Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология витагенного образования (А.С. Белкин)




Жить – значит учиться.

Учиться – значит жить.

Сенека

Белкин Август Соломонович (р. ……) – академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуаль­но-психоло­ги­ческого потенциала в образовательных целях. При этом различаются два понятия.

Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценно­сти. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. Это то, что в обучении называется ЗУНами.

Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоя­нием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это то, что в современной педагогике называется компетентностями.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: отраслевая макротехнология.

Философская основа: экзистенциальная.

Методологический подход: голографический.

Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ключевые компетентности + 2) ЗУН + 3) СУД.

Характер содержания: светский, общеобразовательный.

Вид социально-педагогической деятельности: социализации.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: коммуникативные.

Организационные формы: классно-урочная.

Преобладающие средства: вербальные + практические + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничества.

Направление модернизации: на основе личностной ориентации.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

¶ Формирование компетентностей – многоплановых навыков адаптации к современной жизни.

¶ Формирование готовности к самосохранению путем самодисциплины и мобилизации личностных сил.

¶ Воспитание у подрастающего поколения жизнеспособности.

¶ Формирование представления о многомерности образовательного процесса.

Концептуальные положения

v Голографическое сознание. Понятия «голография», «голографическое сознание» впервые использовал в онтопсихологии А. Менегетти (Онтопсихологическая педагогика, 1993). Каждая индивиду­альность рассматривается как голограмма – соединение многочисленных векторов движения (развития).

v Исходное основание процесса обучения – человеческая жизнь (вита).

v Использование богатейшего набора составляющих жизнедеятельности ребенка, подростка для решения педагогических задач.

v Сотрудничество учителя и ученика.

Под сотрудничеством понимается совместная деятельность участников учебного процесса, направленная на достижение единых целей и представляющая сплав совместной деятельности в достижении единых целей на рациональном, эмоциональном и деятельностном уровнях.

Различаются, в соответствии с возрастом ребенка, следующие стадии сотрудничества.

Опека (дошкольный период) – максимальная роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему; низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании по­мощи взрослым.

Наставничество (младший школьный возраст) – решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей.

Партнерство (младший школьный, младший подростковый пе­риод). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относи­тельном равенстве совместных усилий.

Сотрудничество (младший и старший подростковый период) – руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства це­лей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готов­ностью оказать помощь друг другу.

Содружество (период старшего детства) – высокая форма со­трудничества, когда обе стороны соединяют воедино деловые, лич­ные отношения на основе сотворчества.

v Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценности.

v Опора на подсознание личности, представление о многомерности и голографичности образовательного процесса.

v Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...