История психоанализа в России
Психоанализ вызвал особый интерес в России. В 1922 было создано «Русское психоаналитическое общество» (председатель – профессор И.Д. Ермаков, научный секретарь – А.Р. Лурия). Лурия состоял в Русском психоаналитическом обществе и работал в Государственном психоаналитическом институте, организованном Ермаковым. Аналитические группы и кружки существовали в разных городах – Казани, Киеве, Ростове, Одессе и др. Их костяк составляли врачи. Психоаналитические методы осваивались в Институте по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде под руководством Бехтерева, в Московском психоневрологическом институте (директор – А.Н.Бернштейн). В 1921 был открыт психоаналитический детский дом «Международная солидарность» - учреждение по изучению детского возраста. Читались лекции, проводились семинары. Ермаков читал общий курс психоанализа и психотерапии для врачей, педагогов и социологов; вел семинар по гипнологии и изучению творчества. М.В. Вульф читал курс лекций по введению в психоанализ и вел семинары по медицинскому психоанализу. С.Н. Шпильрейн вела семинар по детскому психоанализу для педагогов и курировала тему «Психоанализ подсознательного мышления». В 1925 детский дом «Международная солидарность» был ликвидирован. 48. Аналитическая психология Юнга. К. Г. Юнг (1875 – 1961) работал в психиатрической клинике, заинтересовался «Толкованием сновидений» З. Фрейда. В собственных исследованиях использовал метод контролируемых ассоциаций – одну из модификаций ассоциативного эксперимента. 1912 «Психология бессознательного» - в этой книге Юнг отходит от фрейдовской траковки либидо по мнению Юнга, либидо – психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды своей жизни.
Зигмунд воспринял книгу Юнга как предательство, и Карл Густав порвал с психоанализом в 1914 г. Свою концепцию он назвал аналитической психологией. Юнг вводит понятие комплекса. Автономные комплексы – составные части психики, относительно независимые друг от друга и содержащие связанные друг с другом понятия. Центральное место аналитической психологии – учение о бессознательном и о процессе развития личности. Юнг выделяет 2 системы бессознательного:
Архетипы – прообразы. Выделены Юнгом в ходе ассоциативного эксперимента: он заметил определенные закономерности в смене ассоциаций. Юнг описал несколько фигур архетипической природы (их надо знать): Персона – вид и способ отношения к событиям внешнего мира. Тень – оборотная сторона Я, совокупность страстных желаний и поступков. Человеку трудно принять в себе тень. Но тень дает и вдохновение.
Анима и Анимус – женское и мужское начало в человеке соответственное. Самость – интеграция всех граней личности, единство с самим собой. Мудрый старец и Великая Мать – ясно из названия. Середина (Центр) – символ спасения. Инстинкт и архетипы регулируют душевную жизнь: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетипы обусловливают конкретное формировние сознательных психических содержаний. Другой важный труд К.Г. Юнга – «Психологические типы» (1921). Юнг выделяет 2 базисные установки – экстравертированную (направленную на внешний мир) и интровертированную (направленную на внутренний мир). Выделяются также функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование одной из установок в сочетании с какой-либо функцией дает 8 типов индивидуальности. Эта идея была продолжена рядом исследователей.
49. Индивидуальная психология А. Адлера. Индивидуальная психология – одна из ветвей классического психоанализа. Как и во Фрейдовском психоанализе движущие силы предполагаются врожденными и бессознательными. Однако Адлер (1870 – 1937) расходится с Фрейдом именно в понимании сути этих сил. Движущей силой Адлер считает не сексуальность вовсе, а чувство неполноценности. Чувство неполноценности появляется из врожденного стремления к кооперации с другими людьми (в профессиональной сфере, в социальных контактах, в любви и браке;), на его формирование влияют как органические недостатки органов (морфологические и функциональные) и субъективнае факторы – переживание затруднений в социальных отношениях. Адлер выделяет 3 группы условий, которые способствуют появлению чувства неполноценности в раннем детстве:
Но чувство неполноценности – нормальное чувство!!! Другое важное понятие, связанное с чувством неполноценности – «стиль жизни». По мнению Альфреда, стиль жизни формируется к 4-5 годам и ведет весь поток душевной жизни в определенном направлении. Стиль жизни фактически приравнивается Адлером к личности, к человеческому Я. Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации, особенно от отношений с матерью. Человек вообще не может рассматриваться вне общества!!!
Если некто не может преодолеть чувство неполноценности (путем кооперации с другими), у него развивается комплекс неполноценности. При сверхкомпенсации чувства неполноценности возникает стремление к превосходству и власти любой ценой. Теория Адлера хороша на практике, особенно для воспитания трудных детей.
50. Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе. Основные произведения появляются в начале XX века. Представители: Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Морис Гальбвакс, Шарль Блондель и др. Толчком к возникновению послужили факты, накопленные при изучении примитивных народов. Особенности мышления, категорий трактуются как зависящие от общественного устройства, общественного сознания. Именно здесь впервые был сформулирован принцип историзма. По Дюркгейму, общественное сознание определяет сознание отдельного человека через обряды, устройство социальной жизни, организацию пространства. Человек - двойственное существо. 2 части психики: а. индивидуальное, биологическое. Имеет корни в организме, проявляется и формируется в сфере материального производства, где сознание находится под влиянием объектов. б. общественное, социальное. Надстраивается над биологическим субстратом, не проистекает из него, формируется через общение сознаний (индивидуального и общественного). Общество - духовное образование: совокупность идей, мнений, знаниий, накопленных за многие поколения. Это есть коллективные представления. Свойства коллективных представлений: - всеобщность и необходимость - продукт длительного развития общества - создаются обществом - оказывают принудительное воздействие на человека - эмоционально окрашены, принимаются без рассуждения.
Развитие мышления здесь не связывается с развитием деятельности. По Леви-Брюлю, качественное своеобразие психики (главным образом мышления) определяется структурой общества. Выделяет 2 типа обществ · примитивные -) производство не развито. Происходит обмен деятельностями -) нет различения взаимоотношений с людьми и с природой, ее явлениями и предметами -) нет позитивной науки, анимистические представления · цивилизованные Им соответствует 2 типа мышления: пралогическое и логическое. Они являются независимыми и не переходят друг в друга. С развитием общества лишь увеличивается сектор логического мышления, оттесняя магическое. Особенности магического мышления: а) подчинение закону партиципации (сопричастия) - все предметы сходные между собой имеют общую магическую силу, которая может передаваться и путем соприкосновения б) абсолютная причинность (нет случайностей) в) нечувствительность к противоречиям Практические умения первобытного человека (производство предметов быта, различение растений, следов) являются продуктом интуиции, чутья, слепого навыка. Общество влияет на сознание индивида через коллективные представления религиозно-мистического характера. Кроме мышления в ФСШ изучался социальный характер памяти (Гальбвакс) и эмоционально-волевой сферы (Блондель). 51. Направления неофрейдизма. Три направления неофрейдизма:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|