Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологич тестир и его роль в психодиагностике




Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей дичности. Она изме­ряет определенные качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопостав­ление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

В психодиагностике выделяют малоформализованные и вы-
сокоформализованные методики.

К малоформализованным относятся наблюдения, опросы, беседы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенно­сти и многое другое, что трудно выявить другими способами. Поскольку использование малоформализованных методов тре­бует высокого профессионализма, то применяются они совме­стно с методиками высокоформализованными, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.

Малоформализованные методы дают возможность познако­миться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь "на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастер­ства расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и опре­делять степень искренности исследуемого.

Высокоформализованные методики — это тесты, анкеты, про­ективные методики и психофизиологические методики.

Показатели качества психодиагностических методик — на­дежность и валйдность. Надежность показываем, насколько точно производится измерение и насколько можно доверять по­лучаемым результатам, а валйдность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько она эффективна.

В психодиагностике тест — проба, испытание, это кратковремен­ное, стандартизированное, задание,, позволяющее измерить уро­вень развития определенного психологического качества лично­сти. Существующее представление о доступности теста не соот­ветствует действительности. Анализ результата теста предполагает наличие социально-психологической культуры, даже если опре­деляются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным па­раметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испы­туемых вспомогательных средств вьщеляют и различные типы тес­тов. Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально. Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербаль­ные тесты представлены чертежами, графиками, картинками.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.

Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризую­щих внутренний мир человека. Области применения как про­фессиональных, так и популярных психологических тестов можно обозначить так:

1) самопознание — тесты формируют объективную оценку
личных и деловых качеств, корректируют стереотипы воспри­
ятия самого себя и других людей, определяют цели и средства
профессионального роста;

2) оценка взаимоотношений с близкими — тесты позволяют
оценить потребность в принадлежности и любви, чувствовать
себя защищенным;

3) оценка психологических проблем коллектива — тесты позво­ляют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.

Этические принципы д о

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного пред­приятия — между руководителем и подчиненными, между под­чиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Ме­жду сторонами того или иного вида делового общения сущест­вует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформули­ровать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в дело­вое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения со­держится в категорическом императиве И. Канта: Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом об­щении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными, ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию инте­ресов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и, во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправды­вающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически |правильный выбор и принять индивидуальное решение часто совсем непросто. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...