Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность как социальное качество человека




Человек представляет собой единство биологической и социальной природы. Как и все живое, он рождается и умирает, добывает себе пропитание, обустраивает свое жилище, оставляет после себя потомство. Но в отличие от животных, для человека характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), в котором участвуют не только ныне живущие, но и ушедшие поколения. Это взаимодействие (культура) и определяет собой формы и способы жизнедеятельности (то есть социальные, экономические, семейные, политические религиозные и проч. отношения) человека. Представители разных социологических школ по-разному определяют соотношение биологического и социального в человеке (например, с точки зрения социал-дарвинизма жизнь человека определяют факторы биологической жизни: борьба за существование, естественный отбор и т.д., а с позиций марксистской социологии конкуренция и вражда между людьми порождаются социальными отношениями, поэтому при определенном общественном устройстве они могут исчезнуть).

Человек – общее, родовое понятие. Им обозначается каждый, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами. Индивид понимается как единичный конкретный человек. Индивидуальность определяют как социальную неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды и отличает одного индивида от другого.

Понятие личность подчеркивает неприродную сущность человека и индивида и означает субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

В социологии личность определяется двояко:

1) это системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении,

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

На формирование личности оказывают влияние следующие факторы (по С.С. Фролову):

1. биологическая наследственность;

2. физическое окружение (климатические условия, природные ресурсы);

3. культура;

4. групповой опыт (окружающие люди);

5. уникальный индивидуальный опыт.

1. Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.

2. Физическое окружение. Некоторые исследователи (Аристотель, Гиппократ, Г.В.Плеханов, Л.Н.Гумилев) считали, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климатических, географических особенностях и природных ресурсах.

Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.В связи с этим можно сказать,что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

3. Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт приме нения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране.

4. Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями.

5. Уникальный индивидуальный опыт. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологический фактор, физическое окружение и культура, но главными, по мнению социологов и психологов, все-таки, является наследственность, групповой и уникальный индивидуальный опыт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...