Особенности учебно-воспитательного процесса
Особенности индивидуального подхода. Малая наполняемость класса позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся. Учитель имеет возможность установить, к какой психофизиологической группе по степени уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения относится ученик; изучить особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы ученика. На этой основе учитель может наметить главные направления работы с ним: выбрать приемы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики; приемы воспитания, углубляющие положительные качества личности и нейтрализующие недостатки. Однако, несмотря на условия почти индивидуального обучения, меньшую заорганизованность урока, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – в повышенной интенсивности общения, в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Ученики, находящиеся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание, они постоянно ожидают вызова, пребывая в состоянии готовности к ответу; не прерывается зрительный контакт с учителем. Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включения разных методов и средств обучения, использующих преимущества малой наполняемости классов, например, преобладание групповой учебной деятельности или индивидуальной, в том числе самостоятельной; частичного или полного отказа учителя от плана, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале.
Уроки в разновозрастной группе. Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими классами, то есть с разновозрастной группой детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия возможно объединение, как показывает опыт, от 2 классов и более. В малочисленных сельских школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже – в основной и средней школе. На таких занятиях дети из разных классов чаще всего работают независимо друг от друга и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Рассмотрим особенности урока в малокомплектной начальной школе, урока в разновозрастной группе младших школьников. Первая особенность – обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке. Чтобы объяснить новый учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без его непосредственного руководства, выполнить то или иное задание. Самостоятельная работа ребят становится условием нормальной учебной деятельности учащихся и важнейшим обязательным компонентом урока в начальной малокомплектной школе, в объединённых классах основной и полной средней школы. Вторая особенность урока: чередование работы учащихся под непосредственным руководством учителя, работы с учителем и самостоятельнойпо заданию учителя или собственному выбору. Третья особенность: зависимость объёма самостоятельной работы и времени, отводимого на её выполнение, от объёма и времени работы учителя с другим классом. Итак, структура урока схематически выглядит как чередование двух чётко выраженных компонентов.
Но дробность самостоятельной работы разрушает целостность восприятия учебного материала. Нелинейная структура В течение 45 минут учитель переключается с одного из составляющих общий урок на другой, третий и так – неоднократно. А если он работает по разнопредметному расписанию, то ему приходится переключаться ещё и с одного предмета на другой. В самом общем виде структуру уроков можно представить так. Таблица 1. Структура уроков.
В приведённых схемах в структуре урока определённое место занимает этап общей для всех классов работы под руководством учителя. От учителя требуется соблюдение методического правила, по которому вопросы и задания предлагаются всему классу, а отвечать на них начинают младшие. Особенность урока в объединённом классе – наличие отвлекающих факторов: зрительных, слуховых, настенных карт, таблиц, видео- и аудиозаписей, натуральных объектов. Пример старших естественно стимулирует развитие младших. Общий этап в середине урока, как правило, включает упражнения на релаксацию (расслабление); кратковременные физические упражнения; действия, дающие отдых глазам, слуху; стимулирующие энергию, иными словами – физкультминутка, общая для всех. Общий этап в конце урока – подведение итогов: анализ выполнения или невыполнения плана уроков, словесная поощрительная оценка работы класса и каждого ученика – указание на продвижение, успех; разъяснение общего домашнего задания. Чтобы повысить эффективность уроков в разновозрастной группе, применяются следующие рекомендации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|