Интраактивные процессы в тренинге
Интраактивные процессы самоанализа, рефлексии, самовосприятия личности осуществляются в тренинге пятью основными способами: 1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком. 2. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. При этом функционирует так называемый механизм «обратной связи», когда человек узнает, что о нем думают другие люди. 3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Человек сам может оценивать то, что сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешать этому процессу. 4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Человек в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в свое «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлено именно на решение этой задачи – понять себя, свое Я. 5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, совершенствовать себя и свои возможности. При разборе делается акцент на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем, подчеркивается успешность совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь даёт максимальный развивающий эффект. Применение технических средств в тренинговых технологиях Фонограммы применяются для воспроизведения музыкального сопровождения тренинга. С фонограммы могут подаваться в форме разговорной речи условия, правила тренинга, подаваться различные команды и сигналы.
Видеосъёмка. Применение видеосъёмки значительно повышает результативность групповой работы. Видеозапись – эффективный инструмент для тренировки умений общения; видеозапись может просматриваться группой, после чего проводится анализ происходящего. Этот процесс организовывается в различных формах: 1) просмотр с детальными комментариями ведущего и его ответами на вопросы участников тренинга; 2) просмотр с обсуждением всей группой при участии и резюмировании ведущего; 3) просмотр с обсуждением всей группой без вмешательства ведущего; 4) просмотр с комментариями и анализом только участников группы, снятых в этом упражнении; 5) просмотр без вербализованного общего анализа (внутренний самоанализ). Применение цифровых видеокамер для тренингов. Переход на компьютерную видеосъемку значительно расширяет возможности видеотренинга. Остановка кадра, разнообразные переходы, повторения, увеличение изображения позволяют детально просматривать и анализировать все нюансы событий. Компьютер. С помощью компьютера может проводиться весь тренинг. Сценарий компьютерного тренинга включает постоянный индивидуальный интерактивный обмен информацией между участником и руководителем, между всеми участниками, автоматическое слежение за результатами и т.п. Возможно также использование базы данных компьютерной сети и Internet. Формы тренинговых процедур Игры, игровые ситуации Существует глубокая связь между тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяют не только формы (инструкции ведущего, правила, соревновательный характер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но и глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт.
Для большинства тренингов основное действие – это игра, позволяющая ребенку, подростку быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Они позволяют увидеть участников группы в поведенческом аспекте. Игра создаёт новую модель мира (миф), принимаемую её участниками. В рамках этой модели задаётся новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, время «спрессовывается», до краёв наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни. Именно эта игровая особенность позволяет ребёнку найти способ объединения эмоционального и рационального компонентов Я, примирить тенденцию Я к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию следовать социальным ограничениям. Сильным психологическим воздействием обладает своеобразный игровой элемент – ритуал, то есть установленный традицией порядок определённых действий, играющий роль «магической» (т.е. способной осуществить смену определённых установок) знаковой системы. Для этого ритуал должен соответствовать той мифологии, которую принимает данный конкретный человек (группа). Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других. В игре включаются механизмы психологической защиты – замещение, вытеснение, сублимация. Динамика замещения в игре развёртывается в пространстве, подлежащем контролю и экспериментированию. Групповая дискуссия Дискуссия – основной психокоррекционный метод развития коммуникативных навыков. Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии: с биографической ориентацией, в которых происходит анализ трудностей личной жизни каждого участника; тематические дискуссии, в них разбираются темы, актуальные для всех членов (например, «Конфликты с детьми», «Родители и педагоги»); дискуссии с ориентацией на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаимодействия участников (отношения, взаимные реакции). Целью групповой дискуссии является коллективное решение проблем организации деятельности и общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|