Лев Семенович Выготский (1896-1934)
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Родился в небольшом белорусском городе Орше в семье банковского служащего. Семья была большая: восемь человек детей. Л.С. был вторым ребенком. С детства обнаружил незаурядные способности, главным образом к предметам гуманитарного цикла. Он знал несколько иностранных языков: немецкий, французский, английский, латинский и древнееврейский. После нескольких лет учебы в Москве Л.С. преподавал в школах, в консерватории, в педагогическом техникуме и т.д. русский язык, литературу, эстетику, теорию искусств, логику и психологию… Одновременно работал литературным редактором, был одним из создателей литературной газеты «Вереск». После окончания гимназии с отличием Л.С. поступает в Московский Университет, сначала, по желанию родителей, на медицинский факультет, а затем почти сразу же переводится на юридический факультет. В силу того, что он был евреем, путь на государственную службу ему был закрыт. Параллельно он учится на историко-философском отделении народного университета Шанявского, где Л.С. получил хорошее филологическое образование. Здесь он и «вошел» в одну из важнейших проблем того времени - проблему знака. В этот университет принимали без национальных ограничений, однако диплом властями не признавался. По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ. Его приход в «официальную» психологию был стремительным и ошеломляющим для многих. Первое публичное выступление Л.С. по вопросам психологии состоялось на II Всероссийском съезде по психоневрологии Ленинграде с докладом «Методика рефлексологического и психологического исследования» в 1924. Своим докладом он впечатлил многих, а особенно А.Р. Лурию, который решил переманить его в Москву. Л.С.приглашение принял.
В научном творчестве Выготского можно выделить несколько этапов (смотри ниже). В 1934 у Выготского случился приступ хронического туберкулеза, он был госпитализирован и вскоре умер. Чрезвычайно широк диапазон исследований Л.С.: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой – проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики. Этапы творчества Л.С. Выготского:
Это время его учебы в университете А. Л. Шанявского. Основные интересы: театроведение (он писал блестящие театральные рецензии), история (он вел в родном Гомеле кружок по истории для учениц старших классов гимназии) и т.д. Особое значение для всего его творчества имели начавшиеся тогда же углубленные занятия философией. В студенческие годы началось его знакомство с филоcофией марксизма, которую он изучал главным образом по нелегальным изданиям. В это же время зародился интерес Главные интерес в этот период - литературоведение (окончательно это определилось к 1915г.). Первые его литературоведческие работы (к сожалению, рукописи их потеряны) — разбор «Анны Карениной», анализ творчества Достоевского и пр.— прямо вырастали из его читательских интересов. Венцом этой линии его творчества стал знаменитый анализ «Гамлета». Для всех этих работ характерна психологическая направленность. Выготского в искусстве интересовало: как воспринимает художественное произведение читатель, что в тексте произведения вызывает у читателя те или иные эмоции, т. е. проблема анализа психологии читателя; проблема психологического воздействия искусства.
Данный период творчества Льва Семеновича получил завершение в его большой работе, законченной и защищенной в Москве в 1925 г. как диссертация на тему «Психология искусства». § Психорефлесологический период (1917-1924) Использовал термины рефлексологии для построения своей концепции сознания. Л.С. утверждал, что необходимо вернуть сознание, так как это «рефлекс всех рефлексов». В это же время он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин "реакция" вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры - языком и искусством. Выготский не считал, что рефлексология Павлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную "реактологию", предложенную Корниловым. Работы: 1924 «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей» 1924 «Методика рефлексологического и психологического исследования» § Дефектологический период (1924-1927) Л.С.была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции, а в 1929 году на ее базе создается Экспериментальный дефектологический институт, где Л.С. был научным руководителем и консультантом. Понимание Львом Семеновичем природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как "социальный вывих", вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.
В этот же период его занимают вопросы методологии психологии, он рассматривает проблему кризиса и предлагает свои пути решения («Исторический смысл психологического кризиса» (1927) Работы: 1924 «К психологии и педагогике детской дефективности» 1924 «Принципы воспитания физически дефективных детей» 1925 «Психология искусства» 1926 «Педагогическая психология» 1927 «Исторический смысл психологического кризиса» § Инструментальная психология (1927-1931) Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - стимул - реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. назвал их высшими психическими функциями. Педология: В этот же период его занимает тема детской психики. Л.С. становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати "Педология школьного возраста" (1928), "Педология юношеского возраста" (1929), "Педология подростка" (1930-1931). Л.С.стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка. Работы: 1928 «Проблемы культурного развития ребенка» 1928 «Педология младшего школьного возраста»
1929 «Педология подростка» 1930 «Орудие знак» 1931 «История развития ВПФ» § Последний период творчества (1931-1934) В последний период творчества лейтмотивом исканий Л.С., связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Основные проблемы: -проблема развития понятий -проблема аффективно-мотивационного аспекта мышления -проблема обучения и развития (ЗБР) -проблема взаимоотношения личности с среды Работы: 1934 «Мышление и речь» 1935 «Умственное развитие детей в процессе обучения» 1936 «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»
Основные положения культурно –исторической теории: В своих работах сам Л.С. не использует термин «культурно-историческая теория» для названия свей концепции можно встретить скорее иное определение, а именно – «инструментальная». Исторической концепция Л.С. называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Л.С. пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка. Культурной данная концепция называется потому, что Л.С. считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка. Основные характеристики ВПФ: § Могут без остатка сводиться к элементарным функциям § Имеют знаковую опосредованность § Имеют социальное происхождение § Формируются прижизненно § Осознанны и произвольны Исторически возникновение ВПФ как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. ВПФ – продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. Положение о родстве труда и высших интеллктуальных функциях привело к выводу о том о «психологических орудиях», в качестве которых выступает язык. Психологические орудия отличаются от орудий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступает как средство воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и непроизвольными. Основным процессов развития ВПФ является интериоризация. ВПФ происходят из вне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». Переход от интерпсихической функции к интрапсихической происходит в сотрудничестве ребенка с другими детьми и со взрослыми. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно – область актуального развития.
Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает и своей собственной психикой с помощью орудий особого рода - психологических. Психологические орудия - это знаки, посредством которых строится сознание. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром.
58. Деятельностный подход в психологии: варианты проблемы, современное состояние. Деятельностный подход – система психологических теорий, изучающих психическую деятельность в составе внешней, предметной деятельности субъекта. (По определению П.Я. Гальперина) Эта внешняя деятельность определяет необходимость психики, ее конкретное содержание и строение. Философской основой деятельностного подхода является марксизм. Первым употребил термин «деятельность» М.Я. Басов (вопр.56). Он отождествлял деятельность и поведение. Поведение состоит из системы актов и действий. Деятельность опосредуется «наукой» - всем накопленным историческим знанием о деятельности. Основу собственно деятельностного подхода заложил С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960). Большое значение для развития этого подхода имел его принцип единства сознания и деятельности. Психика может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности, потому что психика объективно опосредствована ими. «Принцип творческой самодеятельности» (1922): в деятельности субъект не только проявляется, но в ней созидается и определяется. Однако Рубинштейн не утверждает, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека – явление сложное, разные ее аспекты изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности. Психологическая проблематика деятельности связана с вопросом о целях и мотивах человеческой деятельности, о ее внутреннем смысловом содержании и строении. Проблема деятельности разрабатывалась также А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979) и его школой. В статьях 1944 – 1947 гг., посвященных развитию психики в онтогенезе, продлема деятельности получает специальную разработку. Было сформулировано понятие ведущей деятельности (использованное Д.Б. Элькониным в периодизации психического развития ребенка). Было произведено различение деятельности (которой соответствует мотив), действия (соответствие – цель) и операции (соответствие – задача). Был раскрыт механизм сдвига мотива на цель. Описывалось превращение действия в операцию. На примере учебной деятельности была раскрыта психологическая характеристика сознания (несводимость сознания к знанию, а смысла – к значению). Окончательный вариант учения о деятельности А.Н. Леонтьева представлен в работе «Деятельность. Сознание. Личность.» Основная характеристика деятельности - предметность. (подробнее см. вопр.64). П.Я. Гальперин занимался проблемой операционального содержания деятельности. Создал теорию поэтапного формирования деятельности. (подробно концепция Гальперина описана в вопр.60) Современное состояние: теория Рубинштейна развивается его учениками Абульхановой-Славской и Брушлинским. В школе А.Н. Леонтьева существуют 2 направления – историко-эволюционный подход (Асмолов) и детельностно-смысловой подход (Д.А. Леонтьев).
59. Грузинская школа психологии установки. Основатель – Д.Н. Узнадзе (1886-1950). Краткая биографическая справка. Родился в селе Сакара, учился в классической гимназии, однако был отчислен за участие в митинге против самодержавия (1905), но через 2 года все-таки ему разрешили сдать экзамен на аттестат зрелости экстерном. Высшее образование – философский факультет Лейпцигского университета (занимался в лаборатории Вундта). 1909 – докторская диссертация по философии Вл. Соловьева. Возвращается в родную Грузию, где активно занимается педагогической и организаторской деятельностью. После революции в Тбилиси участвует в реформе образования. Будучи одним из основателей грузинского университета в Тбилиси (1918), Узнадзе создал в нем отделение психологии, кафедру психологии, лабораторию экспериментальной психологии, оставаясь их бессмертным руководителем. Узнадзе – автор первых систематических курсов по психологии (1940 – основной учебник «Общая психология», на русском языке издан только в 2004 г.). При непосредственном участии Узнадзе были основаны учреждения психологического, педагогического и психоневрологического профилей. 1941 – основание АН ГрССР, в том же году появляется ИП во главе с Узнадзе. На посту директора института он остается до самой своей смерти. Узнадзе скончался в 1950 г., в 64-летнем возрасте, на научном заседании ИП, когда он произносил речь. Понятие установки, схема экспериментов, основные феномены. Методология. Отрицание постулата непосредственности: общепризнанным принципом традиционной психологии является положение о непосредственности характера связи между обычными психическими или между психическими и физическими процессами (S →R); Узнадзе: S → установка →R Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Феномены установки. Феноменология проявляется в знаменитых экспериментах грузинской школы на выработку фиксированной установки. В этих случаях, феномены – разнообразные иллюзии в различных модальностях. Классический пример – иллюзия объема. Испытуемому с закрытыми глазами тактильно предъявляются два деревянных шарика, один больше, другой меньше (10-15 раз); на 16-й раз в одну из рук вкладываются одинаковые шары, и возникает своеобразная иллюзия: при опросе, испытуемому предлагается сравнить два шарика, если в первой серии он давал правильный ответ, то сейчас ему бóльшим кажется шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал больший по объему шар. Это – феномен контраста, в других случаях, бывает так, что объект кажется большим в той руке, в которую испытуемый получил больший шар (ассимилятивный феномен). Эти феномены пытались объяснить следующими гипотезами: Ø Теория Мюллера. Иллюзии объяснялись тем, что у субъекта возникает привычка в мышечной системе, мускульный импульс. Но эта теория не объясняет установку в других модальностях (напр., в зрительной). Ø Теория «обманутого ожидания». Считалось, что при многочисленных предъявлениях в первой серии у испытуемого возникает ожидание, которое потом обманывается и испытуемый недооценивает вес полученного объекта, считая его более легким. Экспериментальная проверка – в гипнозе вырабатывали установку (15 раз – разные по объему шары), а после гипноза, когда испытуемый ничего не помнил, проводили критические опыты – одинаковые шары. Всё то же самое!!! Вывод: установка – это не мышечная реакция и не осознанное ожидание, а некоторое внутренне состояние, бессознательная готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Условия возникновения установки: 1) Потребность (субъективный фактор установки). Любой организм (животное и человек) вступает во взаимоотношения со средой непременно на основе какой-либо потребности. О значении потребности свидетельствует уютный пример, приводимый автором: «Скажем, мы входим в комнату с горящим камином. Если нам холодно (то есть мы имеем потребность в тепле), то данная ситуация – камин, огонь – действует так, что вызывает у нас установку приблизиться к камину и даже прибавить жару. Однако в том случае, если у нас появиться противоположная потребность, то есть если нам стало жарко, захотелось прохлады – та же ситуация возбудит установку противоположного действия, в частности отойти подальше от камина и даже потушить огонь» (2004, с. 77). 2) Ситуация (объективный фактор установки). Что бы удовлетворить потребность, надо обратиться к внешней среде, именно так возникает активность – путем встречи потребности и соответствующей ей объективной ситуации (Леонтьев сказал бы «опредмечивание потребности»). Отдельно потребность и отдельно ситуация ничего не дают, важно взаимодействие!!! Виды и свойства установки. I. Классификация установок, по Узнадзе. 1. Общая классификация: · Диффузная (первичная) установка. Ситуация очень простая: актуальная потребность встречается с адекватной ситуацией и возникает установка. Пр.: Импринтинг у животных. · Фиксированная установка. См. эксперименты. 2. Специальная классификация с точки зрения полноты ликвидации (это скорее не типы установок, а типы испытуемых): o Статическая. Испытуемые не могут освободиться от фиксированной установки. o Динамическая. Испытуемые рано или поздно приходят к ответу, что во второй (критической серии) им предъявляют одинаковые шары. 3. Специальная классификация с точки зрения постепенности установки: § Пластическая. Под влиянием критических опытов установка начинает меняться, слабеть, независимо, что произойдет с ней в конце. § Грубая (инертная). Процесс критических опытов не оказывает никакого влияния на характер установки и она до конца сохраняет себя практически без изменений. II. Классификация установок, по Асмолову (1979). Смесь психологии установки Узнадзе и психологической теории деятельности Леонтьева. Смысловые установки. Пр.: притча о трех людях на строительстве (я таскаю камни, я зарабатываю деньги, я строю храм); по оговорам по Фрейду можно определить истинные смысловые установки личности. Целевые установки – это готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью. Пр.: кровавый пример про охотника, который хотел подстрелить кабана, а убил девочку L. Операциональные установки возникают в условиях решения задачи в определенной конкретной ситуации, когда у субъекта уже есть опыт поведения в подобных ситуациях и установки актуализируются иногда независимо от воли и желания субъекта. Место установки в поведении. «…Все поведение, как бы и где бы оно не возникало, определяется воздействием окружающей действительности не непосредственно, а прежде всего опосредовано – через целостное отражение этой последней в субъекте деятельности, т.е. через установку» (1966, с. 253). Дискуссии по проблеме установки в советской психологии.
60. Психологическая концепция П.Я.Гальперина (1902-1988). Отмечал неразработанность процессуального, операционального содержания деятельности в теории деятельности. Сделал это предметом своих исследований и изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действие – ориентировки, исполнения и контроля – главную роль играет ориентировка. Именно правильно заданная ориентировка позволяет выполнить новое действие правильно с первого раза. Теория Гальперина получила название теория поэтапного формирования умственных действий. Психика – ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предмет психологии – ориентировочная деятельность субъекта. Наиболее адекватный метод исследования психики как ориентировочной деятельности – формирующий эксперимент. П.Я. Гальперин рассматривал ориентировочную основу деятельности (ООД) в связи с умственной и учебной деятельностью. Гальперин выделил различные типы ориентировок, в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. Типы: I. Ориентировка на признаки. Обучение идет медленно, путем проб и ошибок и дает низкие результаты. II. Ориентировка на признаки и отношения. Признаки и отношения подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет быстрее, но результаты получаются ограниченными. III. Ориентировка на существенные свойства и отношения. Они специально выделяются путем анализа внутренней структуры объекта и его положения среди др. объектов того же рода. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. П.Я. Гальперин отмечает, что система ориентиров может быть полной и неполной. Только построение полной системы ориентиров способно обеспечить действие качественной обратной связью. Формирование новых действий на неполной ориентировочной основе является неэффективным путем, так как оно требует больших временных затрат, но при том, что качество самих действий оставляет желать лучшего. Прежде всего, он рассматривает ориентировочную деятельность во взаимосвязи с психическим отражением. Основные задачи ориентировочной деятельности: ü Уяснение наличия проблемной ситуации; ü Выделения предмета актуальной потребности; ü Выбор пути или способа действия; ü Регуляции его исполнения. Ориентировка всегда предваряет исполнение П.Я. Гальперин рассматривает ориентировочную деятельность в её собственном психологическом понимании. Он выделяет три важных момента: 1. П.Я. Гальперин разделяет два близких понятия – ориентировочный рефлекс и ориентировочную деятельность. Он отмечает, что ориентировочный рефлекс – система физиологических компонентов ориентировки: поворот на новый раздражитель и настройка органов чувств на лучшее его восприятие. Ориентировочный рефлекс – чисто физиологический процесс. Ориентировочный рефлекс можно назвать поведенческим проявлением ориентировочной деятельности, которая уже не относится к физиологическим процессам. Ориентировка – это не только исследование, а чаще обследование. 2. Ориентировочная деятельность не может ограничиваться одними интеллектуальными функциями. С психологической стороны, потребности, воля, эмоции, представляют собой разные формы ориентировочной деятельности. 3. Исходя из того что, все формы душевной жизни могут представлять собой разные формы ориентировочной деятельности, П.Я. Гальперин говорит о том, что в таком случае психология во всех психических процессах изучает именно эту их сторону. Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни действия: 1) Уровень физического действия (неорганические формы материи) 2) Уровень физиологического действия (организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами) 3) Уровень действия субъекта (животные, действия которых регулируются в плане образа) 4) Уровень действия личности (человек, действия регулируются как индивидуальным, так и социальным опытом) Другое важное понятие в теории Петра Яковлевича - Умственные Действия. УД – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает УД от других видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых). УД могут быть направлены на решение познавательных и практических задач. Виды УД:
Характеристики УД: § Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия § Полнота фактического выполнения операций § Мера освоения действия Гальпериным разработана теория поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование УД, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: ü Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия. ü Среди условий действия особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (знаки, эталоны, меры). ü Образование действий (мышления, восприятия и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в умственный план (т.е. путем интериоризации). Этапы: 1) Создание ориентиров 2) Материальная форма – очень развернуто. Оно осваивается, потом сокращается. 3) Опора на громкую речь 4) Внешняя речь про себя → действие по формуле 5) Внутренняя речь
61. Проблема «психология и марксизм» в отечественной науке. Анализ статьи С.Л. Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» Современное состояние проблемы. Основная задача советской психологии начала ХХ века (20е годы) – создание на основе марксистско-ленинской диалектики новые установки и положить новые пути развития для разрешения основных теоретических проблем психологической мысли. Постановка этой задачи диктовалась как ситуацией в стране после Великой Октябрьской революции, так и теми трудностями, с которыми отечественная психологическая наука вступила в ХХ век. Новые задачи встали в этот период перед психологией. Они были связаны прежде всего с практическими вопросами, с вопросами разрешения социальных проблем, а также участия психологической науки в производственном процессе. Борьба за марксистско-ленинскую теорию в психологии велась на два фронта: против механистического материализма, а также против идеализма и различных эклектических попыток. Марксизм в результате долгих теоретических дискуссий был выбран в качестве методологии психологической науки. В начале 20-х годов среди психологов начинается идейная борьба вокруг вопроса о философских основах психологической науки и осознается необходимость ее перестройки, исходя из марксистской философии. Основные удары критики в этот период обращаются против идеалистической философии (Н.О. Лосский, С.Л. Франк). Однако претворение марксисткой методологии в адекватную ей психологическую теорию осуществилось не сразу. В советской психологической литературе сначала находят себе широкое признание принципы поведенческой психологии. Они отражали установку на объективное знание в отличие от идеалистической психологии сознания наиболее эти тенденции 2объективной» поведенческой психологии проявляются у В.М. Бехтерева в его рефлексологии. Он выдвигает рефлексологию как особую дисциплину, отличную как от физиологии, так и психологии и долженствующую заменить последнюю. Начинается борьба против психологии как таковой, которая объявляется идеализмом. Подобный взгляд Л.С. Рубинштейн склонен называть вульгарным материалистическим материализмом. Аналогичные тенденции, выраженные в реактологии К.Н. Корнилова. Он пытается синтезировать механицизм поведенческой психологии с идеализмом психологии сознания. Однако К.Н Корнилов действовал под лозунгом марксисткой психологии, которая в его работах на самом деле таковой не являлась. Его реактологию скорее можно отнести к эклектической механистической концепции. Говоря о построении марксистской психологии, Л.С. Выготский сумел увидеть главную ошибку большинства психологов 20-х годов. Дело в том, что к задаче выхода из кризиса они подходили лишь как к методической, причем шли от какой-либо конкретной психологической теории, стремясь присоединить к ней с помощью союза «и» основные положения диалектического материализма. О принципиальной неверности такого подхода Л.С. Выготский прямо писал в работе «Исторический смысл психологического кризиса». Каждая психологическая теория имеет философскую основу. Эта теория определяется своим философским фундаментом. Поэтому, не перестроив фундамент психологии, нельзя брать в готовом виде ее результаты и соединять с положениями диалектического материализма. Марксистскую психологию надо именно строить, т. е. начинать с ее философского фундамента. Итак, Выготский первым среди советских психологов выделил такой важный этап создания марксистской психологии, как разработка ее философско-методологической теории «среднего уровня» (методологическая основа конкретной науки). Оценим влияние марксизма на представления А.Н. Леонтьева о сознании. Он считал,что марксистско-ленинская методология позволяет проникнуть в действительную природу психики, сознания человека, а в теории деятельности видел конкретизацию этой методологии. Принцип единства сознания и деятельности, в которой подчеркивалась общность их корней (влияние решения проблемы соотношения бытия и сознания в плане онтологии) и ведущая роль деятельности (что было обусловлено марксистским представлением об определяющей роли труда в формировании психики человека и тезисом об определяемости сознания бытием). Обусловленное марксистским принципом активности изучение деятельностных отношений человека с миром, определение активности сознания через обращение к понятиям деятельности, практики.
Анализ статьи С.Л. Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса»: Статья опубликована в 1933 году в журнале «Советская психотехника»
Автор подчеркивает, что психология не является той дисциплиной, которая систематически разрабатывалась К. Марксом, тем не менее у него была некая система психологических идей, которые составляют большую важность, по мнению С.Л. Рубинштейна, для развития советской психологии. В данной статье автор рассматривает проблематику кризиса в психологии. Он характеризует кризис как отсутствие единой психологии, как существование множества психологий. Л.С. Рубинштейн выделяет три основных направления:
§ Интроспективная психология: Отождествление психики с явлениями сознания. Задача интроспективной психологии - изучать явления сознания в пределах индивидуального сознания. Представители данного направления считают, что психические явления открыты непосредственно, то есть их с помощью метода интроспекции можно наблюдать и регистрировать «такими, какими они есть на самом деле». Сознание изучалось само по себе, в не связи с реальными индивидуальными особенностями человека и личностью в целом.
К. Маркс возражает: «Если бы внутренняя суть вещей полностью совпадала бы с внешней формой, то всякая наука была бы излишней» - критика интроспективной психологии.
§ Поведенческая психология: изменяет взгляд на предмет психологии. Представители данного направления считают, что, так как сознание объективно изучать невозможно, следовательно, невозможно построить и психологию как науку, то в качестве предмета науки они стали считать поддающееся точной регистрации поведение человека. Однако они изучали поведение изолированно от сознания, а также рассматривали деятельность (поведение) вне связи с продуктом этой деятельности, то есть они лишили поведение его социальных характеристик, его содержания. Деятельность выпала исключительно в физиологический план. § Психология духа: изучала выводившиеся из сознания смысловые связи. Это наука о субъективном духе.
Таким образом, психология оказалась перед тремя абстрактными конструкциями. Интроспективная психология: сознание рассматривается вне связи с другими психическими явлениями, само по себе; поведенческая психология изучает поведение, так же изолированно; и психология духа: занимается проблемой некоего субъективного духа. Автор статьи приводит точку зрения К. Бюлера, касающуюся пути выхода из кризиса: необходимо прийти к единой психологии, которая возникнет в результате синтеза различных психологий, который дополнят друг друга. СЛ. Рубинштейн подчеркивает несостоятельность подобного предложения, говоря, что «в результате такого подхода не может получиться ничего, кроме суммирования ошибок». Он утверждает, что надо не синтезировать концепции, а преодолеть эти концепции. Необходимо радикально перестроить понимания понятий сознания и деятельности, их взаимосвязи. Это и будет базой для построения новой марксистко-ленинской психологии. Исходный пункт в пересмотре основных понятий может послужить концепция деятельности К. Маркса. Деятельность понимается, как опредмечивание субъекта, которое есть вместе с тем распредмечивание объекта. Опредмечивание – объективно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|