Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нетрадиционные формы проведения урока




Учебный процесс - это совместная деятельность учителя и

Учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению

умениями в течение определенного времени. Наибольшей единицей

учебного процесса является учебный год, который членится

на учебные полугодия и учебные четверти. Наименьшая

единица учебного процесса - урок. В организации учебного процесса

важнейшими проблемами являются планирование учебного

материала, создание условий для его восприятия и обучение

на уроке, обеспечение развития школьников средствами русского

языка.Планирование работы в учебном процессе необходимо, вопервых,

для организации равномерной работы, во-вторых, для

видения перспективы в изучении предмета. В зависимости от единиц

учебного процесса выделяются три вида учебных планов: календарный,

тематический и план урока.

Календарный план. Этот вид плана представляет собой перечень

программных тем, распределенных по неделям данного учебного года. Таким образом, учитель получает путеводную

звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформулированных

для конкретного класса. При составлении календарного

плана необходимо учитывать следующие факторы: школьные

каникулы; количество недельных часов в данном классе;

особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней

может быть больше, в другие - меньше в связи с совпадением или

несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие

специальных часов на развитие связной речи, которые в программе

даются отдельно в конце курса каждого класса. Чтобы

учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов

на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико правописных

тем, так как уроки развития речи проводятся параллельно

с ними. Для равномерности в работе по развитию

связной речи часы на нее целесообразно распределить пропорционально.

Покажем эту процедуру на примере V класса. Всего

на русский язык в этом классе отводится 204 ч; из них на развитие

связной речи - 34 ч. Высчитаем время, отводимое на грамматику

и правописание: 204 ч - 34 ч = 170 ч. Следовательно, на один

урок грамматики и правописания приходится 0,2 ч (34 ч:204 ч)

на развитие связной речи. Теперь при составлении календарного

плана эти 0,2 ч умножаем на количество часов, отводимых на

каждую грамматико-орфографическую или грамматико-пунктуационную

тему, и получаем число часов, которые целесообразно

использовать на развитие связной речи при изучении языкового

и правописного материала. Приводим пример возможного

календарного плана для V класса с учетом перечисленных

факторов. Тематический план. На каждую программную тему в целом отводится

то или иное количество времени; это время необходимо

распределить по частным вопросам данной темы. При этом следует

учитывать наличие тем, связанных с формированием умений

и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так,

частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных

включает в себя сведения о литературной норме - согласование с

ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следовательно,

на изучение рода несклоняемых имен существительных

целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока. План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок или

уточняется ранее использованный. Он служит учителю руководством

для организации деятельности как своей, так и учащихся.

План урока отражает тип урока (см. об этом ниже), но во всех

случаях в нем должны быть следующие элементы: тема, цели, элементы

повторения, средства обучения, последовательность работы

учителя, итоги урока, домашнее задание.

 

 

17. типология уроков ря: общая хар-ка(клас-ия уроков Баранова и Панова) Нетрад-ые формы обуч.ря.

 

Обучающие и контрольные

Уроки работы над ошибками учащихся. Появление ошибок у учащихся

как в устной, так и в письменной форме - закономерное явление,

поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их

исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки.

В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются

следующие разновидности этого вида уроков:

- уроки работы над орфографическими ошибками;

- уроки работы над пунктуационными ошибками;

- уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Особенности каждого из них описаны в соответствующих главах.

Контрольные уроки

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

- контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

- контроль за овладением орфографической и пунктуационной

грамотностью;

- контроль за овладением навыками связной речи.

Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений.

Комбинированные уроки - это уроки, сочетающие в себе элементы

обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением

наиболее целесообразно в том случае, если на тему отводится не

менее двух уроков, один из которых посвящен формированию

умений. Этот урок можно осложнить небольшой контрольной работой,

точнее, самостоятельной работой, выполненной без предварительной

подготовки.

Нетрадиционные формы проведения урока

Степень самостоятельности учащихся на уроке различна. В зависимости

от нее могут использоваться элементы семинарского занятия,

организованные дискуссии, а также помощь старших учащихся младшим.

Могут использоваться и другие формы, например лекции, но их

применение на уроках русского языка весьма проблематично. Во всех

этих случаях вид урока не меняется - возникают разновидности.

Урок - семинарское занятие. Специфика семинара заключается,

во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной

частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по

этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного,

в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем. Такая форма проведения урока наиболее рациональна

при проверке знаний по ряду сходных тем и при изучении

таких тем, о которых учащимся уже что-то известно.

Урок-диспут. Дискуссия, организуемая на уроке учителем, обеспечивает

активность школьников, а через нее - интерес к занятиям

русским языком. Для проведения такого урока необходимо выбрать

вопрос, ответ на который может иметь альтернативные решения.

При его обсуждении учащиеся должны суметь найти нужные

аргументы.

 

18. проверка усвоения учащимися знаний по ря (опрос)

 

Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос). В школьном

курсе русского языка к ним относятся определения языковых

явлений, орфографические и пунктуационные правила, условия

выбора орфограмм и постановки знаков препинания, классификация

языковых явлений, различные виды разборов.

Проверка усвоения теоретических сведений по русскому языку

прежде всего предполагает уяснение степени осознанности

школьниками изучаемого материала, которая выражается в умении

выявить сущность явления, в умении видеть место изучаемого

языкового явления среди других явлений - сходных или различных,

в умении обнаружить причинно-следственные связи между

явлениями, в понимании роли тех или иных явлений в языке.

Для проверки усвоения учащимися знаний о языке используются

следующие способы. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой,

когда, почему и т.д., например: какие слова называются синонимами?

Какие простые предложения называются односоставными?

И т.д. Другие вопросы направлены на выяснение причинноследственных

связей между явлениями, например: почему перед

союзом как запятая не всегда ставится? От чего зависит выбор букв о и е в суффиксе существительных -ок

В чем заключается отличие прилагательных и наречий в форме сравнительной

степени? И т. д.

Применение знаний к прир

а м. В соответствии с проверяемой темой учитель записывает

на доске или экранирует через кодоскоп примеры изучаемых языковых

явлений: слова в определенных формах (с пропусками и без

них), словосочетания, предложения (с пропусками знаков препинания

или без них). От учащихся требуется, опираясь на них, ответить

на такого типа вопросы и выполнить задания: докажите,

что эти слова - синонимы. В какой форме находятся данные

слова? Как вы это определили? Какими орфографическими правилами

вы объясните выбор орфограмм в данных словах? Докажите,

что данное предложение не должно иметь второй главный

член. И т.п.

Составление таблиц и заполнение их соответствующими

примерами. Этот способ целесообразно применять

для проверки запоминания классификаций языковых явлений,

понимания взаимосвязей, существующих между ними, условий

выбора тех или иных написаний и постановки знаков препинания.

Составлению таблиц школьников необходимо учить в

процессе усвоения нового материала. Базой этой методики является

раскрытие логической основы классификации, способов графического

расположения материала, отражающего зависимость

между языковыми явлениями, фактами. Этапы формирования

этого умения: анализ готовой таблицы; коллективное составление

2-3 аналогичных таблиц; индивидуальное составление таблиц.

На начальном этапе данной работы учащимся сообщается о том,

что названия граф можно располагать по горизонтали и по вертикали.

Например, по теме «Разряды имен числительных по значению»:

Разряды имен числительных Примеры

Количественные

Порядковые

Три, тридцать, семеро, одна седьмая

Третий, тридцатый, двадцать первый

Разряды имен

числительных

Количественные Порядковые

Примеры Три, тридцать, семеро,

одна седьмая

Третий, тридцатый, двадцать

первый

Для составления таблиц при проверке домашнего задания предлагаются

следующие задания:

-составить таблицу по таким-то признакам (например, показать зависимость выбора букв и в корне слова от соответствующих

условий и т.п.);

- составить таблицу, опираясь на формулировку темы (например,

«Степени сравнения наречий», «Двоеточие в простом предложении

» и т.п.);

- найти ошибки в готовой таблице;

- определить тему и вид таблицы на основе домашнего задания.

Составление таблицы сопровождается рассуждением ученика,

в котором он объясняет основы классификации явления, различия

между ними, называет графы составляемой таблицы, их расположение,

обосновывает выбор примеров, иллюстрирующих данное

языковое явление.

Связное сообщение ученика о явлеДанный

способ проверки целесообразно использовать после

- изучения разрядов того или иного явления (например, разрядов

местоимений, видов глагола, типов сказуемого и т.п.);

- ознакомления с несколькими видами орфограмм или пунктуационных

правил, в чем-либо сходных между собой (например,

употребление мягкого знака, тире и т.п.);

-изучения всех форм словоизменения, способов словообразования,

типов словосочетаний, предложений.

 

19. Проверка письменного задания

 

Письменные задания даются как по языковым темам, так и по правописным - орфографическим и пунктуационным, а также по развитию связной речи учащихся (последние задания проверяются учителем вне урока).

Выполняя задания по лексике, фонетике и грамматике, учащиеся подчеркивают соответствующие явления, выписывают их, составляют словосочетания, предложения, подбирают свои примеры, составляют схемы слов, словосочетаний и предложений.

Правильность выполнения этих заданий рациональнее всего проверять с помощью выборочного чтения (называния) соответствующих языковых явлений:

• - прочитать (назвать) такие-то явления;

• - выписать такие-то явления.

Свой ответ учащиеся должны мотивировать, объясняя выбранные из домашней работы примеры.

Выполняя задания по орфографии и пунктуации, школьники подчеркивают в словах орфограммы, в предложениях - смысловые отрезки, требующие пунктуационного выделения; вставляют пропущенные орфограммы; расставляют пропущенные знаки препинания; выписывают слова с нужными орфограммами и предложения с теми или иными смысловыми отрезками; группируют слова с указываемыми смысловыми отрезками; подбирают свои примеры слов с теми или иными видами орфограмм; составляют предложения заданной структуры.

Эти задания проверяются с помощью следующих действий учащихся:

• - сравнение своей домашней работы с записью на классной доске (на ней предварительно учитель записывает ту часть домашнего задания, над которой работали учащиеся) с целью найти и исправить возможные ошибки;

• - вставка пропущенных букв, знаков препинания в записанной на доске части домашней работы (эту работу выполняет вызванный к доске ученик по своей тетради);

• - проецирование на экран с помощью кодоскопа проверяемой части домашнего задания и нахождение в домашней работе возможных ошибок;

• - выборочное чтение (называние) примеров;

• - выписывание примеров из домашней работы;

• - диктант по тексту домашнего упражнения;

• - составление таблиц на основе домашнего упражнения;

• - письмо по памяти на основе домашнего задания.

 

 

20. Объяснение нового материала.

 

Объяснение нового материала - важнейший структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением. Оно включает в себя следующие элементы работы:

• - восприятие явления;

• - осознание учащимися существенных признаков этого явления;

• - знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

• - формирование определения понятия.

Восприятие школьниками изучаемого явления - обязательное звено учебного процесса. В зависимости от особенностей восприятие осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями - звуками, ударением, интонацией), либо в письменной, либо одновременно в устной и письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями). Воспринимая на слух или зрительно то или иное языковое или речевое явление, дети схватывают его в целом и одновременно видят или слышат в нем особенности, с которыми предстоит познакомиться. Для этой цели учитель предусматривает в поурочном плане необходимые примеры, которые он демонстрирует школьникам после объявления темы. Так, если изучается смыслоразличительная роль звуков речи, преподаватель произносит слова, различающиеся одним звуком (дом, том), порядком их расположения (нос, сон) и т.д. Можно использовать также запись аналогичных слов на магнитофонной ленте.

Осознание учащимися существенных признаков изучаемого явления. Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносятся либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Каждый из этих путей имеет свое назначение, свои функции. Они не могут подменить друг друга. При этом возможно не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть -добывают учащиеся в результате эвристического поиска. Так, при ознакомлении со способом образования глаголов в условном наклонении целесообразно предложить учащимся, проанализировав материал для наблюдения, самим сделать вывод об этом явлении (эвристический путь); остальные сведения о глаголах в условном наклонении учитель дает в своем сообщении (догматический путь).

Возможен и противоположный вариант: от сообщения учителя (догматический путь) к самостоятельному поиску знаний учащимися (эвристический путь). Например, так можно поступить при изучении сложных слов, о которых школьникам кое-что известно из начальных классов. Учитель сообщает детям сведения об исходных единицах образования (догматический путь), а затем предлагает им самостоятельно найти ответ о выборе соединительных гласных о и е, проанализировав материал для наблюдения (эвристический путь).

Догматический путь преподнесения нового, следовательно, обслуживается объяснительными методами, а эвристический - поисковыми. Объяснительными методами являются сообщение учителя и самостоятельный анализ детьми соответствующего материала в учебнике. Поисковыми методами являются беседа (на основе материала для наблюдения) и самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. Готовясь к уроку, преподаватель заранее.выбирает путь преподнесения знаний и один или оба обучающих метода, определяет последовательность их применения. Обе группы методов обучения используются для сообщения сведений об изучаемом явлении (в том числе для выяснения его существенных признаков, формирования понятия и введения термина, называющего данное явление).

В процессе ознакомления или повторения изученного привлекаются имеющиеся средства обучения, которые служат либо основным источником знания (учебник), либо материалом для наблюдения (рисунки, таблицы, звуковое пособие и др.), либо средством систематизации изученного (таблицы).

Важное значение для осознания особенностей изучаемых явлений имеют графические обозначения: они фиксируют внимание учащихся на существенных признаках, например на условиях выбора орфограмм обеспечивают предпосылки составления самими учащимися таблиц, отражающих отношения между выявленными существенными признаками.

С учетом перечисленных положений рассмотрим возможный вариант ознакомления с краткими и полными прилагательными.

Учащиеся убеждаются в том, что слова являются прилагательными, но отличаются друг от друга. Надо научиться отличать эти формы прилагательных: в левом примере она называется полной, а в правом - краткой. Существенные признаки полных и кратких прилагательных легче познаются при сопоставлении форм изменения и роли в предложении, поэтому целесообразнее использовать беседу. Она обеспечивается материалами для наблюдений, имеющимися в учебниках. Беседа по первому из них приведет учащихся к выводу об отличии полной и краткой форм в способах изменения и в характере окончаний; беседа по второму материалу дает ответ на вопрос о том, какими членами предложения бывают полные и краткие формы. Данный вывод оформляется графически:

Следующий этап - формулирование определения (т.е. обобщение существенных признаков). В слабом классе учитель либо сам сообщает формулировку, либо отсылает детей к формулировке учебника. В сильном классе учащиеся сами дают определение понятия, включая в него выявленные признаки. С целью проверки правильности и полноты составленной формулировки учитель предлагает ее сравнить с учебником.

 

21. Задавание работы на дом.

 

Домашние работы по русскому

языку - непременный этап обучения детей. В процессе их выполнения

происходит индивидуальное осмысление и присвоение

знаний о языке, «делание» их собственными. Надо иметь в виду

и то, что овладение языком требует систематических занятий

наедине с собой.

Объем и содержание. Домашнее задание выполняется

охотно всеми учениками, если оно посильно, невелико по объему

и делается без перерыва. Опыт показывает следующее: домашняя

работа не должна занимать более 30-40 мин (от V к IX классу) на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...