Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды административно-правовых норм.




1) по предмету: а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия; б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них; в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий; г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения; д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно -правовыхотношений;

3) по юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию: а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

 

 

Источники административного права.

Источники – формы админ правообразования и выражения административно правовых норм. В админ. праве складывалось собственная система источника, которая обусловлена особенностями предмета и метода правового регулирования и зависит от этапов и особенностей гос развития, а также влияние источников админ права иных государств и научных концепций ученных. Значение источников админ права выражается в том, что они способствуют созданию правовых норм в соответствии с объективными условиями эк и соц развития и в целях отражения общественных интересов. Они представляют собой начало формирования правовых норм и в целом процесса правообразования и выступают формой выражения админ правовых норм.

По юр силе источники подразделяются:1)Конституция 2)Конституционный закон 3)Кодифицированный закон 4)Закон 5)Подзаконный акт (постановления правит, указы и распоряж президента) 6)Ведомственные правовые акты. 7)Внутриорганизациооные акты.

Основные черты административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения - общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.

Для административно-правовых отношений характерными являются следующие особенности:

1. одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

2. одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

3. многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

4. административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;

5. споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке — путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

6. в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Виды административно-правовых отношений.

Государственное управление охватывает многообразные сферы, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.

Классификацию административных отношений можно представить следующим образом:

По юридическому характеру:

- Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами.

- Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами.

В зависимости от субъектов административных отношении:

- Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом

- Различными органами, не подчиненными друг другу.

- Отношения между государственными и негосударственными органами.

- Органами государственного управления и гражданами.

По соотношению прав и обязанностей у субъектов:

- Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами.

- Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта.

В зависимости от характера отношений:

- Отношения, связанные с непосредственным управлением.

- Отношения, не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

- В сфере управления народным хозяйством.

- В сфере социально-культурного строительства.

- В сфере административно-политического строительства.

По способам защиты:

- В административном порядке.

- В судебном порядке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...