Виды административно-правовых норм.
1) по предмету: а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права; 2) по содержанию:а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия; б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них; в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий; г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения; д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно -правовыхотношений; 3) по юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные; 4) по территориальному действию: а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.
Источники административного права. Источники – формы админ правообразования и выражения административно правовых норм. В админ. праве складывалось собственная система источника, которая обусловлена особенностями предмета и метода правового регулирования и зависит от этапов и особенностей гос развития, а также влияние источников админ права иных государств и научных концепций ученных. Значение источников админ права выражается в том, что они способствуют созданию правовых норм в соответствии с объективными условиями эк и соц развития и в целях отражения общественных интересов. Они представляют собой начало формирования правовых норм и в целом процесса правообразования и выступают формой выражения админ правовых норм.
По юр силе источники подразделяются:1)Конституция 2)Конституционный закон 3)Кодифицированный закон 4)Закон 5)Подзаконный акт (постановления правит, указы и распоряж президента) 6)Ведомственные правовые акты. 7)Внутриорганизациооные акты. Основные черты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения - общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления. Для административно-правовых отношений характерными являются следующие особенности: 1. одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями; 2. одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями; 3. многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства; 4. административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным; 5. споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке — путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти; 6. в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.
Виды административно-правовых отношений. Государственное управление охватывает многообразные сферы, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию. Классификацию административных отношений можно представить следующим образом: По юридическому характеру: - Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами. - Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами. В зависимости от субъектов административных отношении: - Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом - Различными органами, не подчиненными друг другу. - Отношения между государственными и негосударственными органами. - Органами государственного управления и гражданами. По соотношению прав и обязанностей у субъектов: - Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами. - Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта. В зависимости от характера отношений: - Отношения, связанные с непосредственным управлением. - Отношения, не связанные с непосредственным управлением. По областям деятельности: - В сфере управления народным хозяйством. - В сфере социально-культурного строительства. - В сфере административно-политического строительства. По способам защиты: - В административном порядке. - В судебном порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|