Технология витагенного образования (А.С. Белкин)
Жить – значит учиться. Учиться – значит жить. Сенека Белкин Август Соломонович (р. ……) – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук. Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. При этом различаются два понятия. Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. Это то, что в обучении называется ЗУНами. Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это то, что в современной педагогике называется компетентностями. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: отраслевая макротехнология. Философская основа: экзистенциальная. Методологический подход: голографический. Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ключевые компетентности + 2) ЗУН + 3) СУД. Характер содержания: светский, общеобразовательный. Вид социально-педагогической деятельности: социализации. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп. Преобладающие методы: коммуникативные. Организационные формы: классно-урочная.
Преобладающие средства: вербальные + практические + наглядные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничества. Направление модернизации: на основе личностной ориентации. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни. ¶ Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил. ¶ Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности. ¶ Формирование представления о многомерности образовательного процесса. Концептуальные положения v Голографическое сознание. Понятия «голография», «голографическое сознание» впервые использовал в онтопсихологии А. Менегетти (Онтопсихологическая педагогика, 1993). Каждая индивидуальность рассматривается как голограмма – соединение многочисленных векторов движения (развития). v Исходное основание процесса обучения – человеческая жизнь (вита). v Использование богатейшего набора составляющих жизнедеятельности ребенка, подростка для решения педагогических задач. v Сотрудничество учителя и ученика. Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного процесса, направленная на достижение единых целей и представляющая сплав совместной деятельности в достижении единых целей на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Различаются, в соответствии с возрастом ребенка, следующие стадии сотрудничества. • Опека (дошкольный период) – максимальная роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему; низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым. • Наставничество (младший школьный возраст) – решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей.
• Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий. • Сотрудничество (младший и старший подростковый период) – руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу. • Содружество (период старшего детства) – высокая форма сотрудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества. v Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценности. v Опора на подсознание личности, представление о многомерности и голографичности образовательного процесса. v Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|