персидские и индийские рукописи. Самым знаменитым переводчиком медицинских сочинений был христианин из Хиры — Хунайн ибн Исхак ал-Ибади (809—873 гг.), который в совершенстве владел арабским, греческим, персидским и сирийским языками. Он перевел на арабский Гиппократов сборник, основные сочинения Га-лена, Диоскорида (рис. 1,2), Аристотеля, Платона, Орибасия, Руфа из Эфеса, Павла с о. Эгина и др. По мере того как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд.

В больших городах создавались библиотеки с читальными залами и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков. Со временем они выросли в крупные центры науки и образования. Такими были Дом мудрости (Байт ал-Хикмах) в Багдаде и Дворец мудрости (Дар ал-Хикмах) в Каире, при которых организовывались Общества просвещенных (Маджлес ал-Уламаа).

Библиотека в Каире содержала более 250 тыс. томов. Некоторые правители и богатые люди имели свои собственные библиотеки. Так, в библиотеке знаменитого врача Ибн ал-Мутрана, лечившего халифа Салах ал-Дина, насчитывалось около 10 тыс. книг, а Ибн ал-Талмит — автор лучшей фармакопеи своего времени — собрал более 20 тыс. томов. В XII веке, когда в Западной Европе было лишь 2 университета, в одной только мусульманской Испании (Кордовском халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других наук преподавалась медицина.

Медицина в Халифате была в особом почете. Она считалась первой среди наук, потому что, согласно учению Пророка, знание состояло из 2 частей: знания религии и знания тела. Вот почему, завоевывая новые земли, арабы коллекционировали медицинские манускрипты, переводили и изучали их.

В течение 8 веков арабоязычная медицина занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила в отредактированном, дополненном и усовершенствованном виде все важнейшие знания того времени. Возвращенные в Европу через мусульманскую Испанию эти знания способствовали развитию наук в Западной Европе в последующий период и таким образом значительно приблизили начало великой эпохи Возрождения.

Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации (рис. 3) и создании фармакопей (рис. 4). В 754 г. в Багдаде была открыта первая в Халифате аптека.

Алхимики средневекового арабоязычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (кстати «алкоголь» — слово арабского происхождения). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммед ибн ЗакарийаАр-Рази (Rhazes, 850— 923 гг.). Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Большую часть жизни провел в Багдаде. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. Медициной Ар-Рази начал заниматься после 30 лет. Тем не менее именно ему принадлежит первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Китаб ал-Хави» («Всеобъемлющая книга») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, Ар-Рази анализировал ее с точек зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. Переведенная впоследствии на латинский язык «Китаб ал-Хави» много раз издавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном врачебной науки» Ибн-Сины в течение нескольких столетий была главным источником медицинских знаний.

Среди сохранившихся сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». В нем Ар-Рази четко сформулировал идею о заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику, считая оспу и корь разными формами одной болезни. Трактат «Об оспе и кори» переведен на все основные европейские языки, и русский в том числе (в книге В.О. Губерта). Он много раз издавался в Европе.

С именем Ар-Рази связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Ар-Рази был великолепным педагогом: основанная и возглавляемая им больница в Багдаде всегда была переполнена учениками. После смерти Ар-Рази они завершили дело жизни своего учителя — его труд «Китаб ал-Хави».

Значительное развитие в Халифате получила и организация медицинского дела, которое испытало значительное влияние иранских и византийских традиций. Первые достоверные сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде по инициативе халифа Харун ар-Рашида (786— 809 гг.), описанного в сказках «1001 ночь», армянский врач из ГундишапураДжабраил ибн Бахтишу организовал первую больницу.

Джабраил ибн Бахтишу третий в знаменитой династии Бахтишу (или Бактишуа), был одним из известнейших врачей Халифата. В 765 г. он излечил от тяжелой болезни желудка халифа Мансура (754—775 гг.) — выдающегося государственного деятеля, и халиф назначил его, врача-христианина, главой врачей столицы Халифата — Багдада.

К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц, Кордове — около 50. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Одной из самых крупных была больница «Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Среди медиков обоего пола существовала специализация по отраслям медицинских знаний.

Бытующее в Европе представление, что женщины-мусульманки не принимали участия в жизни общества, далеко от истины: в Халифате женщины были воинами, поэтами, врачами. Во время военных походов женщины-врачи сопровождали воинов и ухаживали за ранеными. При Омейядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в области женских болезней обладали сестра некоего Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери; они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа Мансура.

Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела. Наряду с этим имеются сведения, что отдельные врачи занимались

вскрытиями. Так, Иоанн ибн Масавейх из Гундишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна (813—833 гг.), и 2 его преемника занимались вивисекцией животных.

В развитие отдельных областей анатомии и хирургии врачи-мусульмане внесли существенный вклад (рис. 5). Так, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965 — 1039 гг.), исследуя строение глаза животных, первым объяснил преломление лучей в его средах и дал названия частям глаза (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз, которые предложил использовать при чтении в пожилом возрасте. Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес также Али ибн Иса (XI век), живший в Багдаде. Его книга «Меморандум для окулистов» несколько раз издавалась в Европе в латинском переводе. Влияние арабской школы в офтальмологии ощущалось вплоть до XVII века.

Изучая анатомию животных, сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис (1210—1288 или 1296 гг.), практиковавший в Каире, описал легочное и коронарное кровообращение. Он сделал это на 3 столетия раньше Мигеля Сервета (1509—1553 гг.) — испанского богослова, философа и врача, который первым в Европе описал малый круг кровообращения.

Своеобразная арабо-испанская культура развивалась в мусульманской Испании, которая вначале входила в состав Халифата, а затем выделилась в самостоятельный Кордовский эмират (халифат). В период раннего средневековья эта культура была самой передовой в Западной Европе (а наряду с византийской — и во всей Европе в целом). Центрами арабо-испанской культуры стали университеты в Кордове, Севилье, Гранаде, Малаге. Там преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Как уже говорилось, в Кордовском халифате было 17 высших школ и 70 библиотек, в то время когда в остальной Западной Европе еще не было ни одного университета.

Выдающийся врач Кордовского халифата Абу ль-Касим ал-Захрави (Abulcasis, 936— 1013 гг.) считается крупнейшим хирургом средневекового арабоязычного мира. В его труде «Китаб ал-Тасриф» описано более 150 хирургических инструментов, разработанных самим автором. Следуя положениям Корана, Абу ль-Касим не оперировал женщин, однако он дал четкое описание клинической картины внематочной беременности. Для лечения местных поражений кожи Абу ль-Касим предлагал прижигания. В этой области арабы достигли высокого искусства (рис. 6). Большое влияние на Абу ль-Касима оказали труды выдающегося византийского хирурга Павла Эгина. Трактат Абу ль-Касима многократно издавался в Европе в латинском переводе и на протяжении 5 столетий был одним из основных учебников по хирургии.

Весьма сведущим врачом был и арабский философ, астроном и государственный деятель Кордовского халифата Ибн Рушд (Ибн Рошд, Averroes, 1126—1196 гг.). Свои обширные знания он обобщил в 7-томном сочинении «Книга общих принципов медицины».

В трудах врачей Кордовского халифата имеются описания эпидемий чумы в Гренаде и Альмерии, заразный характер которой они четко осознавали.

Средневековая арабоязычная медицина уделяла большое внимание вопросам личной и общественной гигиены, рациональному питанию и диететике, что обусловлено особенностями жаркого климата и быта мусульман. Многие рациональные гигиенические советы нашли свое отражение в Коране (арабское «кур'ан» — буквально «чтение») — главной священной книге мусульман, представляющей собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч. Так, в сложных санитарных условиях Аравийской пустыни Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков: истинный мусульманин ведет абсолютно трезвый образ жизни и чем способствует сохранению своего здоровья.

Как известно, Коран запрещал изображение человека и животных. Поэтому первоначально в медицинских рукописях на арабском языке не было рисунков, связанных с обликом человека и анатомией человеческого тела. Приведенные в тексте иллюстрации более позднего происхождения; они были добавлены к арабским рукописям при переписывании или переводе их на персидский, турецкий и другие языки.

Яркая и многогранная средневековая арабоязычная медицина вышла далеко за пределы халифатов. Она оказала большое влияние на развитие медицинских знаний как в Европе периода классического средневековья, так и в средневековых государствах Востока.

ЕСЛИ ЛЕНЬ ЧИТАТЬ: С целью формирования единой арабской народности, идеологии, го­сударственной организации возникла новая религия - ислам (в пере­воде с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее ос­новоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он соз­дал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), став­шую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную му­сульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдаде.

Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возмож­ность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географичес­кая карта и др. В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, ис­пользовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, са­хар.

В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.

Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чи­новники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали па­циентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресе), объем обучения соответствовал ви­зантийскому «энциклиоспедиа» (с элементами медицины). Высшее об­разование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в час­тности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в осо­бом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употреб­ление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способ­ствует сохранению здоровья человека.

Ученые—медики Арабских халифатов.

Крупными учеными арабского Востока были Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед ибн ЗакарииаАр-Рази и др.

Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 - 1037) родился в Афшане, в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просве­щенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщи­ком податей. Мать - Ситора - принадлежала к древнему зороастрийскому роду. Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предуп­реждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хле­ба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.

Авиценна написал «Канон врачебной науки», который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О вос­питании, Подарок матерям, Закон детства и др. Он разработал «Философию здоровья», где указывает на четыре основы жизни: воз­дух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло. К тому же великий философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаи­мовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердивший это клиническими наблюдениями и опытным путем.

Абу БакрАР-РАЗИ (865 - 925) впервые на Востоке ввел в практику написание истории болезни. С его именем связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлече­ния инородных тел из гортани. Он написал более 200 трудов в различных областях знаний (теологии, философии, астрономии, мине­ралогии), из которых более половины посвящены медицине. В час­тности, ему принадлежат первые в Аравийской литературе энциклопе­дические труды «Всеобъемлющая книга по медицине» (25-томов). «Ме­дицинская книга» (10-томов).

Ученый оставил заметный след в пе­диатрии. В его работах «Об оспе и кори», «Оспа у детей», «Диаг­ноз оспы и кори». «Детские поносы», "Детская практика".даны рекомендации по уходу за глазами, полостью рта и зева, применению ванн, массажа, вариоляции. Особую ценность составляет его сочинение «Об оспе и кори», признанный самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. В нем Ар Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний, описал их дифференциальную диагностику (считая их разными формами одной болезни). Лечение, питание больного, меры защиты от болезни, уход за кожей больного.

АЗ-ЗАХРАВИ (936 - 1013) в труде "Китабат-Тасриф" описал более 150 инструментов, разработанных самим автором, а также лечение переломов, грыжесечение, методику проведения глазных операций, методы обезболивания при операциях. Аз-Захрави не оперировал женщин, так как ислам запрещает право­верному мусульманину видеть обнаженным женское тело. Вместе с тем он единственный из арабских врачей, кто подробно описал клинику внематочной беременности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...