Анализ педагогической технологии
Целью анализа является выяснение каких-либо качеств и сторон технологии, выявление причин тех или иных результатов, возможностей развития и т.п. Прежде всего проводится идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой). Устанавливается вид педагогической технологии: 1) по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология); 2) по основной используемой философской позиции; 3) по основным используемым методологическим подходам; 4) по основному фактору развития личности, который используется в данной технологии; 5) по применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии; 6) по ориентации технологии на определенные сферы развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СПФР); 7) по принадлежности технологии к определенной содержательной области; 8) по преобладающему виду социально-педагогической деятельности; 9) по типу управления педагогическим процессом; 10) по преобладающим методам и средствам, применяемым в технологии; 11) по применяемым организационным формам педагогического процесса; 12) по преобладающим средствам обучения; 13) по воспитательной ориентации и подходу к человеку (ребенку, подростку, молодежи); 14) по направлению модернизации традиционной технологии; 15) по объекту (категории контингента), на который направлена технология. Метод проблемно-резервного анализа (SPOT) заключается в вычленении приоритетных проблем, сопоставлении сильных и слабых сторон анализируемых технологий, трудностей и опасностей,которые могут возникнуть при введении инноваций в деятельность школы, нахождению внешних и внутренних резервов.
Экспертиза Экспертиза – исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний (педагогическая, медицинская, бухгалтерская). Часто экспертиза проводится в пограничных областях (судебно-медицинская, психолого-педагогическая). В педагогической практике экспертиза связана прежде всего с необходимостью компетентно оценить действующие или предлагаемые новые технологии, содержание и методы обучения и воспитания, учебники и учебные пособия. Прежде чем они будут выбраны для применения, их целесообразность оценивают эксперты (рецензенты).
Цель экспертизы – оценить соответствие данных существующим технологическим критериям, требованиям. Сущность научно-педагогической экспертизы состоит в следующем: 1) исследование педагогических явлений, процессов, проблем, результатов педагогической деятельности (от диагностики экспертиза отличается более глубоким изучением ситуации); 2) выяснение наличного состояния и потенциала данного образовательного учреждения; 3) оценка альтернативных вариантов, решений; 4) определение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса в целях улучшения качества и обновления содержания образования; 5) прогнозирование развития системы образования. Содержание педагогической экспертизы делится на блоки: • экспертиза концептуальной части, которая рассматривается с позиции критериев новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
• экспертиза содержания образовательной деятельности (соответствие стандартам); • экспертиза технологического процесса (критерии технологичности); • экспертиза организации деятельности, руководства и управления учреждением (целесообразность и оптимальность отдельных элементов) • экспертиза результатов деятельности; • экспертиза условий деятельности; • экспертиза связей со смежными областями (психологическим, медицинским, экономическим и др. требованиям). Механизмом, позволяющим проводить объективную научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок. Экспертный метод – это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ, обобщение и оценку с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения. Экспертная оценка – мотивированное экспертное суждение. Возможны индивидуальные и групповые экспертные оценки. Индивидуальная экспертная оценка используется для изучения педагогической деятельности, оценки качества знаний учащихся, определения уровня развития ребенка, готовности к обучению в школе, рецензирования образовательных программ, учебной и методической литературы и т.д. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, балльной и парных оценок.
Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод Дельфи) применяется для принятия важных экспертных заключений (концепции развития учреждения, образовательные программы и пр.), для выбора оптимальной структуры учебного материала, для оценки качества преподавания, при аттестации образовательного учреждения и т.д. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, практическое значение (воспроизводимость). Она должна удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания. Соответствие критериям технологичности: Основными критериями технологичности являются (см.п.2.4.): – системность (комплексность, целостность), – научность (концептуальность, развивающий характер), – структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность), – процессуальность (управляемость, инструментальность, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость). Психологические критерии Технологический процесс и каждый его аспект должен быть также соотнесен с целым рядом человековедческих наук, таких как биология, психология, генетика, физиология, психофизиология, нейрофизиология и др. К числу психологических критериев педагогической технологии относятся (по А.М. Кушниру): 1) адекватность технологии факту двухполушарности устройства человеческого мозга; 2) соотношение в технологии произвольных и непроизвольных процессов (≈ N = 20: 80); 3) соотношение внешней и внутренней мотивации ученья (≈ N = 20: 80); 4) сензитивность (соответствие закономерностям возрастного развития) методов и содержания образования;
5) соотношение деятельности детей в зоне актуального и ближайшего развития (внешнего управления) и в зоне самостоятельности (самоуправления, саморегуляции, саморазвития) (≈ N = 50: 50); 6) завершенность действий в целостном учебном процессе. Трудности экспертизы При проведении экспертизы часто возникают некоторые трудности. 1. Первой трудностью является определение критериев экспертной оценки – набора показателей, которые в совокупности характеризуют уровень развития оцениваемого качества, параметра, процесса. Педагогика сегодня не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы целостно оценить педагогический процесс и его результаты. 2. Вторая трудность – измеримость показателей. Измерение есть сравнение данного качества с некоторой нормой. Однако понятие нормы в психологии и педагогике чрезвычайно сложно, границы нормы весьма неопределенны, некоторые понятия даже не имеют дефиниций. Поэтому пока целостная экспертиза образовательных технологий опирается в основном на качественные показатели и методы их статистической обработки. Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Для ряда параметров определяется номенклатура уровней (высокий, средний, низкий или оптимальный, допустимый, недопустимый и т.д.); При разработке процедуры исходят из того, что каждый из критериев оценки может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня. Рекомендуемая литература 1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. – № 2. 2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980. 3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. 4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Педагогический поиск, 2003. 5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995. 6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 7. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. – 1991. – № 9. 8. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. – 1993. – № 5. 9. Бухвалов В.А, Плинер Г.Я. Педагогическая экспертиза школы. – М.: Педагогический поиск, 2000. 10. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. – М.: Прогресс, 1988. 10.1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - 11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985.
12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998. 13. Глоссарий современного образования (Терминологический словарь) / Л.В. Левчук //Народное образование. – 1997. – № 3. 14. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М.: ВЛАДОС, 2003. 15. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. 16. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996. 17. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии.– М.:Знание,1995. 17.18. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001. 18.19. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М.: Школа, 1994. 19.20. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. 20.21. Долгополов Н. Гештальт-подход // Частная школа. – 1995. – № 1. 21.22. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. 23. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989ю 22.24. Ильясов И. И. Структура процесса учения. – М., 1986. 25. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. 23.26. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. 24.27. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989. 25.28. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995. 26.29. Колеченко И.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО, 2001. 27.30. Краевский В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. – М.: Педагогика, 1982. 28.31. Краткий толковый словарь «Основы педагогических технологий». – Екатеринбург: Уральский гос. университет, 1995. 29.32. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 30.33. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. – М.: Знание, 1991. 31.34. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. – 2001. – № 1. 32.35. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Правда, 1966. 33.36. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М.: МПСИ, 2003. 34.37. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – М., 1963. 35.38. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. – М., 1989. 36.39. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Наука, 1990. 37.40. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М.: МГВП КОКС, 1995. 38.41. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995. 39.42. Новиков А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002. 40.43. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999. 41.44. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 1995. 42.45. Педагогическая антропология / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. – М., 1998. 43.46. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. 44.47. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. 45.48. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. 46.49. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М., 1997. 47.50. Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Республика, 1995. 48.51. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 49.52. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. 50.53. Смирнов С.А. Технологии в обучении //Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. 51.54. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения // Школьные технологии. – 2001. – №1. 52.55. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1989. 53.56. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. – М. – Орел, 1997. 54.57. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педобщество России, 2000. 55.58. Философский словарь. Изд. 7 / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. 56.59. Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. 60. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М.: Высшая школа, 1988. 57.61. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века. – М., 1997. 58.62. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 59.63. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Педагогический поиск, 2001. 60.64. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996. 61.65. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М.: Логос, 1993. 62.66. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М.: Политиздат, 1989. 63.67. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. 64.68. Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. – 2000. – № 1. 65.69. Щедровицкий П.Г. Лекции по философии образования. – М., 1993. 66.70. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 67.71. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1959. Вопросы и задания для самоконтроля 1. В чем проявляются 1) сходство, 2) различие педагогических и производственных технологий: а) в структуре; б) в результате; в) в методах; г) в методологии; д) в управлении; е) в целях? 2. Какие три элемента из перечисленных являются 1) обязательными и 2) необязательными для образовательной технологии: а) концепция; б) исторические корни; в) содержание образования; г) учебно-методическое оснащение; д) алгоритм деятельности педагога; е) алгоритм деятельности обучаемого; ж) высокое мастерство педагога; з) проектный метод; и) адаптированность к контингенту обучаемых? 3. К какому уровню педагогической технологии можно отнести индивидуальную работу по предупреждению правонарушений детей: 1) в семье; 2) в школе; 3) в микрорайоне; 4) в регионе: а) метатехнология; б) отраслевая технология; в) модульно-локальная; г) микротехнология? 4. Какие из аспектов педагогической технологии подчеркиваются в определениях: 1) Б.Т. Лихачева; 2) В.П. Беспалько; 3) В.В. Гузеева; 4) П.И. Пидкасистого; 5) М.А. Чошанова; 6) В.М. Монахова; 7) М.В. Кларина; 8) ЮНЕСКО; 9) С. Гибсона; 10) Г.К. Селевко: а) научный; б) инструментально-алгоритмический; в) процессуально-деятельностный; г) гарантированно-результативный; д) проектировочно-конструктивный? 5. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных философских концепций, выберите те, которые отличают: 1) прагматизм; 2) сциентизм; 3) экзистенциализм; 4) природосообразность; 5) гуманизм: а) цель жизни – достижение индивидуального успеха; б) человек есть то, что он сам из себя делает; в) основа прогресса - наука; г) единство человека с природой; д) свобода самовыражения личности; е) человек – цель образования; ж) сближение воспитания с жизнью?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|