Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неценовой механизм включает,




во-первых, соблюдение бюджетно-финансового равновесия на основе баланса налоговых поступлений и нормативного финансирования

во-вторых, установление режима рационирования с помощью карточек (талонов, купонов) и очередности получения общественных благ

в-третьих, использование социального института голосования

Что касается равновесия спроса и предложения некоторых смешанных общественных благ (в частности, исключаемых и перегружаемых общественных благ), то оно устанавливается с помощью цен. Следовательно, различные сегменты общественного сектора отличаются неодинаковым соотношением неценового и ценового регулирования.

 

Неценовое регулирование   Ценовое регулирование
Для сегмента общественного сектора, имеющего отношение к чистым и социально значимым общественным благам для сегментов общественного сектора, касающихся производства и потребления продукции естественной монополии и исключаемых общественных благ

 

Ценообразование в общественном секторе, за исключением некоторых видов смешанных общественных благ, представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. Типичным примером является государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий, к которым относятся коммунальные службы по снабжению населения электроэнергией, теплом, водой, газом, телекоммуникации, городской пассажирский транспорт, железная дорога и т.д.

Ценовой механизм широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов в цены (для учета и включения экстернального эффекта в цены) товаров и услуг, производимых в коммерческом секторе. Отрицательный внешний эффект, представляющий собой общественные издержки, возникающие в связи с вредными производственными воздействиями на окружающую среду или связанные с вредными привычками (потребление алкоголя, табачных изделий, азартных игр), учитывается в цене с помощью налогов (так называемые налоги Пигу). К ним относятся экологический налог, акцизы на алкоголь и табачные изделия. Внешний положительный эффект, вызванный общественной выгодой, получаемой третьими лицами, не участвующими непосредственно в хозяйственной сделке, учитывается в цене с помощью субсидии. Например, это выгоды, получаемые обществом в целом от роста уровня образования индивидов, укрепления их здоровья, расширения культурного кругозора.

Особое место в ценообразовании на блага, создаваемые в общественном секторе, занимает назначение цен на перегружаемые общественные блага и на исключаемые общественные блага клубного типа (общественные блага с ограниченным доступом).

К перегружаемым общественным благам относятся автомагистрали, мосты, тоннели, некоторые социально-культурные и рекреационные учреждения — национальные парки, музеи, библиотеки и т.д. Здесь цена играет роль нормирования доступа к таким видам общественных благ, которые дополнительные потребители до определенной границы (точки) могут использовать бесплатно, поскольку предельные издержки для дополнительных потребителей являются нулевыми.

Однако рост потребителей доходит до критической точки, после которой наступает перегрузка, каждый дополнительный потребитель общественных благ уменьшает выгоды (полезность их для других потребителей). Это вызывает рост издержек. При этом необходимо установить цену в целях нормирования числа потребителей общественного блага после достижения точки перегрузки.

Цена (плата) за пользование дорогами, мостами, тоннелями не только нормирует их использование, но и дает доход, необходимый для текущего содержания и ремонта этих сооружений. Цена устанавливается в зависимости от интенсивности потоков посетителей и пропускной способности этих учреждений.

Цены на общественные блага клубного типа (услуги таких сооружений, как бассейны, теннисные корты, клубы по интересам и т.д.) устанавливаются на договорной основе и членские взносы собираются путем добровольной кооперации. При этом размер платежей рассчитывается таким образом, чтобы не допустить перегрузки общественного блага. Финансирование содержания таких сооружений производится на принципах организации добровольных, товарищеских обществ потребительского типа.

В условиях рыночной экономики механизм неценового регулирования рассматривается по аналогии с ценовой моделью равновесия, но не совсем тождетвенно.

Включение нерыночной деятельности в экономический оборот вызывает необходимость соизмерения общественных и частных благ для того, чтобы можно было с помощью кривых безразличия и производственных возможностей определять эффективное распределение экономических благ при ограниченности общественных ресурсов и сопоставлять предельные общественные затраты с предельными общественными выгодами. Большое значение для сведения общественных благ к частным имеет метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ.

Этот метод предусматривает денежную оценку готовности потребителей оплачивать налогами производство соответствующих общественных благ, т.е. допускается трактовка налога как цены. Но использование налога как «квазицены» в сфере нерыночной деятельности наталкивается на немалые методологические трудности, связанные с особенностями учета спроса и предложения общественных благ, а также с необходимостью допущения гипотезы о неизменной полезности денежного дохода при количественном сравнении полезности частных и общественных благ.

Для производства и потребления общественного блага, как известно, требуются коллективные действия, которые и складываются из действий индивидов. Таким образом, в экономике общественного сектора возникает проблема «безбилетника», которая занимает основное место в теории коллективных действий.

При рассмотрении проблемы «безбилетника» необходимо учитывать три условия: во-первых, общественное благо, которое производится, обладает абсолютной неисключаемостью и при этом имеет примерно равную полезность для всех потребителей при любом уровне поставки;

во-вторых, минимизация затрат во всех случаях равна неучастию в предполагаемых действиях; в-третьих, принудительное введение обязательств и их реализация не требуют существенных дополнительных расходов.

При этих условиях возникает альтернатива положиться на добровольное участие всех индивидов либо убедиться, что все предпочитают быть «безбилетниками», а благо не производится вообще.

В этой связи надо заметить, что добровольное участие в производстве и финансировании общественных благ, безусловно, предпочтительнее, чем принудительное, поскольку принудительно наложенные обязательства, при прочих равных условиях, снижают уровень благосостояния индивида. Это объясняется тем, что фиксация и реализация любых обязательств сами по себе предполагают издержки. Например, необходимо затрачивать средства на выявление и преследование экономических субъектов, которые уклоняются от уплаты налогов, и т.д.

Равновесие по Линдалю

«Цены» общественного блага для различных индивидов, точно отражающие дифференциацию норм замещения, в идеале могли бы служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигается, принято называть равновесием Линдаля, а сами такие «цены» — ценами Линдаля.

В ситуации равновесия принцип альтернативных издержек требует, чтобы каждая единица ресурсов, использованная в общественном секторе, была оплачена по той же цене, по которой за эти ресурсы готов платить частный сектор (с тем чтобы поставлять частные блага). Рассмотрим наглядно равновесие Линдаля.

\

- Точка пересечения кривых спроса на общественное блага обоих индивидов (Е) называется равновесие Линдаля.

- На вертикальных осях откладываются доли расходов каждого индивида в общем финансировании общественного блага

.

Механизм Гровса-Кларка.

Приведем описание механизма Гровса-Кларка. Будем рассматривать частный случай экономики с «дискретным» общественным благом, когда его объем производства, величина x, может принимать только два значения, 0 (благо не представляется) и 1 (благо предоставляется).

Будем также считать, что доли финансирования общественного блага, априорно заданы и известны членам сообщества.

Предположим сначала, что рассматриваемое сообщество непосредственно контролирует производство общественного блага. Поэтому потребители, принимая решениео потреблении общественного блага в объеме x, должны, в соответствии с используемой технологией, затратить c(x) единиц частного блага.

Как и ранее, будем считать, что vi(0) = 0 и c(0) = 0. Величина vi = vi(1) − vi(0) = vi(1) представляет собой готовность платить—максимальную цену, которую потребитель i готов заплатить за данное благо, c = c(1) —издержки на производство общественного блага. Чистая полезность для потребителя i при x = 1 равна vi(1) − δic(1) = vi −δic, а при x = 0 равна нулю(vi(0) − δic(0) = 0).

Обозначим через i

ϕ объявленные чистые полезности i

ϕ (1) (считая, что действует

ограничение i

ϕ (0) = 0).

Заметим, что оптимальный объем общественного блага максимизирует

«общественный излишек», т.е. сумму чистых полезностей блага. Тогда, если оценки i

ϕ были

истинными, правильный выбор посредника следовал бы правилу: делать выбор

y = 1, если Σ =Σ (1) >Σ (0) = 0 i∈Ii i i∈Ii i i∈Ii i ϕ ϕ ϕ, т. е. если Σ∈ >

i Ii i ϕ 0;

y = 0, если Σ 0 ∈ < I i i

ϕ.

Заметим, что в случае, когда Σ = 0 ∈ i I i i ϕ, потребителям безразлично, производить ли общественное благо. Для определенности будем считать, что в этом случае y = 1.

Посредник в механизме Гровса-Кларка действует «наивным образом», т.е. предполагает, что индивиды не будут манипулировать оценками. Однако это егопредположение окажется небеспочвенным, так как в рамках этого механизма созданы

соответствующие стимулы для индивидов выявлять свои чистые полезности

(потребительские излишки) (т.е. не манипулировать ими). Точнее, индивиды не

заинтересованы искажать объявляемые оценки с целью повлиять на выбор объема

общественного блага в благоприятном для себя направлении. Это так называемые налоги

экономики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...