Тема 4. Ситуационный анализ в управлении
Деятельность руководителя на этапе вступления в должность Деловая игра «Деятельность руководителя на этапе вступления в должность» Обоснование темы ситуации
Появление в трудовом коллективе нового руководителя всегда значительное событие как для него самого, так и для подчиненных. Вступающему в должность, даже если он не назначен на нее, а избран коллективом или прошел по конкурсу, предстоит еще заслужить или закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившемся коллективе, система отношений, установки и стиль работы которого уже сформировались. Поэтому возможны значительные осложнения, противоречия, конфликты, иногда заканчивающиеся отторжением нового руководителя. С наибольшими сложностями сталкиваются при этом молодые, начинающие руководители. Они, как правило, еще не умеют работать с людьми, плохо чувствуют разницу между личными контактами и деловым общением, иногда грешат самолюбованием, администрированием, а потому теряют контакт с коллективом. Другая крайность выражается в стремлении избежать активных действий. А ведь первое впечатление, сложившееся о человеке, оказывается наиболее сильным и сохраняется достаточно долго. Новому руководителю следует помнить, что состав и последовательность его действий должны определяться не только разработанной им стратегией развития коллектива, но и особенностями межличностных отношений. Цели изучения ситуации
1. Изучение процедуры вхождения в должность руководителя. 2. Выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность. 3. Оценка готовности занять должность руководителя. 4. Тренинг делового общения, ведения дискуссий, принятия решения.
5. Обучение моделированию процесса вхождения в должность. 6. Отработка типовых процедур знакомства руководителя с коллективом, разработка плана работы в первые дни, принятия и реализации решений в новых условиях.
Правила рассмотрения ситуации
1. Ситуацией управляет преподаватель. 2. Продолжительность работы — 4 часа. 3. Тематика для каждой команды определяется в зависимости от практической заинтересованности участников и рекомендации руководителя. 4. Докладчики (претенденты на должность) должны использован интересные формы выступления (до 10 мин.), применять наглядные пособия. 5. Регламент выступлений и дискуссий (5—8 мин.) должен строп соблюдаться. Если материал новый, а форма его подачи оригинальна, можно продлить выступление. Если доклад и выступления неинтересны — прервать их. 6. Участники разбора ситуации должны ставить вопросы докладчикам таким образом, чтобы возникала активная 7. Эксперты дают точные и объективные оценки докладов и деятельности команд. 8. Докладчик, получивший за свой доклад наибольшее число баллов, становится претендентом, номер один. 9. Организатор в ходе игры может использовать дополнительные роли: оппонента, инициатора дискуссии, эксперта.
Порядок разработки ситуации При проведении работы в качестве исходной информации используются: характеристика (описание) проблемной ситуации и задания участникам. Игра включает пять этапов.
Этап I. Постановка задачи. Преподаватель обосновывает актуальность ситуации, разъясняет ее цели, распределяет роли. Для этого из группы выбирают трех лидеров, каждый из которых получает индивидуальное задание, формирует по своему усмотрению рабочую группу, выбирая из числа участников 5—6 чел. Первая группа получает задание подготовиться к представлению в новом коллективе, вторая — разработать план работы на первый день, третья — выработать решение предлагаемых ситуаций (см. ниже, в разделе «Характеристика проблемной ситуации», задания №1, 2, 3 соответственно). Остальные участники делятся на три группы экспертов, одна из которых будет оценивать представление в новом коллективе, вторая — план работы, третья — принятые решения. Эксперты получают копии заданий и необходимую информацию о состоянии дел в трудовом коллективе на момент вступления в должность нового руководителя. Продолжительность первого этапа 10—15 мин.
Этап II. Разработка программы действий. Группы готовятся к игре: обдумывают задание, составляют план его реализации, отрабатывают основные этапы и т.п. Продолжительность 25— 30 мин.
Этап III. Выступления лидеров команд. За стол садятся три участника со своими помощниками. Лидер первой группы произносит вступительную речь перед коллективом, роль которого играют остальные слушатели учебной группы, отвечает на вопросы. Затем второй участник игры знакомит группу с разработанным планом работы на первый день, аргументируя целесообразность и последовательность этапов. Третий участник рассказывает, с какими ситуациями он столкнулся в первый день и какие принял решения. В процессе разбора ситуации помощники выступающих могут дополнять их, исправлять некоторые положения, отвечать на вопросы, если затрудняется сам выступающий. Продолжительность 30—35 мин. Этап IV. Дискуссия. Участвует вся группа. Представители экспертных групп дают оценки по пятибалльной системе каждому участнику игры и его помощникам, аргументируя свои решения. Затем проводится общее обсуждение проблемы вступления в должность нового руководителя, высказываются и записываются предложения. Продолжительность 25—30 мин.
Этап V. Подведение итогов разбора ситуации. Преподаватель оценивает работу участников игры и экспертных групп, анализируя ход рассмотрения ситуации, содержание высказываемых предложений, поведение и активность слушателей, обращает внимание на правильные решения и типичные ошибки, формирует основные практические выводы с учетом возможных предложений, направленных на улучшение решения. Продолжительность 10—15 мин.
Оценка деятельности команд и определение победителя 1. Оценка производится по пятибалльной системе. 2. Критериями оценки команд (претендентов) являются: а) глубина и логичность сообщения докладчика, содержательность предложений; б) обоснованность и конкретность ответов на вопросы экспертов и других слушателей; в) активность группы поддержки (команды претендента); г) корректность претендента и его группы в процессе проходимой беседы; д) соблюдение регламента докладов и ответов на вопросы 3. Результаты оценки заносятся в таблицу 5. 4. По результатам подводятся итоги. Победителем (претендентом №1) объявляется лидер (команда), набравший наибольшее количество баллов. 5. Оценка руководителем общего хода разбора ситуации, наиболее активных участников, отдельных положительных и не удавшихся моментов разбора ситуаций. 6. Обязательно представление отчета по итогам деловой игры всем ее участникам.
Таблица 5 Оценка команд по критериям
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|