Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Умножать, а не только уважать человека в человеке. Е.Н. Ильин Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) – учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком. Классификационные параметры системы Е.Н. Ильина Уровень и характер применения: по содержанию – частнопредметный, по значению – общепедагогический. Философская основа: гуманистическая. Методологический подход: социокультурный, ситуативный, коммуникативный. Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии. Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоциональная сфера (СЭН). Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический, общеобразовательный. Вид социально-педагогической деятельности: социализации. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп. Организационные формы: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода. Преобладающие средства: вербальные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный. Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности, творчества. Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений. Категория объектов: массовая + продвинутая. Целевые ориентации ¶ Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. ¶ Преподавание литературы как искусства.
Концептуальные позиции v Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку. v Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений. v Художественность: «об искусстве – языком искусства»; урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. v Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. v В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны нравственные основы и важнейшие качества личности, такие как патриотизм, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, уважение и готовность к труду. v Идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой. v Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития. v Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейная убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан своей родины. v Педагогика экспрессии: «слово + чувство». v Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать. v Метод духовного контакта. v Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю. v Учитель – предметник, художник, врач, создатель самой тонкой – душевной культуры ребенка. v Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности содержания Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы: а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора. Особенности методики В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта Личности – к Анализу художественного произведения и от него – к Книге. Особенности метода преподавания литературы Ильина – внимание к деталям. Этот своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» – «вопрос» – «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Урок литературы – это: – человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; – своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя; – открытия, а не аргументы и факты; – совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Жизнь. Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы. Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
Сверхзадачей урока является: помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. Рекомендуемая литература 1. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990. 2. Ильин Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы родителям). - С-Пб., 1995. 3. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М.: Педагогика, 1991. 4. Ильин Е.Н. Деловой человек и книга. - С-Пб., 1995. 5. Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. – С-Пб., 1993. 6. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982. 7. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – М.: Школа-Пресс, 1994. 8. Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель - учителю). - С-Пб., 1995. 9. Ильин Е.Н. Лев Толстой в зеркале «Войны и мира»: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школа-Пресс, 2000. 10. Ильин Е.Н. Минувших дней итоги… - Л.: Лениздат, 1991. 11. Ильин Е.Н. Мои ключи…: Об искусстве художественной детали. – С.-Пб., 1999. 12. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988. 13. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986. 14. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина». - М., 1985. 15. Ильин Е.Н. Уроки практической грамотности: Заметки учителя литературы. – С.-Пб., 1997. 16. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973. 17. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|