Предмет и метод административного права.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Понятие и признаки государственного управления. Для характеристики предмета и метода административного права и раскрытия основных его черт необходимо уяснение таких понятий как 1) гос. управление 2) исполнительная власть
Исполнительная власть: признаки, функции и соотношение с государственным управлением.
Понятие «государственное управление» и его место в государственном механизме определяется следующими признаками: 1) государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы; 2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению. Особенности государственного управления: 1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов; 2) государственное управление осуществляется непрерывно; 3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);
4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти. Государственная власть – это разновидность общественной власти, осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им другим субъектам. Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт: 1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной; 2) основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов; 3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно; Государственное управление – это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами. Признаки государственного управления: – территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную территорию или связи с ней; – применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам. Предмет и метод административного права. Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления. Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно: 1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти; 2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников. Выделяют следующие методы административного права: 1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания; 2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации; 3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу; 4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами; 5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению; 6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, преду смотренных правовой нормой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|