Теория личностных конструктов Дж Келли
Совершенно иной под-ход к пониманию психики личности, отличный от фрейдистского и подходов, предложил американский психолог Джордж Келли (1905—1967), представитель когнитивного направления в психологии. Это направление выявляет влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Оно придает особое значение когнитивным процессам — мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту. Свою довольно оригинальную концепцию психики личности Джордж Келли назвал теорией личностных конструктов. Она рассматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем — моделей интерпретации действительности. Келли обозначил их как «личностные конструкты». По своему содержанию личностный конструкт — это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт.1 Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен. У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов и люди отличаются друг от друга этими системами. К примеру, если деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины мира. Чтобы понять партнера, надо знать что-то о его личностных конструктах. Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий — отличаться от первых двух. (Например, партнеры Иванов и Петров — честны, а Сидоров — нет). То есть все личностные конструкты биполярны и дихотоминны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс)2.
Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон применимости. Так, конструкты «хороший — плохой» «честный — нечестный» имеют широкий диапазон применимости в деловом общении, так как они предполагают множество деловых ситуаций, требующих личностных оценок. Келли предложил и свою типологию конструктов, среди которых важное значение для делового общения имеют упреди-тельный и констелляторный конструкты. Упредительный конструкт ставдартизирует («упреждает») элементы жизненного опыта по типу мышления ригидного (жесткого) человека. Примерами упредительных конструктов могут служить этические («упрямец», «лжец», «делец») или этнические («кавказец») ярлыки, которые присваиваются деловым партнерам. Констелляторный конструкт ограничивает возможности для возникновения альтернативных мнений и суждений. Он подобен типу шаблонного, стереотипного мышления. К примеру: «Если деловой партнер — продавец автомобилей, то он скорее всего нечестен и склонен к махинациям». Большой интерес для делового общения имеет предложенная Келли модель действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Келли обозначил эту модель как цикл О— В—И (ориентировка — выбор — исполнение). Сущность его состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации1. Деловой партнер, оказавшись в неопределенной ситуации, может пройти через ряд циклов О—В—И прежде, чем примет решение, какой именно конструкт использовать для ее интерпретации.
Важный аспект теории личностных конструктов Келли касается психологического взаимодействия партнеров, создания между ними эффективных межличностных отношений — отношений содружества. Достигнуть их можно тогда, когда один партнер психологически ставит себя на место другого, интерпретируя при этом какую-то часть его конструктной системы. Это позволяет лучше понимать и прогнозировать настоящее и последующее поведение партнера Документирование в д о. Служебные записки тоже делятся на следующие виды: • распоряжения по кадровым вопросам, внутреннему распорядку учреждения, правила работы; • благодарности и поздравления; • напоминания, просьбы, проведение мероприятия. В неформальной деловой переписке часто используются сокращения, односложные слова и прилагательные: они создают впечатление близкого знакомства, теплоты, взаимной симпатии. Такие прилагательные, как добросердечный, умелый, отзывчивый, изумительный, прекрасный и т.п., сближают автора письма и его адресата. Они передают эмоциональное состояние. Показывают, насколько объективен или субъективен автор письма, может быть, он готовил его, руководствуясь лишь эмоциями. Существует много способов подготовки корреспонденции, но выделим наиболее общие вопросы: Что нужно потенциальному клиенту? Каковы его основные заботы? Какие сомнения его тревожат? Каковы его финансовые соображения? Были ли у него какие-либо проблемы, которые беспокоят его до сих пор? Какие у него цели? И еще один немалозначащий момент: письмо должно строиться по такой схеме: внимание — интерес — просьба — действие. Надо только помнить, что формулируя просьбу, предоставьте адресату ограниченный выбор вариантов. Чем меньше вариантов, тем больше вероятность успеха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|