Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса




Все школы, какие бы они ни были, делятся на две группы: те, в которых любят детей, и те, в которых не любят детей.

С. Соловейчик

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:

доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребенка;

акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;

акцент на самопроектирование и самоуправление;

партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;

предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;

эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.

Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации на имманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию.

Такая ориентация достигается с помощью:

обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;

учета психологических закономерностей;

применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

структурирования, дидактического преобразования материала учебника.

Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно ориентиро­ванный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систе­му взаимосвязанных понятий, идей и спо­собов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительст­ва и самореализации личности ребенка, раз­витие его неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее цен­ностей;

развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

все права человека, в том числе и его право на свободный выбор со­держания образования, находятся под защитой;

групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля дея­тельности ребенка;

образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощря­ется;

наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В данной главе описаны (упоминаются) следующие технологии:

Педагогика сотрудничества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...