Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Ситуационный анализ в управлении




Деятельность руководителя на этапе вступления в должность

Деловая игра «Деятельность руководителя на этапе вступления в должность»

Обоснование темы ситуации

 

Появление в трудовом коллективе нового руководителя все­гда значительное событие как для него самого, так и для подчи­ненных. Вступающему в должность, даже если он не назначен на нее, а избран коллективом или прошел по конкурсу, предстоит еще заслужить или закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившемся коллективе, система отношений, установки и стиль работы которого уже сформирова­лись. Поэтому возможны значительные осложнения, противоре­чия, конфликты, иногда заканчивающиеся отторжением нового ру­ководителя.

С наибольшими сложностями сталкиваются при этом моло­дые, начинающие руководители. Они, как правило, еще не умеют работать с людьми, плохо чувствуют разницу между личными кон­тактами и деловым общением, иногда грешат самолюбованием, администрированием, а потому теряют контакт с коллективом. Другая крайность выражается в стремлении избежать активных действий. А ведь первое впечатление, сложившееся о человеке, оказывается наиболее сильным и сохраняется достаточно долго. Новому руководителю следует помнить, что состав и последова­тельность его действий должны определяться не только разрабо­танной им стратегией развития коллектива, но и особенностями межличностных отношений.

Цели изучения ситуации

 

1. Изучение процедуры вхождения в должность руководителя.

2. Выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность.

3. Оценка готовности занять должность руководителя.

4. Тренинг делового общения, ведения дискуссий, принятия ре­шения.

5. Обучение моделированию процесса вхождения в должность.

6. Отработка типовых процедур знакомства руководителя с кол­лективом, разработка плана работы в первые дни, принятия и реализации решений в новых условиях.

 

Правила рассмотрения ситуации

 

1. Ситуацией управляет преподаватель.

2. Продолжительность работы — 4 часа.

3. Тематика для каждой команды определяется в зависимости от практической заинтересованности участников и рекомендации руководителя.

4. Докладчики (претенденты на должность) должны использован интересные формы выступления (до 10 мин.), применять наглядные пособия.

5. Регламент выступлений и дискуссий (5—8 мин.) должен строп соблюдаться. Если материал новый, а форма его подачи ори­гинальна, можно продлить выступление. Если доклад и высту­пления неинтересны — прервать их.

6. Участники разбора ситуации должны ставить вопросы докладчикам таким образом, чтобы возникала активная

7. Эксперты дают точные и объективные оценки докладов и дея­тельности команд.

8. Докладчик, получивший за свой доклад наибольшее число бал­лов, становится претендентом, номер один.

9. Организатор в ходе игры может использовать дополнительные роли: оппонента, инициатора дискуссии, эксперта.

 

Порядок разработки ситуации

При проведении работы в качестве исходной информации используются: характеристика (описание) проблемной ситуации и задания участникам.

Игра включает пять этапов.

 

Этап I. Постановка задачи. Преподаватель обосновывает актуальность ситуации, разъясняет ее цели, распределяет роли.

Для этого из группы выбирают трех лидеров, каждый из ко­торых получает индивидуальное задание, формирует по своему усмотрению рабочую группу, выбирая из числа участников 5—6 чел. Первая группа получает задание подготовиться к представле­нию в новом коллективе, вторая — разработать план работы на первый день, третья — выработать решение предлагаемых ситуа­ций (см. ниже, в разделе «Характеристика проблемной ситуации», задания №1, 2, 3 соответственно). Остальные участники делятся на три группы экспертов, одна из которых будет оценивать пред­ставление в новом коллективе, вторая — план работы, третья — принятые решения. Эксперты получают копии заданий и необхо­димую информацию о состоянии дел в трудовом коллективе на момент вступления в должность нового руководителя. Продолжи­тельность первого этапа 10—15 мин.

 

Этап II. Разработка программы действий. Группы гото­вятся к игре: обдумывают задание, составляют план его реализа­ции, отрабатывают основные этапы и т.п. Продолжительность 25— 30 мин.

 

Этап III. Выступления лидеров команд. За стол садятся три участника со своими помощниками. Лидер первой группы про­износит вступительную речь перед коллективом, роль которого иг­рают остальные слушатели учебной группы, отвечает на вопросы. Затем второй участник игры знакомит группу с разработанным пла­ном работы на первый день, аргументируя целесообразность и последовательность этапов. Третий участник рассказывает, с ка­кими ситуациями он столкнулся в первый день и какие принял ре­шения.

В процессе разбора ситуации помощники выступающих мо­гут дополнять их, исправлять некоторые положения, отвечать на вопросы, если затрудняется сам выступающий. Продолжитель­ность 30—35 мин.

Этап IV. Дискуссия. Участвует вся группа. Представи­тели экспертных групп дают оценки по пятибалльной системе каж­дому участнику игры и его помощникам, аргументируя свои реше­ния. Затем проводится общее обсуждение проблемы вступления в должность нового руководителя, высказываются и записываются предложения. Продолжительность 25—30 мин.

 

Этап V. Подведение итогов разбора ситуации. Препода­ватель оценивает работу участников игры и экспертных групп, анали­зируя ход рассмотрения ситуации, содержание высказываемых пред­ложений, поведение и активность слушателей, обращает внимание на правильные решения и типичные ошибки, формирует основные практические выводы с учетом возможных предложений, направлен­ных на улучшение решения. Продолжительность 10—15 мин.

 

Оценка деятельности команд и определение победителя

1. Оценка производится по пятибалльной системе.

2. Критериями оценки команд (претендентов) являются:

а) глубина и логичность сообщения докладчика, содержа­тельность предложений;

б) обоснованность и конкретность ответов на вопросы экс­пертов и других слушателей;

в) активность группы поддержки (команды претендента);

г) корректность претендента и его группы в процессе прохо­димой беседы;

д) соблюдение регламента докладов и ответов на вопросы

3. Результаты оценки заносятся в таблицу 5.

4. По результатам подводятся итоги.

Победителем (претенден­том №1) объявляется лидер (команда), набравший наиболь­шее количество баллов.

5. Оценка руководителем общего хода разбора ситуации, наибо­лее активных участников, отдельных положительных и не удав­шихся моментов разбора ситуаций.

6. Обязательно представление отчета по итогам деловой игры всем ее участникам.

 

Таблица 5

Оценка команд по критериям

Ф.И.О. эксперта   Оценка по критериям в баллах  
    а   б   в   г   Д   Итого  
1. Телегина М. 2. Иванов П. 3....................                  
                           
4....................                          
                           
5....................                          
                           
                           
Итого                        

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...