Разделы дисциплин и виды занятий
Содержание разделов дисциплины
Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Семинар т.1: Введение в курс (2 часа) Вопросы для обсуждения: 1. Поведение как феномен, история становления представлений о поведении 2. Специфика эволюционного подхода в изучении поведения 3. Объекты и методы эволюционной психологии. 4. Эволюционное введение в общую психологию 5. Эволюция психики в истории психологии 6. Эволюционная психология. Трудные вопросы психологии. Практическое задание. Проведите анализ понятия «красота» и «внешняя привлекательность» в современном обществе.
а) основная литература 1. Марков А. / Обезьяны, нейроны и душа. Кн. 2./ А. Марков// Эволюция человека. В 2 кн.- М.: Астрель: CORPUS, 2011. – 512 с. 2. Майерс Д. Социальная психология./ Пер. с англ. 7-е издание. – СПб.: Изд. «Питер», 2016. – с.236-247.
3. Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы./ Под Ред. А.Н.Харитонова. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 2013. – 432 с.
б) дополнительная литература 1. Ганжа А.Г. Социальная эволюция: Монография / А.Г. Ганжа. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 160 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-16-006154-2, 200 экз. 2. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=366601 (ЭБС "Знаниум") 3. Буданова В.П. Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты. - СПб.: Алетейя, 2011. - 336 с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=1329&ln=en 4. (ЭБС "Библиороссика") 5. Кенрик Д. Секс, убийство и смысл жизни./ Д. Кенрик. – Спб.: «Питер», 2013. – 315 с. 6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). / К. Лоренц. – М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с. 7. Мудрик А.В. Социализация человека./А.В.Мудрик. М.:МПСИ, 2010. – 623 с. 8. Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология/ Дж. Палмер, Л. Палмер. - СПб.: Изд. «Прайм-Еврознак», 2007. – 288 с. 9. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству./ М.Ридли. – М.: Эксмо, 2013. – 290 с. 10. Роллс Дж. Классические случаи в психологии./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с. 11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с. 12. Суэми В., Психология красоты и привлекательности./ В.Суэми, А. Фернхем. – СПб.: «Питер», 2009. – 240 с. 13. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики./ В.П. Эфроимсон. – СПб.: «Талисман», 1995. – 288. Семинар т. 2: Поведение и среда (2 часа).
Вопросы для обсуждения: 1. Типология форм поведения 2. Научение как общебиологический феномен 3. Поведение и онтогенез. 4. Поведение и филогенез, эволюция поведения, критерии гомологии в поведении. 5. Значение изучения восприятия и открытия гештальт-психологов для эволюционной психологии. Практическое задание: Индивидуальная дистанция в современной городской среде: кросс-культурный анализ. Темп жизни и бюджет времени в городской и сельской местности. Сопоставление показателей физического развития и личностных характеристик у детей с различными типами ОВЗ.
а) основная литература 1. Марков А. / Обезьяны, нейроны и душа. Кн. 2./ А. Марков// Эволюция человека. В 2 кн.- М.: Астрель: CORPUS, 2011. – 512 с.
2. Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы./ Под Ред. А.Н.Харитонова. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 2013. – 432 с.
б) дополнительная литература 1. Бауэр И. Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации./ И.Бауэр./ Пер. с нем. И. Тарасовой. – СПб.: Изд. «Вернера Регена», 2009. – 152 с. 2. Ганжа А.Г. Социальная эволюция: Монография / А.Г. Ганжа. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 160 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-16-006154-2, 200 экз. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=366601 (ЭБС "Знаниум") 3. Буданова В.П. Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты. - СПб.: Алетейя, 2011. - 336 с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=1329&ln=en (ЭБС "Библиороссика") 4. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). / К. Лоренц. – М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с. 5. Мудрик А.В. Социализация человека./А.В.Мудрик. М.:МПСИ, 2010. – 623 с. 6. Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология/ Дж. Палмер, Л. Палмер. - СПб.: Изд. «Прайм-Еврознак», 2007. – 288 с. 7. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству./ М.Ридли. – М.: Эксмо, 2013. – 290 с. 8. Роллс Дж. Классические случаи в психологии./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с. 9. Суэми В., Психология красоты и привлекательности./ В.Суэми, А. Фернхем. – СПб.: «Питер», 2009. – 240 с. 10. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики./ В.П. Эфроимсон. – СПб.: «Талисман», 1995. – 288.
Семинар т. 3: Социальное поведение и репродукция (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Обсудите идею неконтролируемого полового отбора. Есть ли у людей характеристики, аналогичные хвосту у павлина? Если да, то продумайте механизм, который мог бы объяснить, как такие черты стали критерием выбора полового партнера у самок наших предков-гоминид. 2. Обсудите адаптивное значение тех черт, которые важны при выборе полового партнера и для мужчин, и для женщин. Затем проанализируйте адаптивное значение характеристик, имеющих разное значение при выборе полового партнера для женщин и для мужчин. В чем причина этих различий?
3. Сопоставьте значение запасов андроидного и гипоидного жира и появившиеся в ходе эволюции предпочтения показателей WHR. Что, исходя из этого, можно сказать об индустрии диет и физических упражнений? 4. В России «влюбленность» считают достаточной и наиболее важной причиной для вступления в брак. В свете того, что известно о влюбленности, укажите на слабые места такой точки зрения. 5. Докажите, что такой признак, как гомосексуализм, является наследственно обусловленным, но не прямым следствием естественного отбора. 6. Эволюционная теория пола 7. Роль стыда в становлении человека: онто- и филогенетический аспекты
а) основная литература 1. Даймонд Дж. Почему нам так нравится секс. Эволюция человеческой сексуальности./ Дж. Даймонд; пер. с англ. А.Е. Мосейченко. – М.: АСТ, 2013. – 255 с. 2. Марков А. / Обезьяны, нейроны и душа. Кн. 2./ А. Марков// Эволюция человека. В 2 кн.- М.: Астрель: CORPUS, 2011. – 512 с. 3. Майерс Д. Социальная психология./ Пер. с англ. 7-е издание. – СПб.: Изд. «Питер», 2016. – с.236-247. 4. Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы./ Под Ред. А.Н.Харитонова. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 2013. – 432 с.
б) дополнительная литература 1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – с.330-369. 2. Ганжа А.Г. Социальная эволюция: Монография / А.Г. Ганжа. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 160 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-16-006154-2, 200 экз. 3. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=366601 (ЭБС "Знаниум") 4. Буданова В.П. Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты. - СПб.: Алетейя, 2011. - 336 с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=1329&ln=en 5. (ЭБС "Библиороссика") 6. Кенрик Д. Секс, убийство и смысл жизни./ Д. Кенрик. – Спб.: «Питер», 2013. – 315 с. 7. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). / К. Лоренц. – М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с. 8. Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология/ Дж. Палмер, Л. Палмер. - СПб.: Изд. «Прайм-Еврознак», 2007. – 288 с. 9. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству./ М.Ридли. – М.: Эксмо, 2013. – 290 с. 10. Суэми В., Психология красоты и привлекательности./ В.Суэми, А. Фернхем. – СПб.: «Питер», 2009. – 240 с. 11. Эрчер Дж. Эволюционная социальная психология// Введение в социальную психологию. Европейский подход/ М. Хьюстон, В. Штребе; Пер. с англ. Под ред. Т.Ю. Базарова. – М.: Юнити-Дана, 2004. – с.23-47. 12. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики./ В.П. Эфроимсон. – СПб.: «Талисман», 1995. – 288.
Практическое задание: Проанализируйте родительские генетические факторы, которые могут повлиять на индивидуальные особенности их детей в плане нарушенного развития (для примера надо взять один отдельный вид нарушений у детей).
Семинар т.4: Эволюционный подход к коммуникации людей (2 часа). Вопросы для обсуждения:
1. Какие выводы относительно языковых способностей человека можно сделать, исследуя результаты попыток обучить животных языку? 2. Как можно доказать, что языковые способности изначально присущи человеку от природы, хотя существует огромное количество различных языков? 3. Если язык способствует культурной эволюции, как он мог развиваться в течение сотен тысяч лет (согласно исследованиям ископаемых останков) до появления значительных достижений культуры?
а) основная литература 1. Марков А. / Обезьяны, нейроны и душа. Кн. 2./ А. Марков// Эволюция человека. В 2 кн.- М.: Астрель: CORPUS, 2011. – 512 с. 2. Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы./ Под Ред. А.Н.Харитонова. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 2013. – 432 с.
б) дополнительная литература 1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – с.111-149. 2. Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты: интуитивная коммуникация и секреты зеркальных нейронов./ И.Бауэр./ Пер. с нем. И. Тарасовой. – СПб.: Изд. «Вернера Регена», 2009. – 112 с. 3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6 т. – М., 1983. – Т.5. 4. Линн Р. Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ./ Пер. с англ. Румянцев Д.О. – М.: Проф Стайл, 2010. – 304 с. 5. Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология/ Дж. Палмер, Л. Палмер. - СПб.: Изд. «Прайм-Еврознак», 2007. – 288 с. 6. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству./ М.Ридли. – М.: Эксмо, 2013. – 290 с. 7. Роллс Дж. Классические случаи в психологии./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с. 8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Уч. пос. для вузов. – М.: Изд дом «Школа-пресс», 1995. – 298 с. 9. Суэми В., Психология красоты и привлекательности./ В.Суэми, А. Фернхем. – СПб.: «Питер», 2009. – 240 с.
Практическое занятие т.5: Эволюционная теория и личность. (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Обсудите пятифакторную модель человеческой личности с точки зрения эволюции адаптивных поведенческих фенотипов. 2. Объясните, почему «личность» является повторяющимся феноменом во всем животном царстве или, по крайней мере, у видов, отличающихся более сложным поведением. 3. Обсудите идею частотно-зависимых адаптивных стратегий, которые принимают вид определенных расстройств личности. 4. Обсудите идею, согласно которой появление цивилизации могло обусловить паттерны выбора брачных партнеров и репродукции, которые повысили частотность аномального поведения.
Практическое задание: Дайте развернутую характеристику этничности как фактору риска: структурирование социальных связей и конфликтное поведение среди московских школьников.
Список литературы: а) основная литература 1. Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы./ Под Ред. А.Н.Харитонова. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 2013. – 432 с.
б) дополнительная литература 1. Бауэр И. Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации./ И.Бауэр./ Пер. с нем. И. Тарасовой. – СПб.: Изд. «Вернера Регена», 2009. – 152 с. 2. Ганжа А.Г. Социальная эволюция: Монография / А.Г. Ганжа. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 160 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-16-006154-2, 200 экз. 3. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=366601 (ЭБС "Знаниум") 4. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2010. – 151 с. 5. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с. 6. Мудрик А.В. Социализация человека./А.В.Мудрик. М.:МПСИ, 2010. – 623 с. 7. Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология/ Дж. Палмер, Л. Палмер. - СПб.: Изд. «Прайм-Еврознак», 2007. – 288 с. 8. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение общение. М.:АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак. 2007. – 407 с., 9. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству./ М.Ридли. – М.: Эксмо, 2013. – 290 с. 10. Роллс Дж. Классические случаи в психологии./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с. 11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед.соч. в 6 т.- М.. Просвещение,1990. – Т.5,6. 12. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики./ В.П. Эфроимсон. – СПб.: «Талисман», 1995. – 288.
Практическое занятие т.6: Родословная альтруизма (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Иерархии доминирования независимо возникли у многих, не родственных друг другу групп животных. Это говорит о том, что данный тип социальной структуры — одно из простейших и оптимальных решений целого ряда проблем жизни в группе. Опишите эти проблемы и подумайте об альтернативной социальной системе, которая тоже бы решала их. Смогла ли бы ваша система работать в человеческом сообществе? Могла ли она возникнуть у организмов, которым чужда культура? 2. Чем отличается равноправное общество собирателей и охотников от коммунистического общества пчелиного улья? Чем оно отличается от человеческого коммунистического общества (например, от Народной Республики Китай)? 3. Проанализируйте биохимические изменения, происходящие у приматов с повышением социального ранга. Какие изменения происходят у них при понижении ранга? 4. Учитывая тот факт, что эволюция, безусловно, производит отбор по собственническим интересам генов, как вы объясните то, что люди часто приходят на помощь совершенно постороннему человеку, рискуя своей жизнью? Дайте объяснение, согласующееся с эволюционной теорией.
Практическое задание: Проанализируйте возраст вступления в брак и его связь с особенностями социализиции и экономическими факторами в современном обществе.
Список литературы: а) основная литература 1. Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы./ Под Ред. А.Н.Харитонова. – М.: Изд. Институт психологии РАН, 2013. – 432 с. 2. Майерс Д. Социальная психология./ Пер. с англ. 7-е издание. – СПб.: Изд. «Питер», 2016. – с.588-600. 3. Шек Г. Зависть: Теория социального поведения/ Г. Шек, пер. с англ. В. Кошкина. – М.: ИРИСЭН, 2010. – 544 с.
б) дополнительная литература 1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – с.369-400. 2. Бауэр И. Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации./ И.Бауэр./ Пер. с нем. И. Тарасовой. – СПб.: Изд. «Вернера Регена», 2009. – 152 с. 3. Ганжа А.Г. Социальная эволюция: Монография / А.Г. Ганжа. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 160 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-16-006154-2, 200 экз. 4. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=366601 (ЭБС "Знаниум") 5. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – М.: Изд. «Экон-Информ», 2010. – 151 с. 6. Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей/ Выпуск 4/ Отв. ред. И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. – СПб.: Изд. «НИЦ АРТ», 2014. – 110 с. 7. Мудрик А.В. Социализация человека./А.В.Мудрик. М.:МПСИ, 2010. – 623 с. 8. Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология/ Дж. Палмер, Л. Палмер. - СПб.: Изд. «Прайм-Еврознак», 2007. – 288 с. 9. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. От инстинктов к сотрудничеству./ М.Ридли. – М.: Эксмо, 2013. – 290 с. 10. Роллс Дж. Классические случаи в психологии./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с. 11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед.соч. в 6 т.- М.. Просвещение,1990. – Т.5,6. 12. Эрчер Дж. Эволюционная социальная психология// Введение в социальную психологию. Европейский подход/ М. Хьюстон, В. Штребе; Пер. с англ. Под ред. Т.Ю. Базарова. – М.: Юнити-Дана, 2004. – с.23-47. 13. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики./ В.П. Эфроимсон. – СПб.: «Талисман», 1995. – 288.
Практическое занятие т.7: Эволюционно-психологические аспекты в социальной жизни человека (2 часа). Вопросы для обсуждения: 1. Разработайте план жизненного стиля, нацеленный на поддержание оптимального физического и психического здоровья в контексте современной повседневной жизни. 2. Обсудите концепцию эволюционной способности к индоктринации в связи с традиционными идеями патриотизма, гражданского долга и национальной обороны. 3. Обсудите связь между химией нервных процессов и психологическим функционированием. Когда оправдано психофармакологическое вмешательство? Следует ли считать психологический дистресс нормальной частью «человеческого опыта»? Почему да или почему нет? 4. Обсудите опасности, которые несет с собой зародышево-потомственная генная инженерия человека. Могут ли потенциальные выгоды перевесить возможный риск?
Практическое задание: Опишите и проанализируйте феномен травли (булинга) в современных российских школах: определите личностные, гендерные и этнические факторы. Список литературы: а) основная литература
б) дополнительная литература
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=366601 (ЭБС "Знаниум")
10. Роллс Дж. Классические случаи в психологии./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с. 11. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики./ В.П. Эфроимсон. – СПб.: «Талисман», 1995. – 288.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|