Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лист согласования и утверждения рабочей программы




Учебно-методический комплекс

Дисциплины: «Логика и теория аргументации»

Блок дисциплин: ОПД.Ф.3

Специальность: «Связи с общественностью»

Факультет: Исторический

Форма обучения: дневная

 

Сыктывкар 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра философии и культурологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии гуманитарного факультета

«_____»___________________2009г.

Протокол №

 

 

Председатель УМК

О.И.Зезегова _________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Дисциплины: «Логика и теория аргументации»

Блок дисциплин: ОПД.Ф.3

Специальность: «Связи с общественностью»

Факультет: Исторический

Форма обучения: дневная

 

 

Семестр: 8

Всего учебных занятий – 102 часа

В том числе:

Аудиторных 52 часа, из них

Лекций- 26 часов

Практических – 26 часов

Самостоятельных – 50 часов

Контроль – контрольная работа

Итоговый контроль – экзамен

 

 

Сыктывкар 2009

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана

Специальности «Связи с общественностью»

 

Автор рабочей программы

Доцент, к.ф.н. __________________Максимова О.Л.

 

 

Рецензенты:

Доцент, к.ф.н.__________________Тонкова Е.Г.

 

Доцент кафедры социально-гуманитарных

дисциплин КФ КГМА, к.ф.н. _______________Б.М.Завьялов

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры «Философии и культурологии»

Протокол заседания № от «»____________2009

 

Заведующий кафедрой

Доцент,к.ф.н. _______________________Ю.Г.Козырев

Согласовано:

Председатель УМК исторического факультета

_______________________________//

 

 

Декан-эксперт блока ГСЭ

­­­Доцент, к.ф.н.___________________/ Е.Г.Тонкова /

 

Пояснительная записка

«Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

Л.Н.Толстой

Логическая культура предполагает точность мыслей и правильное их изложение. Логичность мышления необходима каждому человеку в любой сфере деятельности, в частности, специалистам по связям с общественностью, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с умением оперировать четкими понятиями, давать ясные определения и точно формулировать проблемы, анализировать свои и чужие рассуждения, кроме того, связана с умением убеждать и обосновывать свои высказывания, а также правильно и корректно вести диалог.

С учетом выше изложенного главной задачей курса «Логика и теория аргументации» является не столько знакомство учащихся с основами науки логики, сколько стремление привить им логическую культуру и указать путь логически правильного мышления, а также умение применять законы и правила логики, как в учебном процессе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа курса составлена в соответствии с целью и задачами. Подбор материала осуществлен с учетом целесообразности изучения теории в сочетании с практическими навыками, что позволяет предотвратить механическое заучивание студентами основных положений науки логики. Содержательная часть подачи материала дисциплины «Логика и теория аргументации», отвечая требованиям ГОС к подготовке специалистов по связям с общественностью, представляет систему из семи блоков: 1) Предмет и основные понятия логики; 2)Теория доказательства; 3)Классическая логика высказываний; 4)Дедуктивные рассуждения; 5)Правдоподобные рассуждения; 6)Основы аргументационного процесса; 7)Связи с общественностью и искусство убеждения. Изложение материала курса строится по темам, содержание которых раскрывается в учебной программе. По каждой теме представлены требования к знаниям и умениям студентов, указаны темы практических занятий и даны методические рекомендации. Кроме того, по каждой теме учебная литература разделена на базовую, основную и дополнительную. Практические занятия проводятся в форме семинаров, что позволяет привить студентам практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.

Для усвоения теоретического материала и выработке практических навыков используются разные формы работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной: каждая тема включает блок самостоятельной работы, направленной на овладение, закрепление и систематизации знаний, а также формирование умений. Выполнение заданий самостоятельной работы способствует подготовке к практическим занятиям. Для выработки практических умений и навыков используются упражнения учебного пособия: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект занятий, 2006. Кроме того, упражнения, разработанные преподавателем.

На лекционных и практических занятиях применяются разные методы обучения: повествовательный, проблемный, поисковый, аналитико-дедуктивный, моделирующий, метод тестирования.

Для закрепления знаний составлены тесты, вопросы контрольной работы и контрольные задания с учетом профессиональной направленности. Текущая успеваемость студентов контролируется фронтальными опросами по теоретической части, контрольными опросами на семинарских занятиях, проверочными работами по каждой теме, проверкой домашних заданий. В конце курса проводится аудиторная контрольная работа. Итоговая успеваемость студентов определяется на зачете: результатирующая оценка складывается из теоретических ответов студентов и выполнения практических заданий. Практический опыт преподавания дисциплины «Логика» показал, что для более эффективной подготовки к экзамену и зачету, контрольные вопросы должны отражать не общее название темы, а конкретизировать определения теоретического блока дисциплины. Список вопросов к зачету представляет собой разбивку темы на микровопросы, позволяющие студентам лучше усвоить теоретическую базу курса.

В ходе теоретического и практического освоения курса

Студент должен знать:

  • Формы правильного мышления (понятие, суждение, умозаключение), их структуру и виды.
  • Логические операции
  • Основные законы логики
  • Виды дедуктивных умозаключений, их правильные модусы
  • Правила достоверности правдоподобных умозаключений
  • Виды индуктивных умозаключений
  • Логическое строение доказательства и опровержения
  • Основные этапы построения гипотез
  • Тактические приемы рационального спора
  • Предмет теории аргументации как отрасли научного знания
  • Понятийно-категориальный аппарат теории аргументации
  • Особенности аргументативного дискурса
  • Нормы рационального речевого общения

Студент должен уметь:

  • Применять теоретические знания (логические законы, приемы, операции) на практике
  • Правильно формулировать свои мысли в процессе рассуждения
  • Определять истинность и ложность суждений
  • Строить доказательства и опровержения
  • Обосновывать выдвигаемые тезисы
  • Аргументировано и доказательно отстаивать свои позиции и интересы.
  • Использовать методы дедукции и индукции
  • Применять методы научной индукции
  • Выстраивать гипотезы
  • Применять правила теории аргументации в научных дискуссиях, деловых беседах и переговорах
  • Использовать требования обоснованности и убедительности в деловом общении и профессиональной деятельности

Иметь представление:

  • об истории теории аргументации
  • о логических, когнитивных и психологических основах аргументации
  • о диалоговых формах аргументации
  • о правилах ведения спора и об уловках, в них используемых

 

ОПД.Ф.03. Предмет и основные понятия логики. Формальная и математическая логика как наука о законах познания. Формализация доказательств в исчислении высказываний. Теория доказательств в исчислении предикатов. Доказательство как способ обоснования истинности суждений или теорий. Эмпирические и дедуктивные доказательства. Логические выводы. Логика и «внелогические» элементы мышления. Доказательство и интуиция.

Классическая логика высказываний; препозиционные связки; интерпретация и модели. Теория дедуктивных рассуждений. Силлогистика; семантика традиционной силлогистики; негативная силлогистика.

Представление об аргументации. Аргументы и аргументация в формальной логике. Структура довода. Порядок аргументации и основные виды аргументов. Методы установления причинных зависимостей; аналогия; гипотеза. Связи с общественностью и искусство убеждения.

Тематический план

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максималь.нагрузка Студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самост. работа
Всего В том числе
лекции семинар  
  Предмет и основные понятия логики          
  Теория доказательства            
  Классическая логика высказываний; препозиционные связки; интерпретация и модели.            
  Дедуктивные рассуждения. Силлогистика; семантика традиционной силлогистики; негативная силлогистика.            
  Правдоподобные рассуждения            
  Основы аргументационного процесса            
  Связи с общественностью и искусство убеждения.            
  Итого          

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и основные понятия логики

Логика как наука о мышлении. Формальная и математическая логика как наука о законах познания. Роль мышления в познании. Два способа познания: чувственный и рациональный. Истинность мысли и логическая правильность рассуждений. Логическая форма мысли: понятие логического термина, логической формы и логического закона. Мышление и язык. Семантические категории и логическая форма. Знак и его разновидности. Язык логики предикатов. Алфавит языка логики предикатов.

Законы классической логики предикатов. Понятие логического закона. Основные законы формальной логики: закон тождества и его познавательное значение; закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Последствия нарушения законов логики.

Студент должен знать:

  • Историю и основные этапы развития науки логики
  • Специфику формальной, математической и диалектической логики
  • Предмет изучения науки логики
  • Особенности процесса познания
  • Специфику логической формы
  • Соотношение мышления и языка
  • Язык и алфавит логики предикатов
  • Значение логики в сфере профессиональной деятельности
  • Основные формально-логические законы
  • Возможные последствия нарушения законов логики

Студент должен уметь:

  • Определять способы познания
  • Установить истинность мысли
  • Различать виды знаков
  • Выделить логическую форму
  • Использовать язык логики
  • Выстраивать свои мысли в соответствии с законами логики
  • Выявлять в ходе рассуждения или дискуссии суждения, несоответствующие формально-логическим законам
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...