Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потенциалы личности, их виды и роль в процессе профессиональной социализации




Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим. Такие потенциалы играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности.

Познавательный потенциал определяется прежде всего объемом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

Морально-нравственный потенциал обусловливается приобретен­ными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и нравственных моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироотношениях.

Творческий потенциал личности определяется наличным репер­туаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.

Коммуникативный потенциал личности оценивается степенью

общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность.

Эстетический потенциал личности обусловливается уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется втворчестве (профессиональном или самодеятельном) и в «потреблении» произведений искусства.

Другими словами, личность определяется тем:

1) что она знает;

2) что она ценит;

3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается;

5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

 

Социализация, десоциализация и ресоциализация личности инженера

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Выделяют следующие этапы социализации:

1. Первичная социализация или этап адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Этап индивидуализации (подростковый возраст – появляется желание выделить себя среди других).

3. Этап интеграции (попытка найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).

4. Трудовой этап – весь период зрелости человека, его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовой этап – рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его другим поколениям.

Учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, называются институтами социализации, а люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей – агентами социализации.

Социализация проходит стадии, совпадающие с жизненными циклами человека (поступление в вуз, создание семьи, выбор профессии и трудоустройство, служба в армии, выход на пенсию). Каждый раз, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведение называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведение называется ресоциализацией.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация оказывается поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические лечебницы, а иногда – и проходящие службу в армии.

Ирвинг Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

1. изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.д.);

2. постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает и т.д.;

3. утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (спецформа вместо гражданской одежды);

4. переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: заключенный, больной;

5. замена старой обстановки на новую, обезличенную;

6. отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

7. утрата свободы действий.


 

Семинарское занятие №4. Карьера инженера как механизм социальной мобильности

План

1. Статус инженера в системе общественной стратификации

2. Специфика классовой и профессиональная идентичность современного инженера

3. Перспективы карьерного роста современного российского инженера

4. Виды социальной мобильности

5. Факторы роста вертикальной мобильности инженера в России

 

Ключевые понятия

Социальный статус, социальная роль, социальная стратификация, профессиональный класс, профессиональная карьера, профессиональная идентичность, карьерный рост, социальная мобильность.

Задания и вопросы

1. Охарактеризуйте статус инженера в системе стратификации современного общества?

2. В чем заключается специфика классовой и профессиональной идентичности современного инженера?

3. Опишите возможные перспективы карьерного роста современного российского инженера?

4. Охарактеризуйте типы социальной мобильности?

5. Опишите возможные факторы роста вертикальной мобильности инженера в России?

Рекомендуемая литература

1. Волков Ю.Г. Социология [Текст]: учебник для вузов/ Волков Ю.Г.;. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Инфра-М, 2010. – 448 с.

2. Социология управления: курс лекций / Сост. Черных С.С.; Юж.-Рос. гос. политех. ун-т(НПИ). - Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. – 151 с.

3. Социология: Основы общей теории: [Электронный ресурс]: учебное пособие / - М. Флинта; МПСИ, 2011 - Режим доступа http://www.knigafund.ru

4. Шкаратан О. И.Социология неравенства. Теория и реальность / О. И. Шкаратан; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526,[2] с.

5. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: [Электронный ресурс]: Учебное пособие / - М. Изд-во: Пер Се, 2011 - Режим доступа http://www.knigafund.ru

6. Квасов А.С. История экономических учений [Электронный ресурс]: Учебник / Под. ред. А.С.Квасова - М. Изд-во: Юнити-Дана, 2012 - Режим доступа http://www.knigafund.ru

7. Перспективы повышения статуса инженерной деятельности: презентация образовательного проекта / Сост. Щербакова Л.И., Дегтярев А.К., Коренюгина Т.Ю., Саранчева Н.В., Черных С.С., Азарова Е.Н.; Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ).-Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015.- 37 с.

8. Салогуб А. М. Креативное управление в системе социального развития российского общества / А. М. Салогуб; отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. - 248 с.

9. Тощенко Ж.Т Новые идеи в социологии: [Электронный ресурс]: Монография / - М. Изд-во: Юнити-Дана, 2013 - Режим доступа http://www.knigafund.ru

10. Тощенко Ж.Т Социология труда: [Электронный ресурс]: Учебник / - М. Изд-во: Юнити-Дана, 2012 - Режим доступа http://www.knigafund.ru

11. Тощенко Ж.Т. Социология: [Электронный ресурс]: Учебник / - М. Изд-во: Юнити-Дана, 2012 - Режим доступа http://www.knigafund.ru

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...