Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Временная (вертикальная) структура урока.




Дидактическая подструктура комбинированного урока состоит из 4 основных этапов-сту­пе­ней: 1) актуализация опорных ЗУН и зоны ближайшего развития; 2) формирование новых ЗУН, СУД; 3) закрепление и обобщение; 4) домашнее задание. Отсюда этот тип урока получил название четырехступенчатого.

Методическая подструктура подстраивается под дидактическую и включает: организацию начала урока, проверку домашнего задания, проблематизацию (постановку цели, задач); введение новой информации; демонст­рацию визуального ряда; упражнения, решение задач; контроль, коррекцию, обобщение.

Психологическая подструктура представлена психическими процессами: установление коммуникативного контакта; воспроиз­ведение (извест­ного); восприя­тие (нового); осозна­ние, осмысле­ние; присвоение, коррекция; примене­ние (рис. 18).

Сегодня в школьном обучении объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, поэтому одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) содержания и методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

 

время Поэтапные цели урока Действия учителя и учащихся
Организационное начало урока Предварительная организация класса Цели: – психологический настрой учащихся на предстоящее занятие – обеспечение нормальной обстановки на уроке – взаимное приветствие учителя и учащихся; – проверка отсутствующих; – проверка внешнего состояния помещения; – проверка рабочих мест; – организация внимания
Повторение (контроль) знаний учащихся Актуализация опорных знаний Цели: – выработка позитивной мотивации к новой теме – воспитание объективной самооценки – устный опрос; – самостоятельные работы; – контрольные работы; – зачеты
Изучение нового материала на уроке Цели: – усвоение фактов и основных идей – усвоение метода исследования изучаемого материала – овладение методикой воспроизведения изучаемого материала – педагогические задачи отработки нового материала; – объяснение материала учителем; – самостоятельное изучение материала на уроке
Закрепление пройденного Цели: – прочное усвоение знаний – текущий контроль усвоения – текущее повторение; – воспроизведение; – применение ЗУН; – обобщение и систематизация
Домашнее задание Цели: – развитие самостоятельности и творческого мышления – совершенствование методов самостоятельной работы – разъяснение домашнего задания; – индивидуализация домашнего задания; – проверка и оценка домашнего задания

Рис. 18. Поэтапная четырехступенчатая вертикальная структура урока.

Урок – это процесс, идущий во времени и в пространстве.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

• комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

• выделение в содержании урока и темы главного, суще­ственного;

• определение целесообразной последовательности и дози­ровки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

• дифференцированный и индивидуальный подход к учени­кам;

• создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Рационализация времени урока состоит в том, что львиная доля времени (20-30 мин.) должна посвящаться изуче­нию нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, оно определяется в зону ближайшего развития, при­вязывается к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части – «актуализация» опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос».

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам урока.

Контрольная функция в уроке вообще не яв­ляется самоцелью: она превращается в постоянную (интерактивную) обратную связь «ученик – учитель». Наконец, закрепление идет в формах творческого применения знаний.

Базовая структура современного комбинированного урока представлена на рис. 19.

 

 

Рис. 19. Базовая дидактическая структура комбинированного урока.

Методы обучения на уроке

Эффективность усвоения учебной информации во многом определяется применяемыми методами (рис. 20).

 

 

Рис. 20. Эффективность усвоения учебной информации (пирамида познания по Дж. Мартину).

Урок – это такое многообразное явление, в рамках которого могут существовать элементы самых разнообразных технологий, методов, приемов. И, «наоборот», – почти во всех современных технологиях применяется урок как форма организации учебного процесса.

Методы и методические приемы определяют разнообразие видов уроков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...