П-3. Семья и семейное воспитание.
Семья – это часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. В отличие от других социальных коллективов семья не подвергается прямой перестройке. Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку. Основными функциями семьи по отношению к обществу являются: v физическое воспроизводство населения; v воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; v производственно-хозяйственная; v организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение). Функции семьи по отношению к человеку: v супружеская функция; v родительская функция; v организация быта (семейный быт — самый комфортный быт в психологическом смысле). Основные принципы современного (демократического) воспитания: Все люди равны; Между людьми должно быть взаимное уважение. Методы семейного воспитания
Организация практической деятельности:
Убеждение и разъяснение ребенку смысла нравственных, правовых норм и категорий:
Поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка:
Наказание как средство коррекции нежелательного поведения ребенка:
Особенности развития современной семьи: v специфика социального уклада в городской и сельской семье (отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. В городе, тем более большом, такой контроль практически отсутствует); v чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе; v происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми (В семье с большим материальным доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). В менее обеспеченных семьях процесс переживания трудностей укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды);
v уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей (это порождает новую педагогическую проблему — изучение и разработку методов воспитания в мало-детной семье); v увеличение числа разводов; v увеличение числа однодетных семей (Однодетная семья суживает опыт коллективных отношений). Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия. Система работы школы с семьей должна отвечать ряду требований: v целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива (надо решать конкретные педагогические проблемы путем организации родительских собраний, лекций, осуществления индивидуального подхода к родителям, к семье); v повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей; v учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей; v использование передового педагогического опыта, обобщение положительного опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы, проводимой с родителями; v выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями (Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме); v формирование действенной общественной родительской организации.
Психолого-педагогические правила взаимодействия школы и семьи и способы установления контактов с семьей: Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — взаимное уважение. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Необходимо остановиться на двух моментах посещения: 1. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. 2. К посещению нужно готовиться. Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения: v Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), — руководство кружком по интересам, детским клубом; v Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, — содействие в проведении экскурсий, в организации встреч с интересными людьми; v Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов. Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные (педагогический лекторий, университеты педагогических знаний для родителей –лекции и семинары, научно-практические конференции по проблемам воспитания, день открытых дверей, родительские собрания) и индивидуальные (посещения, пед. поручения, педагогические консультации).
Главное направление Семейное воспитание в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе - постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|