Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ потенциала трудовой активности населения

 

Способность населения региона выполнять определенный объем физической работы характеризуется долей трудоспособных членов общества.Однако если характеризовать воспроизводство только этими показателями, за скобками остаются различия в трудовой активности работающего населения.

Более надежным для этих целей будет применение индикаторных покaзaтелей – например, интенсивности «жизненных миграций», которые, как было покaзaно выше, свойственны именно самым активным и трудоспособным контингентам населения. Используя покaзaтели высокой доли пришлого населения и, одновременно, высокой численности покинувших регион местных уроженцев, можно клaссифицировaть регионы страны по уровню подвижности населения и, соответственно, провести более надежное их рaнжировaние по степени трудоспособности активного населения.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе – повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

В качестве показателя уровня материального благосостояния населения использовался уровень бедности, как абсолютный (к бедным относятся домохозяйства, имеющие доход ниже прожиточного минимума), так и субъективный (с учетом социальной самоидентификации граждан).

Формирование трудовых ресурсов в перспективе будет складываться под влиянием демографических ограничений.

В последнее десятилетие численность постоянного населения Октябрьского района ежегодно уменьшается в среднем на 200 человек.

Несмотря на ежегодное уменьшение общей численности населения района, до 2007 года наблюдался ежегодный рост численности трудовых ресурсов, в основном, за счет вхождения в трудоспособный возраст граждан, родившихся в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Однако, за счет снижения численности населения в трудоспособном возрасте, с 2008 года начнется ежегодное снижение численности трудовых ресурсов.

Численность трудовых ресурсов за 2008 – 2010 годы сократится на 430 человек, в том числе в 2008 году – на 257 человек, 2009 году – на 1 человека, 2010 году – на 172 человека. Темпы снижения численности трудовых ресурсов будут опережать общие темпы снижения численности населения района.

В этих условиях численность занятых в экономике района будет иметь тенденцию к уменьшению. За 2008 – 2010 годы она сократится на 115 человек.

Количество учащихся с отрывом от производства по прогнозу с 2008 года по 2010 год останется на прежнем уровне в 2010 году составит 780 человек.

Таблица 10 – Показатели, характеризующие трудовые ресурсы

№ п/п Наименование показателей Единица измерения 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Численность занятых в экономике тыс. человек   9,855   9,676   9,674   9,678   9,561
2. Доля занятых в экономике в общей численности трудовых ресурсов процентов 81,4 79,2 80,8 80,9 81,0
3. Численность незанятых в экономике   тыс. человек 1,028 1,765 1,510 1,505 1,450
4. Уровень занятости населения (отношение занятого населения к численности населения в трудоспособном возрасте) процентов 76,7 74,0 75,2 75,5 75,5
5. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) процентов 9,25 9,2 9,17 9,17 9,17

Целью демографической политики является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической политики являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

· улучшение репродуктивного здоровья населения;

· увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

· улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

· создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

· всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

· создание условий для самореализации молодежи;

· социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

в области миграции и расселения:

· регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

· повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития;

· обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

· укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

· сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

· улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

· сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...