4. Ведущие социальные институты.
4. Ведущие социальные институты. Социальный институт – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие установления в обществе – все это институты, С их помощью устанавливаются, упорядочиваются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Этим самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни. Социальные институты отличаются четким разграничением социальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов воздействия, согласованностью их воздействий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Поэтому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и устойчивость социальных связей и самой структуры общества. Поэтому социальные институты выступают одной из самых важных и основных форм социальной структуры общества. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, спортивные и т. д. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации – занимаются вопросами производства, социальной защиты и санкций. Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций). Обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельнотсь. Социально-культурные институты представляют собой совокупность более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т. д. ). которые ориентированы на социализацию личности, овладение ею культурными ценностями общества. К социо-культурным институтам относятся: институты образования, религии, здравоохранения, семья.
5. Агентства социализации. Социализация — усвоение социального опыта и обучение индивида социальным ролям и образцам поведения, без чего он не может стать полноценным членом своего общества или социальной группы, а также формирование его личной идентичности и образа Я. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т. е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация — процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации. Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т. д.
Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов. 6. Роль семьи в социальной реабилитации и профориентации детей и подростков с ОВЗ. Родители играют ключевую роль в успешном переходе их сына или дочери от школы к работе и взрослой жизни. Родители лучше всех знают своего ребенка и в большинстве случаев живут вместе со своими детьми-инвалидами на протяжении всей жизни. Поэтому участие родителей и их поддержка очень важны для планирования эффективного процесса перехода. В зависимости от того, насколько конструктивно семья и родители будут включены в этот процесс, настолько эффективно будут решаться задачи профориентации на всех ее этапах. Источниками информации при первичной психодиагностике родителей являются содержание обращения за помощью и особенности поведения родителя при его обращении к психологу [114]. В результате может быть выявлена совокупность психологических синдромов, характерных для родителей и детско-родительских отношений, а именно: синдром поиска социальных союзников; синдром детского неблагополучия и родительской тревожности; синдром нелюбящего родителя; синдром личностного неблагополучия родителей. На следующем этапе диагностики важно выявить особенности родительского отношения к детям, стиль семейного воспитания. При анализе типа семейного воспитания можно опираться не только на результаты беседы с родителями (опекунами либо иными лицами, реально воспитывающими ребенка) и самими инвалидами, но и на данные психодиагностики. В результате диагностики могут быть выявлены следующие основные типы нарушений семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция (гиперопека), когда подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей; в таком случае могут сформироваться демонстративные (истероидные) и гипертимные черты характера у детей; доминирующая гиперпротекция, когда повышенный контроль со стороны родителей, ограничения и запреты лишают ребенка самостоятельности; такое воспитание может усиливать астенические черты личности подростка; повышенная моральная ответственность, когда декларируются и предъявляются очень высокие требования к ребенку на фоне недостаточного внимания к нему; в таком случае может развиться чувство вины, тревожность, тревожномнительная (психастеническая) акцентуация характера; гипопротекция, когда ребенок «заброшен», родители не интересуются его проблемами; такой тип воспитания в ряде случаев может стимулировать декомпенсацию по типу гипертимической акцентуации, способствовать развитию девиантного поведения. Семья имеет огромные возможности для трудового воспитания и подготовки ребенка к труду и самостоятельной жизни в обществе, поскольку личный пример родителей, близких, окружающих людей оказывает сильное влияние на формирующуюся личность, основные черты которой закладываются в раннем возрасте. В процессе трудового воспитания в семье можно выделить следующие наиболее общие задачи: 1. Воспитание трудолюбия, умение доводить до конца начатое дело, выполнять его качественно. 2. Формирование умений выполнения домашней работы. 3. Бережное отношение к результатам чужого труда, уважение к людям, которые добросовестно трудятся. 4. Помощь ребенку в ориентации в мире профессий, в выборе наиболее подходящего вида деятельности в соответствии с интересами и возможностями. Главная задача родителей в раннем возрасте — поощрять ответственность и независимость своих детей, распределяя работу по дому и развивая настойчивость и социальные навыки. Основными направлениями усилий семьи в подготовке ребенка к труду должны быть следующие: 1. Формирование и закрепление навыков самообслуживания. 2. Воспитание дисциплинированности. 3. Формирование уважительного отношения к труду, подкрепляемое примерами из жизни (родственники, друзья семьи, известные люди и т. д. ). 4. Использование всевозможных стимулов с целью поощрить ребенка к проявлению трудовой инициативы, самостоятельности, помощи тем, кто в ней нуждается. 5. Привлечение к выполнению посильной домашней работы (уход за больными, уборка, стирка, покупки, полив комнатных растений, уход за домашними животными, мытье посуды и т. д. ). 6. Обучение ведению домашнего хозяйства, т. е. готовить пищу, содержать дом в чистоте, ухаживать за одеждой и обувью, рассчитывать семейный бюджет и т. д. 7. Обучение содержанию в порядке своего рабочего места (например, письменного стола со всеми учебными принадлежностями, рабочего уголка и т. п. ). 8. Выявление интересов и склонностей ребенка. 9. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей, родственников, рассказы взрослых в занимательной форме о представителях различных профессий. 10. Организация и контроль трудовой деятельности ребенка. 11. Помощь в выборе места профессионального обучения. Психологическое консультирование в контексте оказания помощи семье по профориентации и планированию карьеры молодого инвалида направлено на реконструкцию когнитивного и поведенческого аспектов родительской позиции в решении профориентационных задач. К ним относятся: — ориентация родителей в основных целях профессиональной реабилитации в системе комплексной реабилитации инвалида; — формирование адекватных ожиданий в отношении возможных результатов реабилитации молодого инвалида; — информирование относительно прогноза профессиональных перспектив, ориентация в широком круге проблем взаимоотношений, общения, поведения в целях конструктивного разрешения различных жизненных ситуаций, препятствующих профессиональной самореализации их ребенка; — ориентация в проблемах внутрисемейных отношений, конструктивных способах и формах общения; — разрешение личных психологических проблем родителей; — ориентация на принятие совместных решений относительно проблем, касающихся всех членов семьи; — формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи своему ребенку по профориентации и планированию карьеры. Данный перечень задач психологического консультирования родителей может быть дополнен. Но во всех случаях задача консультанта состоит в том, чтобы в ходе консультирования были созданы условия, способствующие повышению осознанности, осмысленности принятия решений и действий при осуществлении родительской функции в профессиональном становлении их детей. То есть решается задача как повышения психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей, так и формирования у них конструктивного отношения к проблемам своих детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|