Выполнение устного (усвоение новых и повторение ранее изученных
сведений) и письменного заданий. Упражнение для письменной работы целесообразно давать объемом в 4-6 строк - в V-VII Классах и 6-8 строк -в VIII-IX классах. предлагаются нестандартные задания (составление предложений, написание сочинений), то в итоге желательно получить тот же объем работы, что и при выполнении стандартных упражнений (списывание из учебника). Учитель, подбирая домашнее задание, учитывает наличие в классе как слабых, так и сильных школьников. Последним но дать какие-либо небольшие повышенной трудности задания, чтобы было интересно их выполнять. В качестве домашних заданий предлагаются те же виды упражнений (кроме диктантов), которые учащиеся выполняли на уроке: списывание; составление таблиц, схем; придумывание предложений; Подбор примеров; написание сочинений; образование форм слов; подбор однокоренных слов; различные разборы и т.п. Выбор упражнения в качестве домашней работы определяется разными условиями: спецификой темы, целями обучения, подготовленностью учащихся. Домашняя работа одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска как способа ее выполнения, так и источников содержания. В этом деле помогают учащимся советы учителя, где и как искать дополнительный материал (словари, справочники, научно-популярные и Подготовка к восприятию домашнего задания и методика его преподнесения. Формируют интерес детей к домашней работе задания по выбору. Для этого используются как одно и то же упражнение, так и разные упражнения. К одному и тому же упражнению можно дать разные задания: ние без дополнительного задания; списывание с распределением
слов (предложений) на группы; составление таблиц и заполнение их словами из текста данного упражнения. Суть работы сохраняется у всех учащихся одна и та же, однако разная форма его выполнения позволяет детям проявить свои творческие возможности. Домашнее задание предлагается ученикам на разных этапах урока, но обязательно после ознакомления с новым материалом. Домашнее задание можно предлагать компактно в конце урока, оставив для этого время (2-3 мин), или рассредоточенно (после ознакомления с новым материалом - теоретическое задание), а после ления учащимися домашнего задания необходимы минимальные разъяснения учителя о характере работы, путях ее выполнения.
22. Упражнения. Диктанты.
Формирование умений и навыков. Формирование умений и навыков как структурный элемент урока имеет следующие функции: закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями. Для реализации этих целей используются практические методы обучения, называемые в методике и в практике преподавания русского языка упражнениями. Их выбор зависит в первую очередь от типа учебного материала. Работа над любым обучающим упражнением складывается из следующих элементов: • - постановки цели выполнения упражнения; • - определения способа решения поставленной задачи; • - образцов выполнения; • - выполнения упражнения учащимися; • - проверки выполнения работы. Постановка цели заключается в названии умения, которое формируется с помощью соответствующего упражнения. Например, учащиеся познакомились с видами глагола. Им предлагается задание выбрать и записать глаголы совершенного вида. Учитель сообщает: "Сейчас вы будете учиться отличать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Каким умением вы должны овладеть?" Определение способа решения задачи. Перед учащимися ставятся вопросы о том, как они должны решать соответствующие задачи. В приводимом выше случае учащиеся отвечают на вопрос: как отличить совершенный вид глагола от несовершенного?
Образец выполнения - очень важный этап в работе над упражнением особенно в слабом классе. Он необходим и в сильном классе для слабых учащихся. Под руководством учителя кто-либо из учащихся применяет алгоритм рассуждения к одному-двум примерам. Приводим возможное рассуждение ученика: "К глаголу читаем ставлю вопрос что сделать? Глагол на него не отвечает, значит, он несовершенного вида. Выписывать не буду". В процессе выполнения упражнения необходимо оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения. Наиболее рационально при проверке работы использовать выборочное чтение. Этот прием обеспечивает осознанное отношение учащихся к выполняемой работе. При использовании аналогичных упражнений или при выполнении самостоятельных работ необязательны следующие этапы: выяснение способа решения задачи и применение алгоритма выполнения задания. Диктант как вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Виды диктантов на уроке русского языка: На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых в основном берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель. Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом. Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут. Предупредительный диктант. Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). Проведение предупредительного диктанта – от 10 до 15 минут.
Подготовленный диктант. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут. Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений. Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут. Объяснительный диктант. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут. Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное. Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут. Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Время свободного диктанта – до 10 минут. Творческий диктант. Это – упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица. Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению. Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.
Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут. Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п. Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.
23. Методика изучения фонетики и орфоэпии.
Обучение фонетике ставит целью прежде всего решение практических задач – привитие учащимся прочных навыков правильного русского произношения. Значение правильного произношения определяется его коммуникативной функцией, т.к. искажение произношения звуков, неправильная постановка ударения или неправильное интонирование могут затруднить понимание или привести к неправильному пониманию высказывания. Л.В. Щерба отмечал, что «ошибки в произношении ничуть не лучше ошибок, например, в грамматическом роде имен существительных, в падеже и т.п., а зачастую являются хуже их, т.к. мешают осуществлению основной цели языка коммуникации, т.е. взаимопониманию». Это обстоятельство обуславливает исключительную важность работы
по привитию правильных произносительных навыков в процессе обучения русскому языку в школе. Содержание обучения фонетике определяется программой по русскому языку, особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией. В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки: слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь акцентировать ударные слоги; в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме; пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями. С фонетической системой русского языка учащиеся знакомятся еще в начальных классах, чисто практическим путем осваивая артикуляцию звуков неродного языка, повторяя, подражая учителю. В 5 – 6 классах осуществляется изучение систематического курса русской фонетики, на основе теоретических знаний, включающих знакомство с фонетической системой русского языка (гласные, согласные звуки; твердые, мягкие, глухие, твердые и т.д.); сведения о фонетических процессах (оглушение, озвончение); ударение и т.д. Далее (до 9 класса) вопросы фонетики рассматриваются в связи с изучением других разделов курса. Полученные знания имеют большое значение при изучении орфографии, морфологии, словообразования. Таким образом, работа по фонетике, графике и орфоэпии составляет важнейшую сторону обучения русскому языку. -Обучение фонетике опирается на следующие методические (общеметодические) принципы :- экстралингвистический; - функциональный; - принцип межуровневых и внутриуровневых связей; - нормативно-стилистический; - исторический. При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы: - опора на речевой слух учащихся; - рассмотрение звука в морфеме; - сопоставление звуков и букв. Итак, процесс обучения фонетике, графике и орфоэпии строится с учетом методических и частнометодических принципов. -Учет особенностей звуковой системы родного языка учащихся представляет особенность обучения русской фонетике и графике в школах с родным (нерусским) языком обучения. Одной из основных причин произносительных ошибок при овладении русским языком является межъязыковая интерференция, которая возникает в лингвистическом сознании и в речи говорящего вследствие наложения системы неродного языка на родной. Объясняя суть данного явления, Н.С. Трубецкой писал, что иноязычный акцент зависит совсем не от того, что обучающийся не в состоянии произнести тот или иной звук неродного языка, а скорее от того, что он «неверно судит об этом звуке». В связи с этим А.А. Реформатский ввел понятие о фонологичности речевого слуха: звуки неродного языка ученик неправильно произносит прежде всего потому, что он их «неправильно» слышит. Слух учащегося фиксирует только такие звуковые сигналы изучаемого языка, которые фонетически сходны и функционально значимы в его родном языке. А то, что является функционально значимым в изучаемом языке, остается за пределами восприятия, а следовательно, и воспроизведения. Таким образом, успешное овладение иноязычным произношением возможно только в том случае, если фонологичность речевого слуха будет «настроена» на усвоение фонетической системы изучаемого языка. А эта «настройка» и есть не что иное, как знание особенностей фонологической системы изучаемого языка, которые выявляются при его сопоставлении его с фонологической системой родного языка учащихся. Типичные трудности в освоении русского произношения: -Усвоение звуков, отсутствующих в родном языке. - Произношение мягких и твердых согласных требует усвоения новой артикуляции. - Произношение звонких и глухих согласных. - Произношение безударных гласных. - Овладение нормами ударения. Как видим, обучение произношению звуков русского языка должно быть построено с учетом указанных различий. -Содержание работы над произношением звуков зависит от особенностей изучаемых звуков. Работу над звуками, отсутствующими в родном языке учащихся, целесообразно проводить в три этапа: +) объяснение артикуляции звука; + вызванная артикуляция закрепляется в упражнениях на материале слогов, слов; +) произношение автоматизируется на материале словосочетаний, связных текстов. При обучении произношению предпочтительнее использовать практические методы: - имитация – подражание учителю: учитель демонстрирует несколько раз произношение слова с изучаемым звуком (не изолированно, а в слове или слоге), затем учащиеся повторяют слова, слоги. - артикуляционный метод используется реже; (артикуляция – положение органов речи при произношении того или иного звука). Сущность артикуляционного: учитель показывает и объясняет положение органов речи, их движение при произношении определенного звука. В процессе изучения фонетического материала выполняются следующие фонетические упражнения: - деление речевого потока на слова; - слогоделение; - звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков) - соотнесение звуков и букв; - выделение и характеристика отдельных звуков; - транскрибирование; - фонетический разбор и др. Комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет оптимально решать проблемы формирования и развития произносительных умений и навыков. Цель орфоэпических упражнений – развить речевой слух, формировать у учащихся устойчивые умения и навыки в самостоятельном решении вопросов произношения и ударения. К наиболее типичным видам орфоэпических упражнений относятся следующие: = прослушивание образцов произношения; = повторение образцов, их копирование; = работа со словарями ударения и произношения и др. Положительные результаты в обучении орфоэпии во многом зависят от видов упражнений, их регулярности и последовательности проведения. К сожалению, в современных школьных учебниках не прослеживается система орфоэпических упражнений, необходимо совершенствовать орфоэпическую работу на уроках русского языка. Итак, содержание работы по фонетике, графике, орфоэпии регламентируется программами по русскому языку; упражнения по фонетике обычно комбинируются с орфоэпическими и орфографическими, а также с обучением выразительному чтению.
24. Методика лексики и фразеологии
Слово - основная значимая единица языка. Слово является неотъемлемой частью содержания всего школьного курса русского языка, поэтому в 70-е годы 20 века в школьную программу был введен самостоятельный раздел «лексика и фразеология» как средство знакомства учащихся с лексическим и фразеологическим богатством русского языка. Основные задачи обучения лексике и фразеологии решаются в процессе формирования основных компетенций по предмету. Так, задача формирования лингвистической компетенции предполагает, что школьники знакомятся с такими лингвистическими понятиями, как лексика, фразеология, лексическое значение слова, синонимы, омонимы и др.; а также знакомство с учеными-лексикографами. Задача формирования языковой компетенции предполагает овладение нормами словоупотребления; приобретение навыков работы с основными лингвистическими словарями. Задача формирования коммуникативной компетенции диктует необходимость в выработке умения правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, умения отбирать лексические средства для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи. И наконец, слова и фразеологизмы, отражая особенности культуры русского народа, способствуют формированию культурологической компетенции учащихся. В школьном курсе изучения лексики и фразеологии выделяют 3 этапа: 1 этап (1 – 4 кл.) – практическое изучение лексики; 2 этап (5 – 6 кл.) – систематическое изучение раздела;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|