Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«российский государственный университет правосудия»




«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Кафедра конституционного права им. Н. В. Витрука

Кафедра организации судебной и правоохранительной деятельности

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Кафедра информационного права, информатики и математики

Кафедра русского языка и культуры речи

Кафедра физической культуры

Кафедра общеобразовательных дисциплин

Кафедра иностранных языков

Кафедр административного права и процесса имени Н. Г. Салищевой

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

в процессе освоения ОПОП

по дисциплине «Практикум. Часть 1»

 

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код): ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-14

Темы семинаров

по дисциплине «Практикум. Часть 1»

№ п/п Название раздела Код компетенции (части) компетенции
1. Теория государства и права ОПК-2, ПК-2
2. Теория государства и права ОПК-2, ПК-2
3. Конституционное право ОПК-1
4. Конституционное право ОПК-1
5. Организация судебной деятельности ОПК-4
6. Организация судебной деятельности Профессиональная этика ОПК-4, ОК-6, ОПК-3
7. Философия. Экономика ОК-1, ОК-2
8. Информационные технологии в юридической деятельности ОК-3, ОК-4, ОПК-6
9. Русский язык и культура речи ОК-5, ОК-7, ОПК-5
10. Иностранный язык в сфере юриспруденции ОПК-7
11. Административное право ПК-3, ПК-14
12. Административное право ПК-3, ПК-14

Комплект заданий для семинарских занятий

Раздел «Теория государства и права»

1. Охарактеризуйте форму современного российского государства

2. Дайте характеристику принципа разделения властей на примере Российской Федерации

3. Дайте сравнительный анализ интегративных концепций правопонимания

4. Охарактеризуйте взаимосвязь функций права и его социального назначения

5. Сравните понятия «источник права» и «форма права». Назовите материальные, идеологические, волевые и формально-юридические источники права

6. Дайте сравнительную характеристику нормативных правовых актов и актов правоприменения

7. Сравните систему права и правовую систему

8. Дайте сравнительный анализ информационной и процессуальной моделей правоприменения

9. Найдите примеры правовых коллизий и определите способы их преодоления

10. Найдите примеры пробелов в праве и определите способы их преодоления

11. Дайте сравнительный анализ информационной и процессуальной моделей правоприменения

12. Дайте понятие позитивной и негативной юридической ответственности

13. Охарактеризуйте российскую правовую систему

Раздел «Конституционное право»

Задача 1.   Изучите фабулу и дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы

Гражданин К. В. Акинфеев оспаривает в суде принятое Советом Депутатов Одинцовского района Московской области решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района. К. В. Акинфеев считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции РФ не являются государственными органами, а значит и органами власти. Право на осуществление местного самоуправления — это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей (более 80%) даже не принимает участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.

Вопрос 1 . Раскройте понятие местного самоуправления как основы конституционного строя РФ.

Вопрос 2 . Перечислите виды муниципальных правовых актов. В чем их различие?

Вопрос 3 . Допустим ли отказ от права на осуществление местного самоуправления? Подготовьте мативировочную часть решения суда по заявлению К. В. Акинфеева.

Задача 2. Изучите фабулу и дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы

В уставе Забайкальского края закреплено, что система органов государственной власти Забайкальского края устанавливается краем самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В систему органов государственной власти края входят:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти Забайкальского края - Законодательное Собрание Забайкальского края;

2) высшее должностное лицо Забайкальского края - Губернатор Забайкальского края;

3) высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края - Правительство Забайкальского края и иные исполнительные органы государственной власти Забайкальского края.

Вопрос 1 . Может ли субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти? Ответ обоснуйте со ссылками на конкретные нормы.

Вопрос 2 . Достаточно ли полно охарактеризована система органов государственной власти субъекта РФ в данной статье Устава? Подготовьте мотивированное заключение о соблюдении требований Конституции РФ и норм федерального законодательства в Уставе Забайкальского края.

Вопрос 3 . Должна ли система органов государственной власти субъектов Российской Федерации строится по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном уровне?

 

Задача 3. Изучите фабулу и дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.

Конституционный Суд в Республики Бурятии успешно функционировал с 1995 года. Однако в 2013 году по мотивам дефицита бюджета Законом Республики Бурятия от 14. 11. 2013 г. № 92-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия» на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года было приостановлено действие Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 года № 42-I «О Конституционном Суде Республики Бурятия», за исключением части 1 статьи 22 в части, предусматривающей выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Республики Бурятия в отставке.

Вопрос 1 . Какова природа и значение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации?

Вопрос 2 . Возможно ли приостановление деятельности Конституционного Суда республики в составе Российской Федерации? Подготовьте правовое обоснование возможности (невозможности) приостановления.

Вопрос 3 . Образуют ли конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации единую систему с Конституционным Судом Российской Федерации?

 

Задача 4. Изучите фабулу и дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.

Фракция КПРФ в Государственной Думе инициировала запрос в Конституционный Суд Российской Федерации по поводу толкования положений п. “д” ст. 83 и ч. 2 ст. 112 Конституции, регламентирующих юридическую процедуру назначения главой Российского государства на должность или освобождения им от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

По мнению депутатов, указанная юридическая процедура не в полной мере соответствует принципу разделения властей, который отнесен к числу основ конституционного строя Российской Федерации и согласно требований ст. 10 Конституции, составляет основу государственной власти в Российской Федерации.

Такого рода несоответствия как в целом принципу разделения властей, так и в частности системе «сдержек и противовесов», по мнению депутатов, связаны с тем, что Конституция и федеральное законодательство не закрепляют публично-правовых механизмов участия Государственной Думы в процессе обсуждения предлагаемых Президентом кандидатур на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Отсутствие таких механизмов, по их мнению, не соответствует не только принципу разделения властей, но и общемировым представлениям об основных признаках полупрезидентской (смешанной) республики.

Вопрос 1 . Назовите основные признаки, характеризующие различные виды республиканской формы правления. Каковы основные конституционно-правовые характеристики принятой в России республиканской формы правления?

Вопрос 2 . Каковы особенности российской модели полупрезидентской республики? Каковы сущность и основные конституционно-правовые характеристики принципа разделения властей в Российской Федерации? .

Вопрос 3 . На основе постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации постарайтесь сформулировать правовую позицию относительно участия Государственной Думы в конституционной процедуре формирования Президентом Российской Федерации Правительства.

Задача 5. Изучите фабулу дела и ответьте на поставленные вопросы.

В суд общей юрисдикции обратился Прокурор г. Москвы с заявлением о противоправных действиях общественного движения «Непосредственная власть народа РФ». В исковом заявлении прокурора указано- общественное движение на своем сайте заявляет, что каждый гражданин РФ как носитель непосредственной власти народа вправе иметь бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и призывает граждан получить бланк прямо сейчас и изготовить печать. По мнению прокурора, данное общественное движение вводит граждан в заблуждение и подстрекает их к совершению противоправных действий.

Вопрос 1. Какими права и обязанностями обладает общественное движение?

Вопрос 2. Подготовьте заключение о наличии (отсутствии) ли в действиях общественного движения «Непосредственная власть народа РФ» нарушений конституционных норм.

Вопрос 3. Возможно ли привлечение общественного движения к конституционно-правовой ответственности? Ответ обоснуйте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...