Характер и условия газетного труда
Основная функция редакционного коллектива - производство общественно значимой информации для определенной аудитории. Поэтому, структура редакции зависит от функций, выполняемых ее сотрудниками, складывается из их действий, составляющих последовательный рабочий процесс, из их социальных и индивидуальных особенностей. Редакционный план - это конкретная программа действий журналистов на определенном отрезке времени. Виды редакционных планов условно подразделяются на: — долговременный, — перспективный, — месячный, — недельный, — план номера, — план целевого номера, — индивидуальный план, — план газетной компании. При подготовке плана номера необходимо соблюдать следующие условия: широту географии публикаций, разнообразие жанров, разномасштабность, соотношение проблемных и информативных публикаций, сбалансированность критических и положительных материалов, шрифтовое разнообразие, неповторяемость макетов полос, разнообразие социального состава авторов, соответствие материалов по тематике полосы. Принципы редакционного планирования включают: — системный подход, — сочетание перспективности и оперативности, — комплексность, гибкость, — учет обратной связи. В отличие от труда писателя, который работает самостоятельно, от начала до конца создания литературного произведения, деятельность газетчика носит двойственный характер, с одной стороны, он как творческий работник свободен в сборе материала, разработке темы, выборе художественных средств при написании материала, то есть он создает свое произведение в соответствии со своими склонностями, индивидуальными особенностями. С другой стороны, его материал является лишь элементом в общем построении газеты, в системе газетного номера, который создается коллективно. Его дорабатывают сообща.
При отборе фактов и построении журналистского произведения мастерство журналиста заключается в том, насколько он умеет убеждать фактами, обобщать, анализировать. Уже сам отбор факта говорит о многом. Видеть за фактом явление - одно из важнейших профессиональных качеств журналиста. Факты отобраны, систематизированы. Теперь предстоит изложить их читателю. На помощь приходит сюжет- средство организации материала. Журналистский сюжет-логика развития мыслей, система событий, история постановки и решения актуальной общественной проблемы в соответствии с социальной целью, конкретной идеологической задачей. Выделим коммуникативные характеристики, которым должен соответствовать подготовленный журналистом материал: — своевременность-соответствие социальной установке; — доступность-степень усвоения текста аудиторией; — этичность; — полнота; — степень представления ситуации; — представительность - общественная значимость текста, достоверность; — новизна - неизвестные ранее выводы и факты. Чем сложнее задачи, стоящие перед газетой, чем шире охват общественной жизни, тем разветвленнее структура ее редакции. В качественных газетах есть отделы по важнейшим проблемно-тематическим вопросам: политика, экономика, международная информация. Массовые бульварные коммерческие издания не стремятся освещать насущные политические проблемы. У них на первом месте развлекаловка, сенсация. В этих газетах на первом месте стоят отделы новостей, им нужна только изюминка. В целом, функциональная подструктура редакции строится по типу звезды. Каждый сотрудник в отделе и каждый отдел независимо от других выполняет определенный объем работы. Труд не является продолжением работы еще кого-то, а в готовом виде поступает в единый интегрирующий центр - секретариат.
Обязанности секретариата редакции: — оперативное руководство газетой; — планирование работы редакции; — выпуск номера газеты; — руководство работой собкоров и спецкоров; — руководство работой технических служб редакции; — координация деятельности работы отделов. Выпуск газеты начинается с макетирования. Макет номера - это графический рисунок будущей газеты, лист на экране монитора компьютера, вертикальные линии обозначают количество текстовых колонок на полосе, горизонтальные - каждые 10 строк, конкретного шрифта, (А-2 6-10 колонок, А3-4-6 колонок). Макетирование удобнее начинать с крупных материалов, первыми рисуются внутренние страницы. Используются следующие приемы при макетировании газетной полосы: — планово-композиционный прием - по последовательности плана; — гвоздевой, постановка в чердаке и подвале наиболее крупных материалов, которые по диагонали уравновешивают полосу. Виды верстки полосы подразделяются: — смешанная, — прямая, — ломаная; — по расположению текстов вертикальная, — горизонтальная. В газете используются следующие формы подачи материалов на газетных полосах: — подборка, — тематическая страница, — разворот, — газета в газете, — страница-плакат, — сменная страница (для регионов), — обменная страница, — объединенный номер, — тематический номер, — несколько выпусков одного номера. Виды правок материалов, которые встречаются в редакционной практике: — обработка - сохранение стиля автора; — сокращение - при этой правке важно не исказить мысль автора; — переделка -материал меняется в корне, убираются лишние факты, меняется жанр, обычно это материалы новичков; вычитка. Сегодня некоторые стадии полиграфического производства - набор текста и подготовка иллюстрации благодаря внедрению компьютерной технологии перенесены из типографии в стены редакции. С помощью специальных компьютерных издательских программ все допечатные процессы ведутся в самой редакции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|