Семенова Е.И. ЗСЛГС 42-18. Тема: Особенности социальной реабилитации и профориентации детей с ОВЗ. 1. Дети и подростки с ОВЗ как специфические социальные группы (страты).
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Семенова Е. И. ЗСЛГС 42-18 Тема: Особенности социальной реабилитации и профориентации детей с ОВЗ 1. Дети и подростки с ОВЗ как специфические социальные группы (страты). Страта — это большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества. Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Согласно Л. С. Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие. Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях: структурный; умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины; ценностный и морально-нравственный; умение оценивать происходящие в мире события. Учебный: умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи. Личностное развитие: принятие ответственности за решение своих социальных проблем. Духовное развитие: принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении. Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе: Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование. Предметно-практическая деятельность: самообслуживающий труд; использование бытовых устройств; использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью; художественно-прикладной труд. Творческая деятельность. Спорт.
2. Особенности отношении к процессу социальной реабилитации и профориентации данных групп. Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как А. А. Дыскин, А. Г. Литвак, А. М. Щербакова, В. П. Ермаков, Ф. С. Исмагилова и другие. Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Важно развивать у учащихся активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей, определение адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья: позиция родителей; учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; поддержка со стороны педагогов; знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей; информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям; поддержка со стороны педагогов. Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны: профессионально – ориентационные беседы; занятия в кружках, мастерских; экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости; встречи со специалистами; участие в «днях открытых дверей»; участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий; использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|