Технология программированного обучения
& Концепция программ, управляющих обучением - концепция программного обучения & Технология полного усвоения знаний & «План Келлера» («Персонализированная система обучения») Технологии уровневой дифференциации ● Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) ● Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) ● Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) & Система индивидуально предписанного обучения (США) & Дифференциация обучения на основе лингвсоциокультурных типов (Г.В. Парамонов) & Дифференциация образования и формирования личности на основе латеральной асимметрии полушарий головного мозга (А.С. Потапов, Р.Ю. Ильюченок) & Соционический подход Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) ● Модель профильное обучение & Межведомственный социально-педагогический комплекс (Г.Е. Пейсахович) & Технология дифференциации обучения по интересам в США. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) ● Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования ● Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении & Технологии различных видов самостоятельной работы учащихся & Технология «портфолио» & Обучение на основе индивидуального стиля учения (Е.А. Александрова, М.В. Алешина) & Индивидуальная работа с неуспевающими & Индивидуальные компьютерные обучающие программы & Технология педагогической поддержки О.С. Газмана
& Технология индивидуального обучения Ю.А. Макарова & Технологии компенсирующего обучения & «Метод проектов» & Батовская система & План Трампа & Дальтон-план & Система бригадно-индивидуального обучения & Открытая школа индивидуального обучения & Индивидуальный план в школе США Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) ● Вертикальный вариант (Красноярский) ● Горизонтальные варианты & Система А. Белля и Д. Ланкастера & Классно-предметная система обучения (Карпович Д.И.) & Модели В.В. Архиповой. & Взаимное обучение иноязычному чтению (по М.Г. Булановской – В.К. Дьяченко). & Предсказание В.К. Дьяченко. Технологии групповой деятельности ● Модель: групповая работа в классе ● Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) ● Модель: Технологии коллективного творческого решения проблем & Бригадно-лабораторный метод & Обучение в сотрудничестве 6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Рекомендуемая литература 1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: КГУ, 1998. 2. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 3. Якунин В.А. Обучение как процесс управленияЛ.,1988. 4. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. Технология программированного обучения Научимся программировать - научимся обучать. А. Берг Скиннер Беррес Фредерик (1904 – 1984) – американский психолог. Краудер Н.А. (……) – американский психолог. Паск Г. (……) – английский кибернетик. Словарик Программированное обучение – технология пошагового (порционного) изучения материала с контролем каждой порции. Программное обучение – технология обучения, использующая обучающую «программу», т.е. разветвленную последовательность порций материала.
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и контроля за их усвоением. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. В России разработчиками и пропагандистами программированного обучения были А.И. Берг, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина. Идеи программированного обучения лежат в основе многих образовательных и, в частности, новых информационных (компьютерных) технологий. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: общепедагогический. Философская основа: приспосабливающаяся. Методологический подход: системный, индивидуальный, задачный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН. Характер содержания и структуры: проникающий. Вид социально-педагогической деятельности: управления. Тип управления учебно-воспитательным процессом: программное. Преобладающие методы: репродуктивные. Организационные формы: классно-урочная, групповая, индивидуальная. Преобладающие средства: программированные + электронные + дистанционные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: помощь. Направление модернизации: эффективная организация и управление. Категория объектов: любые. Целевые ориентации ¶ Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности, диагностичности. ¶ Эффективное обучение на основе научно разработанной программы. ¶ Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка. ¶ Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения. Концептуальные основы v Б.Ф. Скиннер, создатель линейного программирования, опирался на бихевиористическую психологию, согласно которой он рассматривал обучение по принципу «стимул - реакция – подкрепление», что означает: ученику предъявляется материал, он действует с ним, действия оцениваются - это дает эффективное усвоение.
v Теоретическую основу современного программированного обучения составляют психологические теории усвоения, кибернетика и теория учебной деятельности. v Программированное обучение – это самостоятельная работа обучаемых над программированным материалом в условиях объективного контроля. v Программированное обучение – это управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (программированного учебника, электромеханического устройства или компьютера). v Программированный учебный материал представляет собой серию небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов», скринов), предъявляемых учащемуся в определенной логической последовательности. v Главная идея программированного обучения - это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы. v Разработка современных программ обучения основывается на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной, в которой выделены три элемента, определяющих учение: ориентировочная основа действий (ООД); исполнительные действия (ИД); коррекционно-контрольные действия (ККД).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|