Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи к теме «Формально-логические законы»




I. Какие формально-логические законы распространяются на следующие пары суждений?

  1. Все свидетели дают истинные показания.

Ни один свидетель не дает истинные показания.

2. «Статистика знает все» (И.Ильф, Е. Петров). Статистика знает не все.

  1. Все кенгуру – сумчатые млекопитающие. Некоторые кенгуру не являются сумчатыми млекопитающими.
  2. Ни одна балалайка не является клавишным инструментом. Некоторые балалайки – клавишные инструменты.
  3. «Арагонская хота» Глинки – увертюра-фантазия на испанские темы. «Арагонская хота» Глинки не является увертюрой-фантазией на испанские темы.
  4. Нет человека, который не любил бы природу, не любовался бы на ясное, голубое небо. Некоторые люди не любят природу, не любуются на ясное, голубое небо.

 

II. Тождественны ли следующие понятия?

  1. Гиппопотам. Носорог. Бегемот.
  2. Крокодил. Аллигатор.
  3. Композитор. Человек, сочинивший музыку.
  4. Левитан. Художник, написавший картины «Март» и «Весна – большая вода». Художник, написавший картину «Грачи прилетели».
  5. Упрямство. Порок слабого ума.
  6. Французский физик Пьер Кюри (1859 – 1906). Ученый, совместно с женой М.Склодовской-Кюри открывший в 1898 г. полоний и радий. Лауреат Нобелевской премии (1903 г., совместно со Склодовской-Кюри).

 

III. Нарушен ли формально-логический закон в рекламе торговца в следующей басне?

«Один торговец занимался продажей копий и щитов и, нахваливая свои щиты, кричал: «Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет пробить их!» Тут же, расхваливая свои копья, он говорил: «Эти копья пробивают что угодно». Один из прохожих, услышав его слова, спросил: «А что будет, если попытаться проткнуть твой щит твоим же копьем?».

 

IV. Какая логическая ошибка допущена в рассуждении Цандера?

«С.П. Королев принес Цандеру путевку в санаторий в г. Кисловодск и предложил ему взять у врача разрешение на продление отпуска. Вечером С.П. Королев спросил у Цандера:

- Врач продлил вам отпуск?

- Да. Я говорю: «Продлите мне отпуск на неделю».

- А что такое? Зачем продлевать? – спрашивает врач.

- Устал.

- Что у вас за работа? На морозе или в горячем цеху? Что это вы так устали?

- Да нет, не на морозе. Я занимаюсь полетами на другие планеты.

- А-а, тогда понятно. Может, вам дать месяц?

Соратники Цандера и Королев полегли со смеху. Только один человек не понимал, что здесь смешного, - это Цандер».

 

V. На действие каких формально-логических законов опирается Дж. Х. Чейз в романе «Небезопасно быть свободным» в следующих примерах?

1. «Тревожные мысли не оставляли ее, пока она одевалась, и, уходя из номера, она решила еще раз осмотреть его комнату в надежде обнаружить хоть что-нибудь, что либо успокоило бы ее, либо подтвердило подозрения».

2. «Если ты сообщишь отцу, то он, конечно, сразу же позвонит в полицию. Если же ты ничего не скажешь, есть шанс, что никто никогда ни о чем не узнает. Поэтому я прошу тебя молчать».

3. «Флойд привык к ее постоянному вниманию. Его желания были и ее желаниями. Его потребности были ее потребностями. Но сегодня ночью он как будто для нее не существовал».

4. «- Она кого-нибудь спрашивала?

- Нет. Она прошла по холлу и поднялась по лестнице, как будто бы знала, куда ей нужно идти.

- Она не ехала на лифте?

- Нет.

- Тогда, скорее всего, номер, куда она направлялась, находится на первом или на втором этаже. Ведь, чтобы подняться на третий этаж, ей пришлось бы воспользоваться лифтом».

5. «Надо снять отпечатки пальцев и проверить, совпадают ли они с отпечатками, которые мы нашли на другой бусине».

6. «- Тот отпечаток, который мы нашли на бусине в гостинице «Плазма», не соответствует отпечаткам пальцев Керра».

7. «- Очень интересно, комиссар. Мне удалось найти отпечаток на лампе, совпадающий с тем, который оставлен на бусине. Это вне сомнения».

 

VI. Льюис Кэрролл в своих сказках об Алисе неоднократно показывал действие законов формальной логики. Какие законы нашли отражение в приведенных ниже отрывках?

1. «- Если бы кое-кто не совался в чужие дела, - хрипло проворчала Герцогиня, - земля бы вертелась быстрее!

- Ничего хорошего из этого бы не вышло, - сказала Алиса, радуясь случаю показать свои знания. – Только представьте себе, чтобы сталось с днем и ночью. Ведь земля совершает оборот за двадцать четыре часа…

- Оборот? – повторила Герцогиня задумчиво. И, повернувшись к кухарке, прибавила:

- Возьми-ка ее в оборот! Для начала оттяпай ей голову!»

2. «- Заговорить с ней или нет? – подумала Алиса».

3. «Алиса постаралась представить себе, как выглядит пламя свечи после того, как свеча потухнет. Насколько ей помнилось, такого она никогда не видела».

4. Алиса сказала: «Какой сегодня день странный! А вчера все шло как обычно! Может, это я изменилась за ночь? Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я! Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно…»

 

VII. Всему миру известен город Габрово в Болгарии, жители которого щедро одарены чувством юмора. Нарушение каких законов отражено в следующих габровских анекдотах?

1. «Какая температура в комнате? – спросил муж у жены. «Пятнадцать градусов», - ответила его жена. «А на улице?» - «Двадцать». – «Тогда открой окно, - распорядился муж, - пусть войдут еще пять градусов».

2. Габровский анекдот под названием «Реклама»:

«- Значит, это самая новая ткань?

- Только вчера получил, прямо с фабрики!

- А она не линючая?

- Да что вы! Больше месяца висела на витрине, и ничего ей не сделалось!».

 

VIII. Какие законы формальной логики отражены в этом отрывке?

«Чертог вдовы Грицацуевой сиял. Во главе свадебного стола сидел марьяжный король – сын турецко-подданного. Он был элегантен и пьян. Гости шумели.

Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет» (И. Ильф, Е. Петров).

 

Задачи к теме «Аргументация»

 

I. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства.

1. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы, неприступные красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко, золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного полного мглою ущелья, тянет серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею» (М.Ю. Лермонтов).

2. «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К. Гельвеций).

3. «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур).

4. «Воздержанность и труд – вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им» (Ж.-Ж. Руссо).

5. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Ж. Лабрюйер).

 

II. В приводимых ниже отрывках найти тезисы и соответствующие аргументы, подтверждающие эти тезисы.

1. «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь».

 

2. «Сделавшись императором, Клавдий немедленно приказал казнить Кассия Херею и еще нескольких человек, причастных к убийству Калигулы, однако отменил все его жестокие постановления и тем самым заслужил всеобщее признание».

 

3. «Римские плебеи имели все основания быть довольными Клавдием, который помимо организации раздач и зрелищ проявил заботу о благоустройстве столицы: провел новые водопроводы, реконструировал порт в Остии и обеспечил регулярный подвоз хлеба в Рим».

 

III. Найти логическую и математическую ошибку в следующем рассуждении (решении задачи).

«Доказать», что 2 х 2 = 5.

 

Берется равенство: 16 – 36 = 25 – 45. Затем к обеим частям равенства прибавляется по равной величине 20 ¼, получается:

16 – 36 + 20 ¼ = 25 – 45 + 20 ¼. Затем делаются следующие преобразования:

42 – 2 х 4 х 9/2 + (9/2)2 = 52 – 2 х 5 х 9/2 + (9/2)2, (4 - 9/2)2 = (5 - 9/2)2.

 

Отсюда делается заключение: 4 - 9/2 = 5 - 9/2, 4 = 5, 2 х 2 = 5. В чем кроется ошибка?

 

IV. В чем кроются логические ошибки, допущенные в следующих софизмах?

1. Все, что ты не потерял, ты имеешь.

Ты не потерял рогов.

____________________________________

Ты имеешь рога.

 

3. В древности был известен софизм «Эватл». Древнегреческий софист Протагор давал уроки Эватлу. Они договорились, что после первого выигранного

Эватлом судебного процесса ученик платит своему учителю за обучение. Но Эватл не провел ни одного судебного процесса, поэтому не платил учителю за обучение. Протагор сказал, что подаст на Эватла в суд и Эватл ему заплатит: если судьи присудят уплатить, то он обязан будет уплатить по решению суда, а если судьи не присудят уплатить, то Эватл оплатит за свое учение по их договору, так как он выиграл этот первый процесс.

На это Эватл ответил, что он не уплатит ни в том, ни в другом случае, ибо если судьи присудят уплатить, то, значит, он проиграл свой первый процесс и не обязан платить по их договору, а если судьи не присудят платить, то он не заплатит по решению суда.

В чем состоит нарушение законов логики, допущенное в этом софизме?

 

V. В период перед поступлением в вузы преподаватель математики повесил такое объявление: «Даю уроки математики для поступающих в вузы. Платят за обучение только те, кто прошел в институт по конкурсу». Какие могут встретиться варианты, связанные с оплатой согласно этому объявлению?

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение ………………………………………….. Предмет и значение логики и теории аргументации ……………………………………..  
  1.1. Мышление – предмет изучения логики ….  
  1.2. Понятие о логической форме и логическом законе …………………………  
  1.3. История возникновения и развития логики  
  1.4. Значение логики в теоретической и прак- тической деятельности специалиста ……..  
2. Основные формы мышления в традиционной логике ……………………………………………..  
  2.1. Понятие ……………………………………..  
  2.2. Суждение …………………………………...  
  2.3. Умозаключение …………………………….  
3. Формально-логические законы ………………….  
  3.1. Закон тождества ……………………………  
  3.2. Закон логической непротиворечивости …..  
  3.3. Закон исключенного третьего ……………..  
  3.4. Закон достаточного основания ……………  
4. Логические основы аргументации ………………  
  Заключение ………………………………………..  
  Библиографический список ……………………...  
  Приложение ……………………………………….  
           

 

 

Е.М. Киреев

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ

АРГУМЕНТАЦИИ

 

 

Учебное пособие

 

 

Воронеж 2005

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский государственный технический университет

 

Е.М. Киреев

 

 

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ

АРГУМЕНТАЦИИ

 

Утверждено Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебного пособия

 

 

Воронеж 2005

ББК 87.3 (07)

 

Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2005. 147 с.

 

В учебном пособии рассматриваются основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, формально-логические законы, закон тождества, закон логической непротиворечивости, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, логические основы аргументации.

Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Связи с общественностью» может быть использовано всеми интересующимися проблемами логики и теории аргументации.

Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе MS Word и содержится в файле Логика.dos.

 

Библиогр.: 15 назв.

Научный редактор д-р филос. наук, проф. Л.Я. Курочкина

Рецензенты: кафедра социально-гуманитарных дисциплин ВИВТ (зав. кафедрой проф. А.В. Струков);

канд. филос. наук, доц. Б.П. Гайворонский

 

© Киреев Е.М., 2005

© Оформление. Воронежский

государственный технический

университет, 2005

 

Учебное издание

 

 

Киреев Егор Михайлович

 

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ

АРГУМЕНТАЦИИ

 

 

В авторской редакции

 

Компьютерный набор О.П. Вышегородцевой

 

Подписано к изданию 28.02.05. Уч.-изд.л.

 

Воронежский государственный технический университет

394026 Воронеж, Московский просп., 14

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...