Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Структурный психоанализ (Ж. Лакан; О. Кернберг)




Жан Лакан (1901-1981) Его работы были направлены на изучение проявлений бессознательного в различных языковых реалиях. Лакан исходит из того, что бессознательное структурировано как язык. Он стремится к рациональному истолкованию бессознательного, ищет взаимосвязи его эмпирического и теоретического уровней Развивая ставшими традиционными для нео- и постфрейдизма тенденции десексуализации бессознательного, Лакан выстраивает оригинальную концепцию его денатурализации, дебиологизации. Он закладывает новую традицию трактовки бессознательного желания как структурно упорядоченной пульсации. Термин "пульсация" - один из ключевых для постфрейдизма. Утрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовать пульсации в произведения искусства и другие явления культуры. Внутренний структурирующий механизм объединяет все уровни психики, он функционирует подобно языку, и именно в этом смысле следует понимать лакановские слова о том, что бессознательное - это язык: речь идет не только о лингвистическом понимании языка на символическом уровне, но и о "языке" пульсаций на более низком уровне воображаемого, где психология и физиология еще слиты воедино.

 

52. Описательная и понимающая психология.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – основатель «философии жизни». Основной труд: «Описательная психология». Все науки о духе должны базироваться на психологии. Психология – основание наук о духе, как математика основание естествознания. Давал отрицательную оценку естественно-научной ориентации психологии (объясительной психологии). Свою психологии называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание – объяснению, а расчленение – конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип описательной психологии.

Центральное понятие – переживание, выступающее в виде внутренней связи неотделимой от её воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Т.о., соотносятся индивидуальное сознание и мир социально-исторических ценностей.

Герменевтика – учение об истолковании – средство воссоздания неповторимых культурных миров прошлого – связующее звено между культурой, человеком и отдельными науками: философия, история, психология.

Предмет: развитой человек и полнота готовой душевной жизни, которая должна быть описана во всей ее целостности.

Метод: постижение, понимание. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их.

Отличие от интроспекции: открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного.

Структура сознания. Каждое состояние сознания включает в себя: интеллектуальную часть (содержание), побуждение и чувство (нравится/не нравится), волевой компонент как намерение, которое направляет каждый мыслительный процесс.

Постижение ценностей и созидание новых ценностей – сущность душевной жизни и психического развития. Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром. Чувства и побуждение – движущие силы развития. Развитие состоит в переходе от элементарным к более высоким ценностям; каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

Эдуард Шпрангер (1882-1963). Развил позиции Дильтея. Задачи духовно-научно психологии – исследования отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмета общей психологии как науки о духе) и выявление типов смысловой направленности, «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).

Ценности – это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие.

Тип ценности Формы жизни (типичные основные формы индивидуальности)
Теоретические (область науки, проблема истинности) Теоретический человек: стремится к познанию
Экономические (материальные блага, полезность) Экономический человек: эффект полезности как смысл деятельности всей
Эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений и самовыражению) Эстетический человек: стремиться постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями
Социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувства себя в другом) Социальный человек: смысл жизни в общении, любви, жизни для других
Политические (власть как ценность) Политический человек: стремление к власти, чести, господству, влиянию
Религиозные (смысл жизни) Религиозный человек: относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира

В каждой индивидуальности представлены все 6 типов ценностей. Индивидуальности различаются на основании преобладания какой-либо ценности (см. формы жизни). Чистых типов не существует. Исходя из своей классификации Шпрангер сделал педагогические выводы: всеобщее образования не должно быть одинаковым для всех, нужно рано распознать тип индивидуальности человека и учить его в соответствии с его предрасположенностью.

Понимаешь психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Это своего рода возвращение к старой идеалистической психологии как науке о душе. Выготский: «Понимающая далека от адекватной разработке проблем культурного развития».

 

53. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ.

Как направление возникла в 10-е гг. XX в. как реакция против атомизма и механицизма ассоциативной психологии.

Предмет психологии:

Необходимо изучать наивную картину миру, переживания и феномены как они есть, опыт, сохраняющий свою целостность. В этой структуре можно выделить отдельные элементы, но они вторичны по отношению к ней и свое значение приобретают только в структуре целого.

В связи с пониманием предмета критикуется метод аналитической интроспекции, т.к. целое нельзя разложить на элементы (оно тогда перестанет существовать). Вводится феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержаний своего восприятия.

Основным тезисом гештальтпсихологии является утверждение об изначальной целостности и структурной организованности психических процессов.

Идеи целостности появляются еще в сер. XIX в. (Джон Стюарт Милль о неравенстве целого сумме частей, Брентано о единстве и целостности сознания).

Понятие гештальта введено Эренфельсом в 1890 под влиянием исследований Маха (сохранение мелодии при переносе в другую тональность). Гештальт возникает автоматически одновременно с необходимой основой – суммой частей (элементаризм не преодолен).

1912 Возникновение гештальтпсихологии. Выход «Экспериментальных исследований восприятия движения» Вертгеймера. Восприятие не складывается из элементов (эффект стробоскопического (кажущегося) движения)

Лейпцигская школа. (конец 10-х – конец 30-х).

Крюгер, Фолькельт, Зандер.

Школа диффузно-комплексных переживаний. В начале развития восприятие носит диффузный характер, где решающее значение имеет эмоциональная окрашенность стимула. Комплексное качество – целостное переживание, пронизанное чувством (Фолькельт – исследование изобразительной деятельности детей: в рисунке геометрических фигур выделяется самый яркий признак. Например, в цилиндре подчеркивается округлость). Гештальт в отличие от комплексных качеств воспринимается умозрительно.

Берлинская школа. (20-30-е гг.)

Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, Курт Левин.

Области исследования:

1. Восприятие.

Выделены факторы, благодаря которым элементы зрительного поля объединяются в перцептивные структуры (|| || || || ||):

- близость элементов друг к другу

- сходство элементов

- замкнутость

-симметричность и т.д. (опыты Вертгеймера, Келера)

Сформулировано положение о целостном образе как динамичной структуре, образующейся по специальным законам организации.

Сформулированы законы восприятия:

А. Дифференциации фигуры и фона

Б. Прегнантности. Стремление к «хорошей» фигуре, упрощению восприятия в ситуации неоднозначных стимулов.

В. Амплификации – дополнение до целого.

Перцептивная работа не предполагает активности субъекта, а является следствием динамики физиологических процессов в нервных полях. (принцип изоморфизма).

Т.о. соотношение психики и мозга рассматривается с позиций параллелизма.

2. Мышление.

По Келеру интеллектуальное решение – связывание элементов поля в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля происходит внезапно в результате усмотрения (инсайта).

По Вертгеймеру переструктурирование ситуации происходит благодаря отказу от привычных, сложившихся в прошлом опыте шаблонов, неадекватных задаче. Мышление рассматривается как единый процесс, но разделяющийся на этапы. (постановка задачи; группировка, реорганизация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации).

В экспериментах Дункера показано, что при решении задачи важно нахождения нового функционального значения элементов ситуации.

3. Потребности, воля, аффекты. Исследования К. Левина.

Основанием человеческой активности (ассоциация, поступок, мышление, память и т.д.) является намерение – потребность.

Потребность – некоторое стремление, тенденция осуществить цель, которая ставится самим субъектом или исходит от другого. Потребность (квазипотребность) создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке, происходящей в определенной ситуации, которая называется психологическим полем. Каждая вещь в этой ситуации выступает в каком-то отношении к потребностям субъекта и приобретает таким образом положительную или отрицательную валентность.

Единство личности и среды выражается в понятии жизненное пространство, которое характеризуется измерениями: уровень реальности-ирреальности, временной перспективы. Под временной перспективой понимается представленность в настоящем ожиданий и представлений о будущем.

Различные стороны и проявления личности: волевое и полевое поведение, аффекты, структура личности, - рассматриваются Левиным в пространственных понятиях психологического поля с точки зрения структурно-динамического подхода.

После иммиграции в Америку Левин занимался социально психологией (школа групповой динамики).

В 1921 Вертгеймер, Келер и Коффка создают журнал «Психологические исследования». Начинается влияние школы на мировую психологию.

Полодотворные исследования до 30-х гг., когда многие иммигрировали в Америку. Там идеи не получили развития. В последнее время интерес к гештальтпсихологии растет.

1978 создание международного психологического общества Гештальттеория и ее применение.

Гештальтпсихология пыталась преодолеть элементаризм ассоциативной психологии и открыть новые принципы и подходы к изучению психических процессов.

Сущность и исторический смысл гештальттеории состоит во введении структурного принципа, по мнению Выготского.

Кроме того, важный итог деятельности гештальтпсихологов – создание новых методик экспериментального исследования мышления, восприятия, личности, а также богатая феноменология, полученная с их использованием.

Однако, в рамках этих концепций сознанию не приписывается собственная активность. Все изменения происходящие в нем трактуются как результат чисто пассивных процессов (усмотрение связей, установление «динамического равновесия» и т.д.). Если и утверждалась духовная активность, как основа целостности содержаний сознания, то научного объяснения она не получила (Лейпцигская школа).

Сохраняется понимание сознания как замкнутого в себе мира переживаний, феноменов.

Идеи гештальтпсихологии нашли применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с подходами психоаналитических концепций основывается гештльттерапия (используются понятия гештальта, целостности, поля, фигуры и фона, «здесь и сейчас» и др.).

 

54.Психологические взгляды Г.И.Челпанова и его роль в развитии отечественной науки.
Г.И. Челпанов (1862 -1936). Основной научный труд - Проблема восприятия пространства". В 1900 году в курсе лекций Мозг и душа" поднимал проблему предмета психологии и сущности психического. 1915 год - выходят книги Введение в экспериментальную психологию" и Введение в философию". Был приверженцем кантианства. 1912 год - создает в Москве Институт Психологии. Подготовка в теоретической и практической психологии. Директор Психологического Института вплоть до 1923 года. В 20-е годы началась перестройка психологии на основе Марксизма, и его выгнали из его собственного института как немарксиста.
Психология - наука о душевных явления или законах душевной жизни.
Душевные явления
- чувства,
- представления,
- мысли
- желания.
Другим определением психологии, по мнению некоторых философов, может быть исследование природы и свойств души. но есть ли душа??
Предмет психологии - состояния сознания.
Задача эмп. психологии - определение законов душевных явлений (псих. состояния).
Отличие псих. явлений от физических:
- псих. явления не могут быть воспринимаемы и познаваемы через внешние органы чувств, а только путем самонаблюдения или внутреннего опыта;
- физические явления могут быть одновременно доступны для непосредственного наблюдения большому числу людей, в то время как психические - только тому, кто их переживает;
- предметам и явлениям физического мира могут быть приписаны св-ва протяженности и т.п. Задача психологии состоит в определении законов душевной жизни.
Закон - определенная постоянная связь между явлениями.
Психология пытается определить причинную связь между псих. явлениями. Но эти связи и законы не обладают всеобщностью.
Вспомогательным ср-вом для открытия з-нов психологии м.б. описание, классификация, анализ явлений и др.
Методы и источники психологии: самонаблюдение - основа психологии. Это способ познания через органы чувств. Он субъективен.О псих. состоянии лругого мы можем только умозаключать, а не непосредственно наблюдать.
Каждое психическое явление становиться для нас понятным благодаря тому, что мы переводим его на язык наших собственных переживаний, на наше самонаблюдение. Тем не менее не следует забывать и про объектное наблюдение, которое становиться для нас понятным при переводе его на наше самонаблюдение.
Источники психологии:
- сравнительная психология
- психология народов
- зоопси
- психология ребенка
- анормальные явления
- душевные болезни
- гипнотич. явления, сон
- псих. жизнь слепых, глухих...
- эксперимент. данные
Косвенный эксперимент: изменение псих. явлений возможно косвенно.
Псих. явления:
-познания
-чувства
-волевые явления
в соответствиии с этим - 3 области психологии (познания, чувства и воли)
Критика теории способностей, т.к. все явления и способности связаны между собой.
Он не создал нового направления в пси, но внес в нее значительный вклад, в частности, неоценима его роль в подготовке профессиональных кадров через университет. Ч. утверждал, что психология как экспериментальная наука не может быть марксистской (т.к. марксизм у нас понимается вульгарно)и выдвигает проект создания соцпсихологии, кот. д.б. м-ской, ибо чел. есть член общества. По Ч., задача Психологии состоит в том, чтобы найти законы душевной жизни - установленные закономерности связи между явлениями душевной жизни.
Разделял психологию на чистую и прикладную.
Чистая - психика и закономерности ее рассматриваются независимо от практики.
Прикладная - связана с решением практических задач.

 

55. Реактология К.Н. Корнилова (1879-1957).

Создал свою модификацию науки о поведении – реактологию. В ней он стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав их методологической основой диалектический материализм.отзываться, реагировать на внешние раздражения. Реакция – основная форма всякого жизненного проявления.

Психология должна стать изучением реакций живого организма, охватывающих все формы проявления его в отношении окружающей среды.

Основная сущность жизненного процесса – способность живого существа

Задача: исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители.

Реакция – акт биологического порядка как выявление функций организма во всей их совокупности, где есть и физиологическая сторона, и ее интроспективное выражение. Это единица поведения человека.

Компоненты акта реакции:

- координация раздражения®сенсорный компонент

- координация движения®моторный компонент

- координация, члены которой находятся в определенной функциональной зависимости, где:

o раздражение – независимая переменная

o движение – зависимая переменная ® центральный компонент (процесс в ЦНС)

Между этими основными членами координации находится ряд промежуточных ступеней.

Три момента в реакции:

- временной – показатель быстроты реакции

- динамический – показатель интенсивности, силы реакции

- моторный – формы движения, выражается в величине пройденного пути, в скорости движения.

Методы изучения:

² хронометрический

² динамометрический (для этого Корнилов сконструировал динамоскоп)

² моторно-графический

Все многообразие реакций составляло так называемую гамму реакций:

  1. Натуральная – наибольшая близость к естественному состоянию, реагирование наиболее удобным способом.
  2. Мускульная – движение в ответ на раздражение.
  3. Сенсорная – движение после отчетливого восприятия раздражения.
  4. Реакция различения – предъявляются 2 или более раздражителей, движение следует после отчетливого их различения.
  5. Реакция выбора – предъявляются 2 или более известных раздражителей. Надо реагировать только на один из них, или определенным образом на каждый.
  6. Реакция узнавания – предъявляется одно или несколько известных раздражителей. Реакция после узнавания.
  7. Ассоциативные реакции – реакция осуществляется после того, как раздражитель вызовет ассоциацию.

Жизнь рассматривается как совокупность реакций, а каждая реакция – как взаимосвязь организма со средой. Реакция – трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического равновесия между индивидом и окружающей средой.

Психические процессы – особое проявление физической, нервной энергии.

Принцип однополюсной траты энергии: чем больше энергии идет на умственную работу, тем меньше энергии остается для двигательной реакции. Есть одна энергия – физическая. Ее трата может быть периферической или центральной ®антитеза между интеллектом и волей.

Усложнение раздражителя до предела приводит к взрывным реакциям – это аффекты: резкое расторможение моторного компонента реакции.

Пытался найти меру усложнения реакции – коэффициент работы. Это величина, являющаяся продуктом отношения интенсивностей мускульной и сенсорной реакций. Чем больше коэффициент, тем с большим трудом осуществляется переход от одного вида реакции к другому. Коэффициент работы – та мера, при помощи которой может быть измерена работа, затрачиваемая при усложнении реакций.

Трудовая деятельность – частный вид реакций. Есть гамма трудовых реакций и гамма трудовых профессий. Из интеллигента легче сделать рабочего, чем наоборот.

Это направление отличали крайний механицизм, натурализм, биологизаторский подход к пониманию поведения человека, его психики.

1931 в Москве в Государственном институте педагогической психологии и педологии состоялась дискуссия по реактологической психологии. Она была оценена как антимарксисткая эклектическая концепция, «имеющая свои корни в буржуазной философии и социологии». В заслугу ей ставилась борьба с «реакционной идеалистической психологией Лопатина, Челпанова и т.п.» Критиковалась за отрыв теории от практики, что выразилось в ряде «вредных для практики социалистического строения положений» (закон однополюсной траты энергии).

Этой дискуссией завершилась история реактологии.

 

56. Психологические взгляды М.Я. Басова.

М.Я. Басов (1892 – 1931), ученик Лазурского, ратовал за построение психологии на основах диалектического материализма. Против идеализма, против механистического материализма Бехтерева. Басов считал источником кризиса в психологии субъективизм и идеализм в трактовке психики. Нас спасет только объективное познание. Теория должна быть связана с практикой. Предмет психологии – поведение. Основной метод – наблюдение. Задачи исследования – выявить специфические закономерности психического развития.

Единица структуры поведения – акт. Акт – это синтез стимула и реакции. Поведение состоит из системы актов и развивается из изолированных действий (от не имеющей в себе внутренней связанности активности к внутренне целостной)

Ступени в развитии структуры поведения:

· Низшие структуры: ассоциативно-детерминируемые процессы;

· Высшие: апперцептиво-детерминируемые процессы

Роль среды в развитии человека и его поведения: «человек в каждом своем проявлении отражает всю среду», т.е. стимул (вся среда) всегда шире, чем непосредственная стимуляция (непосредственное воздействие). Стимул не сводится к физическим явлениям и содержит прошлый опыт.

Сознательность – важнейшая особенность человеческой активности, без которой она не имеет смысла. Без сознания невозможна цель. Сознание контролирует все. Критерий осознанности – возможность выражения соответствующего содержания в языке.

Деятельность опосредуется «наукой» (исторически накопленное знание о деятельности).

«+»:

ü наблюдение производится в естественных условиях;

ü итог наблюдения – характеристика ребенка, нацеленная на понимание личности ребенка;

ü ввел понятие деятельности в связи с задачей перестройки предмета психологии.

 

 

57. Этапы научного творчества Л.С. Выготского. Основные положения культурно-исторической теории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...