Первые в истории европейской мысли теории личности и общества, возникшие в рамках античности: аристотель, Платон
Стр 1 из 15Следующая ⇒ СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ Учебно – методическое пособие К семинарским занятиям ЮРГПУ (НПИ) Новочеркасск УДК 316+159.9(075.8) ББК 60.5.88.5Я73 С69 Печатается по решению ученого совета факультета инноватики и организации производства (протокол № 2 от 15.10.2015 г.) и кафедры "Социология и психология" (протокол № 2 от 16.09. 2015г.)
Рецензенты: Кандидат социологических наук, доцент Исакова О.В. кандидат педагогических наук, доцент Н.А.Ейст С69 Социология и психология: учебно – методическое пособие к семинарским занятиям / Щербакова Л.И., Ермак Н.А., Буркина Л.С., Дусева И.П., Загороднюк Е.В., Коренюгина Т.Ю., Саранчева Н.В., Черных С.С. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова.- Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016.- 142 с. Пособие «Социология и психология: учебно – методическое пособие к семинарским занятиям» входит в учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социология и психология», разработанный коллективом кафедры «Социология и психология». В нем приведены планы семинарских занятий и обширный учебно-методический и научный материал по ключевым темам дисциплины «Социология и психология» в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по программам высшего образования (программам бакалавриата, программам магистратуры). Материалы, приведенные в пособии, позволят осуществлять образовательную деятельность по формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся по инженерно-техническим и социально-гуманитарным профилям подготовки. Предназначено для преподавателей и обучающихся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры.
УДК 316+159.9(075.8) ББК 60.5.88.5Я73
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова, 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие «Социология и психология: учебно – методическое пособие к семинарским занятиям» входит в учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социология и психология». Данный курс является инновационным, поскольку интегрирует в своём содержании социальные и психологические знания, необходимые для оптимальной подготовки инженерных кадров. Привлекательность данного пособия для преподавателей и студентов заключается в том, что оно содержит необходимый семинарский материал, раскрывающий содержание новой учебнойпрограммыдисциплины «Социология и психология», разработанной коллективом кафедры «Социология и психология». Содержание семинарских занятий, представленных в пособии, не только знакомит с историей развития социологических и психологических теорий, но и раскрывает социально-психологические аспекты профессионального становления будущего инженера, такие как методы развития инженерного мышления и его коммуникативных компетенций, формирование личности инженера в процессе профессиональной социализации. Становлению успешной карьеры инженера-руководителя будут способствовать знания, почёрпнутые из семинарских занятий посвящённых социальным группам, социальным общностям, социальной организации современного предприятия и социально-коммуникативным технологиям управления.
Семинарское занятие № 1. История развития социологических и психологических теорий План 1. Первые в истории европейской мысли теории личности и общества, возникшие в рамках античности: Аристотель, Платон. 2. Развитие социологических теорий об обществе мыслителей Нового времени: Никколо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Шарль Луи де Монтескье, Клод Анри де Сен-Симон. 3. Институционализация социологического знания в ХIХ-ХХ веках: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель. 4. Русская социологическая мысль: Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, Е. В. де Роберти, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин, М. М. Ковалевский, П. Б. Струве, А. А. Богданов, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, П. А. Сорокин. 5. Современные социольно-психологические теории: а) парадигма социально-исторического детерминизма (К.Маркса, Ф.Энгельса); б) парадигма социальных фактов (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф); в) парадигма социальных дефиниций (А.Шюц, Дж.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман); г) парадигма социально-психологического поведения (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, Д.Ритцер). Методические указания к семинарскому занятию: Все семинарские занятия проходят в форме презентаций, с использованием интерактивных форм обучения. Литература 1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Уч. Пос. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 512с. 2. Берн Э. Развитие человека в норме (Нормальное развитие человека). http: // www.bim-bad.ru/biblioteka/ ar-ticle_full.php?aid=73&bin_rubrik_pl_articles=108 3. Греков И.М. Учение о природе, сущности и духовной трансформации человека в работах Г.И. Гуджиева и его последователей // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. (0,6 п.л.) http: // www. hses-online.ru 4. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. – изд. 4-е, испр. - М.: Академический проект, 2000. – 314 с.
5. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: АСТ, 2002. – 526 с. 6. Мертон Р.К. Социальные структуры и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). – М.: Прогресс, 1966.- 379с. 7. Платон. Государство. Кн. 2. // Соч. / Под ред. А.Ф. Лосева, Ф.В. Асмуса: В 3 т. М., 1968-1973. 8. Смит Р. История гуманитарных наук. 2-е изд., пер. с англ. Ю.В. Горбатова. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. – 392 с. 9. Стивенсон Л. Десять теорий о природе человека. -3-е изд. – Изд-во: СЛОВО/SLOVO, 2004. – 230 с. 10. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Издательство Пермского Университета, 2000. – 482 с.
Ответы к семинарским занятиям ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА, ВОЗНИКШИЕ В РАМКАХ АНТИЧНОСТИ: АРИСТОТЕЛЬ, ПЛАТОН Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Платон (428/427 - 348/347 г. до н.э.) в диалоге «Государство» считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Стабильным следует считать общество, поделённое на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к классу обусловлена только происхождением. Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). У Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) («Политика») опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него существуют ещё 2 сословия: богатая плутократия и лишённые собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда бедняки не отстранены от участия в управлении; интересы богатых ограничены; а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Он считал, что частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, т.к. каждый занят своим делом. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной - появляются богатство и неравенство. Но только частная собственность даёт гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|