Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательная работа классного руководителя.




Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Несколько типов классного руководства: учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель); в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель; опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя всех типов одинаковы, основываются на Уставе школы.

Вы­деляют три уровня функций.

1. педагогические и социально-гу­манитарные функции (направлены на создание условий для социаль­ного развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготов­ке к самостоятельной жизни.) выделяют 3 ф-ции:

воспитание учащихся;

социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды (комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.);

интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитатель­ных задач.

 

2. социально-психологические:

организаторская (поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников; помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.)

функция сплочения коллектива (Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.)

3. управленческие функции:

диагностическа (выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся, исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристика целостного педагогического процесса.)

целеполагяние (совместная с учащимися выработка целей воспитательной деятельности.)

планирование (упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.)

контроль и коррекция. (выявление положительных результатов, причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя — это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.)

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Их можно классифицировать по разным основаниям:

♦ по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

♦ по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;

♦ по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

♦ по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку,

и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

♦ по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность

детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежат детям;

♦ по результату — формы работы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

♦ по числу участников — индивидуальные (воспитатель — воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей),

массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Индивидуальные формы связаны с внеурочной деятельностью, общением классного руководителя и детей. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиска решения проблемы, задачи. Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления; микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. Главная его задача — с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результатами значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным - средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различные роли: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Классный руководитель - административное лицо.

Он имеет право получать информацию о психическом и физическом здоровье детей, контролировать успеваемость каждого ученика; контролировать посещаемость учебных эанятий детьми, координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса, организовывать воспитательную работу с учащимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса; приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; Обязанности классного руководителя:

o организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

o оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

o установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.

Основное в работе классного руководителя – воспитание коллектива учащихся, формирование положительных межличностных отношений, целью которых является информационный обмен и достижение целей в совместной деятельности. Внеклассная д-ть может быть разнообразной. Наиболее эффективная деятельность, выполняемая всем классом – театр, кружки. В выборе ее учитель не ограничен, самое важное ориентирование на эмоциональную сферу учащихся. Но деятельность класса не должна замыкаться в рамках класса, участие в общешкольной жизни, домах творчества.

Нужно сохранять традиции коллектива, что формирует положительный стереотип поведения.

Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности. Превентивная помощь реализуется при помощи ряда педагогических средств, воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения и навыки общения., воспитания положительных привычек, воспитания чувства собственного достоинства. Оперативная помощь – конфеденциальная беседа. Превентивно-оперативная – обучение методам и приемам психической саморегуляции. Суть этих методов познание человеком самого себя.

Особое место занимает работа с социокультурно и педагогически запущенные дети – состояние ребенка, связанное с негативным воздействием на него микросреды, недостаток социальных качеств, ценностных ориентаций, неполноценности окружения.

Классному руководителю следует постараться получить помощь от семьи. Как следствие создание единого воспитательного пространства, в котором реабилитация детей будет весьма успешной.

Планирование – план – важный документ, состоит из разделов: сведения о классе, цели и задачи учебно-воспитательной работы, организационно-воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, внеклассная работа, работа с родителями, работа с психологом и социальным педагогом, повышение квалификации.

 

К категориям дидактики относятся: цели и задачи, содержание, принципы и правила, методы и средства, формы дидактики.

Дидактика – это теория обучения. Обучение – это важный и надёжный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом. Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и обучающиеся, преподавание и учение. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их, тем самым обеспечивает поступательное движение мысли ребёнка по пути познания.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят выражение интересы общества и личности. Цель современного образования – развитие свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

К целям обучения относятся:

- образовательные

- воспитательные

- развивающие.

В традиционной педагогике содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Последнее время утвердился личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерности. В дидактических принципах и правилах закреплены практические указания по осуществлению обучения. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения принципов.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

• обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

• обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

• порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

• обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

• обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

• преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Принципы обучения:

- сознательности и активности

- наглядности

- систематичности и последовательности

- прочности

- научности

- доступности

- связи теории с практикой.

Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения. Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н.Алексюк).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А.Ильина, Л. Н.Ланда и др.).

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские).

Дидактические средства

Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Дидактические средства подразделяются на:

визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.;

аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.,

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д.

Формы организации обучения – это внешние выражения согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения: индивидуальная, классно-урочная и лекционно-семинарская системы.

1. ДИДАКТИКАДидактикос- поущающий.Неизменные вопросы Д- когда, где, кто, зачем?2 функции: теоретическая и практическая.Д- отрасльпедегогики, направленная на изучение и раскрытие теоретич основ организац процессов образования и обучения. Предмет исслед Д- закономерности, принципы, цели методы и средства обучения, основы содержания образования. По широте охвата- общая и частная. ОД- исслед процесс обучен (преподаван и учение) вместе с факторами, условиями и результатами. ЧД- закономерности протекания процесса, содержание, формы, методы преподавания различ учебн дисциплин. Дидактика исслед: разработка науч-пед основ содерж образования, раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения, развитие методов обучения, совершенствование и обновление организационных форм учебн работы, освещение закономерностей уч-познават деятельности обучающегося. Осн категории Д: обучение=преподавание+учение, учебная деятельность, образование. Обучение- двусторонний процесс, оптимальная модель, кот основана на положении о том, что деятельность обучаемого и обучающего выступает в диалектическом единстве с одновременным сохранением роли педагога и активного самостоят участия обучающегося. Преподавание- упорядоченная деятельность педагога по реализации целей и задач обучения, обеспечение инфорироавания, воспитания, развития, осознания и практического применения знаний. Учение- целенаправленная осознанная активная познават деятельность ученика котор подразумевает: освоение, закрепление и применение ЗУН, самостимулирование к поиску, решению уч задач, самооценка уч достижений, осознание личности смысла и соц значимости культурн ценностей и чел опыта, процессов и явлений окр действит-ти.

 

 

19. Содержание образования: понятие, основные элементы, их виды и признаки. Основные документы, регламентирующие содержание образования.

Рассмотрение вопроса о сущности и месте человека в мире и обществе определяет наличие двух подходов к содержанию образования: знаниево-ориентированного и личностно-ценностного. Первый из названных направлен на приобщение к науке и производству, что способствует социализации личности. При данном подходе знание является самоценностью и заслоняет собой личность.

В последнее время в связи с идеей гуманизации образования утверждается личностно-ценностный подход к выявлению сущности содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Б.М. Бим-Бад и т.д.). Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. При личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. В соответствии со сказанным личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (гуманности, духовности). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Главная социальная функция образования - передача социально-значимого опыта, накопленного предшествующими поколениями. При анализе социального опыта в его структуре можно выделить определённые элементы. Для воспроизведения и дальнейшего развития культуры в содержание образования должны быть включены все элементы культуры. Исходя из этого, содержание образования включает:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование научного мировоззрения, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий и обеспечивающих способность молодого поколения к сохранению культуры;

3) опыт творческой деятельности, её основные черты, которые постепенно были накоплены человечеством в процессе развития общества и обеспечивающий развитие культуры;

4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу.

Знания составляют первый элемент социального опыта и являются источником формирования содержания образования, без которого невозможна целенаправленная деятельность.

Выделяются следующие виды знаний:

•основные понятия и термины;

•факторы повседневной действительности и науки, законы науки и действительности;

•теории;

•знания о способах деятельности:

•оценочные знания.

Способы деятельности (умения и навыки) бывают следующих видов:

•интеллектуальные (аналитические, обобщающие...);

•предметные (работы с картой, с измерительными приборами...);

•общеучебные (работы с книгой, составления плана, тезисов...).

Опыт поисковой, творческой деятельности как компонент содержания образования, направленный на формирование самостоятельной творческой личности, значительно актуализируется на современном этапе развития школы (о чём ярко свидетельствует педагогический опыт новаторов). Процедуры творческой деятельности достаточно трудно расчленить на конкретные видимые шаги. Однако, выделяются процессуальные черты (признаки) творческой деятельности (И.Я. Лернер):

•самостоятельный перенос знаний и умений в новую, незнакомую ситуацию;

•видение новой проблемы в знакомой ситуации;

•видение новой функции объекта;

•видение структуры объекта;

•самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые;

•выделение возможных решений данной проблемы;

•построение новых способов решения проблемы, отличного от известных.

Что касается четвёртого компонента содержания образования — эмоционально-ценностного отношения к миру, то он непосредственно связан с аффективной областью, следовательно, в когнитивной сфере (области знаний) описываться не будет.

Необходимо отметить связь содержания образования с уровнями усвоения его элементов. И.Я. Лернер описал процесс усвоения знаний и способов деятельности на трёх уровнях:

1)осознанное восприятие и запоминание, когда выделяется в «чистом» виде, используется образец;

2)перенос образца в различные знакомые ситуации;

3)творческое использование знаний и способов деятельности, когда осуществляется их перенос в незнакомые ученику ситуации.

В дидактике различают источники и факторы отбора содержания образования. Наиболее общим источником содержания образования является культура, а также логика развёртывания отобранного содержания образования, методы, формы и средства их изложения.

Факторами отбора содержания образования называют следующие:

•потребности общества, социальные, профессиональные, культурные требования к выпускнику школы;

•закономерности и принципы процесса обучения;

•психические особенности и возможности обучаемых.

К документам, определяющим содержание образования, относятся: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник и учебное пособие.

Образовательный стандарт (от англ. Standart - мерило, норма) -это обязательный уровень требований к подготовке выпускников и соответствующих этим требованиям содержания, методов, форм и средств обучения и контроля.

В содержательном аспекте стандарт предусматривает: владение базовыми понятиями, т.е. умениями

а)узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания,

б)давать им определение,

в)раскрывать содержание понятия, его объём,

г)устанавливать межпредметные связи с выше, ниже и рядом стоящими понятиями,

д)давать практическую интерпретацию понятия;

- знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, её

истории, методологии, проблем и прогнозов;

- умения применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических

заданий как в стандартных, так и в изменяющихся ситуациях;

- наличие собственного суждения в области теории и практики данной образовательной сферы;

- знание основных проблем и понимание своей роли в их решении;

- владение технологией непрерывного самообразования по отрасли знания, наукам и видам деятельности.

Государственный образовательный стандарт включает:

- описание содержания образования на каждой ступени обучения,

- требования к минимально необходимой подготовке обучаемых в рамках указанного объёма содержания,

- максимально допустимый объём учебной нагрузки по годам обучения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы включает следующие нормативы:

♦ продолжительность обучения (в учебных годах), общая и по каждой из его ступеней;

♦ недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования,

для обязательных занятий по выбору учащихся и для факультативных занятий;

♦ максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащихся, включая число учебных часов, отводимых на

обязательные занятия по выбору;

♦ суммарная оплачиваемая государством нагрузка педагога, учитывающая максимальную учебную нагрузку,

факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа таких планов: собственно учебный, разрабатываемый на длительный период на основе государственного базисного учебного плана и отражающий особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов), и рабочий учебный, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

В учебных планах выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично — окружающий мир, искусство, технологию, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент учитывает образовательные потребности и интересы народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык, и частично — остальные области, в большинстве которых выделяются Учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом Федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (федеральный компонент, ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования базовой культуры. Вариативная часть( региональный и школьный компонент ), учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

На основе учебного плана составляются учебные программы. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Функции учебной программы:

1. описательная: программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета.

2. идейно-мировоззренческая функция, т.е. знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников.

3. регулирующая, или организационно-методическая: она организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими:

Типовая учебная программа разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. В ней аккумулируется историко-педагогический опыт, отражаются требования педагогической и психологической наук. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. В структурном отношении типовая учебная программа состоит из трёх компонентов: пояснительной записки; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной программы.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе, в отличие от типовой, описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, отражают авторский подход к рассмотрению тех или иных теорий, авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Они наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Существуют три способа построения учебной программы: концентрический, линейный и спиральный. Концентрическое расположение материала предполагает повторяемость на следующей ступени обучения, но уже в усложнённом виде. Сущность линейного способа построения учебных программ заключается в логическом построении темы, в непрерывной последовательности тесно взаимосвязанных между собой звеньев. Спиральные программы сочетают последовательность и цикличность.

Конкретизация учебных программ находит своё отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения.

Функции учебника:

Информационная (обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их

мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира.)

Трансформационная (материал в учебнике, преобразуемый с учетом возрастных особенностей учащихся и

дидактических требований, становится доступным для них, но при этом не исключаются проблемность и возможности

его творческого освоения.)

Систематизирующая (обязательное систематическое и последовательное изложения материала)

Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля (возможность повторного изучения, проверки

самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил)

Интегрирующая (учебник помогает ребенку присоединять к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию

из смежных наук.)

Координирующая ( привлечение в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций)

Развивающе-воспитательная (духовно-ценностном влияние содержания учебника на учащихся)

Обучающая (развитие умений и навыков, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое

запоминание)

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки и инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал, аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения.

Содержание образования- педагогич адаптир соц опыт во всей его структурной полноте, сост из 4 элементов: опыт познавательн деятельности, опыт осуществления способой познават деятельности, опыт эмоц-целостного отношения к миру, опыт творческой деятельности. Кртерии отбора содержания общ образования (бобанский, лернер): целостное отражение в содержании общ обра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...