Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воинских и избрании земских комиссаров для




ЗАВЕДЫВАНИЯ ВСЕХ СБОРОВ С КРЕСТЬЯН ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОЙСКА, И О СЧЕТЕ ЗЕМСКИХ КОМИССАРОВ В СОБИРАЕМЫХ ИМИ ДЕНЬГАХ И ПРИПАСАХ1

26 ноября 1718 г.

1) Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им, то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том.

2) Росписать, на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового Штаба, положа средний оклад, или чего более не возможно, и чего меньше не надлежит, в такой надежде, что с них более никаких податей и работ не будет, разве какое нечаемое нападение неприятельское, или домашнее какое замешано.

 

 

ОБ УПРАВЛЕНИИ ВО ВСЕХ КОЛЛЕГИЯХ И В ГУБЕРНИЯХ ДЕЛ С 1720 ГОДА ПО НОВОМУ ПОРЯДКУ И О РАЗДЕЛЕНИИ ДЕЛ МЕЖДУ КОЛЛЕГИЯМИ2

12 декабря 1718 г.

 

В Коллегиях дела управлять в будущем 1719 году старым, а с 1720 года новым манером, понеже новым манером еще не управились; такожде и в Губерниях до 1720 года управлять по прежнему, как управляли по Его Царскаго Величества указам Губернаторы со товарищи; того ради во все Губернии и в Канцелярии и в Приказы объявить указами, дабы  по

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 3245.

2 Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 3255.


посланным из тех Коллегий указам во всем были послушны; а какое дело в которой Коллегии по Его Царскаго Величества указу управлять велено, и в чем Губернаторам с товарищи в коей Коллегии надлежит  быть послушным, о том при указах послать ведение.

Реэстр Коллегиям. О должности Коллегий, что в которой управлять надлежит

1. Чужестранных дел (что ныне Польской Приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными Государствы, и приезды Послов и Посланников, и приезды курьеров и других иноземцев.

2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего Государства.

3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела; в той же Коллегии в ведении и Поместной Приказ.

4. Ревизией. Счет всех Государственных приходов и расходов.

5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела, которыя были ведомы в Военном Приказе, и которыя прилучаются во всем Государстве.

6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении.

7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

8. Штатс-Контор (казенный дом). Ведение всех Государственных расходов.

9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия и заводы оных и размножение, при том же и артиллерия.

 

РЕГЛАМЕНТ ИЛИ УСТАВ ГЛАВНАГО МАГИСТРАТА1

 

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3708.


16 января 1721 г.

[Извлечение]

ГЛ. II. О главных Магистрата делах

По присяжной должности Главнаго Магистрата: правление состоит в том. 1) Во всех городах порядочной Магистрат учредить. 2) Оной добрыми уставами и ограждениями снабдить. 3) Того смотреть, чтобы было правосудие. 4) Добрую полицию учредить. 5) Купечество и мануфактуры размножать (сии мануфактуры разумеются не те, которыя большия яко всякия, например: суконныя, парчевыя, также железные, медные заводы и прочие сим подобные, но на ряду необходимо нужные, яко портные, сапожники, плотники, кузнецы, серебренники и им подобные), и в лучшее состояние производить, також и прочее, что к Магистратской пользе принадлежит, в добрый порядок и совершенство, где как возможно с усмотрением.

ГЛ. X. О полицейских делах

 

Ежели в Главном Магистрате в которых городах усмотрят что полезное ко установлению полиции, или добрых гражданских порядков к поправлению, и о том, какие надлежат новые уставы сочинить; то должно оное сочинять со осмотрением, чтоб оные были ко общенародной пользе, а не к повреждению, которые сочиня, для апробации объявить в Сенате, а не объявя, отнюдь в действо собою не производить, понеже полиции особливое свое состояние имеет; а именно: оная споспешествует в правых и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждаго к трудам и к честному промыслу, чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне, и приносит довольство во всем потребном к жизни


человеческой, предостерегает все приключившияся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах, и все явныя нарушения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и в честных науках; в кратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальной подпор человеческой безопасности и удобности. Того ради Главному Магистрату в таком бла-гопотребном важном деле со осторожностию поступать, дабы, вместо онаго, какия противныя и вредительныя действа не произошли, или, вместо чаемого исправления, города и граждане в тщетной убыток и разорение не пришли: и для того не надлежит никаких полицейских регламентов прежде издавать и публиковать, пока он об оном с Коллегиями (с которыми о чем надлежит) не снесется, и не посоветует с ними, и по том от Сената или от самаго Его Царскаго Величества апробацию (о том) не получит.

 

ГЛ. XIV. О власти Магистратской

Понеже Магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то онаго должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам,куда от Камор-Коллегий будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство) города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребныя предложения до главнаго Магистрата: того ради (оные) Магистраты Губернаторам и Воеводам не должны подчинены быть в том, что до градскаго суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в Канцелярию) позывать; но надлежит из такого (мещанина) в Магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданскаго начальства суда на


него искать. Також никакому Коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из Магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется Его Царскому Величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством. Буде же кто из граждан на Магистрат в чем будет неправедно бить челом или доносить: и таковые по свидетельству суждены, и по суду наказаны будут по винам их, как Его Царскаго Величества Уложенье и уставы повелевают. Впрочем же, что до преимущества такого начальства и ограждения вящшее принадлежит, и том во всем главному Магистрату все Магистраты защищать и оным вспомогать должно.

 

 

О ПОКУПКЕ К ЗАВОДАМ ДЕРЕВЕНЬ1

18 января 1721 г.

[Извлечение]

Понеже хотя по прежним указам купецким людям деревень покупать было и запрещено, и тогда то запрещение было того ради, что они, кроме купечества, к пользе государственной других никаких заводов не имели;а ныне по Нашим указам, как всем видно, что многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к томуж и шелковыя, и полотняныя, и шерстяныя фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим Нашим указом, для размножения таких заводов, как Шляхетству, так и купецким людям к тем заводам деревни покупать, невозбранно, с позволения Берг и Мануфактур-Коллегии, токмо

 

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3711.


под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно...

 

 

РЕГЛАМЕНТ ИЛИ УСТАВ ДУХОВНОЙ КОЛЛЕГИИ1

25 января 1721 г.

[Извлечение]

...Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящшее не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять...

Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная не без Нашего соизволения. Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам: единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырем Советникам, четырем Ассесорам...

 

О РАЗЛОЖЕНИИ ПОДУШНАГО СБОРА2

11 января 1722 г.

Разладке учинить на души на пять миллионов мужеска пола крестьян и дворовых деловых людей, и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8 гривен с персоны.

 

ИЗ ПОХОДНОГО ЖУРНАЛА ПЕТРА ВЕЛИКОГО3

 

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3718. 2 Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3873 3 Цит. по: Походный журнал Петра I 1712 года. — СПб, 1854.


19—20 февраля 1712 г.

Его Царское Величество и Государыня Царица  изволили поехать в церковь Исакия Долмацкого и тут венчались; а после венчания изволили приехать на Васильевский остров к Светлейшему Князю Меншикову в дом и оттоль приехали в Свой Дом Зимний. <…> …на другой день те же все гости съехались паки в Дом Его Царского Величества пополудни в 3-м часу и сидели за теми же столами, где поставлены были канфекты и фрукты. И сидели до 7-го часа, а в 7-м часу встали из-за столов и танцевали до полуночи.

ИЗ ПОХОДНОГО ЖУРНАЛА ПЕТРА ВЕЛИКОГО1

Конец октября — декабрь 1714 года

/Октябрь/ 28-го. Его Величество был в Адмиралтействе и кушал дома, и был за рекой в лавках, и у Светлейшего  Князя у Корсакова на асамблее.

<…>

/Октябрь/ 31-го. Его Величество… был у Генерала Головина и на асамблее у Генерала Долгорукова. <…>

/Ноябрь/ 21-го. …были у Кронпринцессы Их Величества на свадьбе.

<…>

/Декабрь/ 12-го. Его Величество слушал обедню у Троицы, и  кушал

на крестинах у Алексея Волкова, и были в машкаратах (маскарадах.  —

Сост.) у Князя Меншикова: Его Величество был в шхипорском платье.

 

 

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ1

 

1 Цит. по: Походный журнал Петра I 1714 года (доп.). — СПб, 1854. — С. 139, 140, 147—148.


В первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных с стороне стоять, подобно яко паж или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери, разве что у кого особливые слуги, для того, что обычно челядинцы не двум господам, но токмо одному господину охотно служат.

2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.

4. Без спросу не говорить,, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицем говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по 6люду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. Когда родители или кто другии их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать. что

1 Цит. по: Хрестоматия по истории России: В 4.т. Т.2. Кн. I. XVII — начало XVIII века / Сост. И. В. Бабич, В. Н. Захарова, И. Е. Уколова. — М.,1995.


изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзностно отвещать: да, так, и ниже вдруг наотказ молвить, нет; но сказать: так государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления и слов. Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад не бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.

7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиттся дело и рчь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми.

А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать. Но ежели чие мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашатца. Еже ли же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему разсуждать не достойно. А еже ли в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать сколько можно и поверенное дело содержать тайно.

<...>

9. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамота, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давне токмо прославлялись. А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны другая похвалят.


10. С своими или с посторонними служители гораздо не сообщайся. Но ежели оньи прилежны, то таких слуг люби, а не во всем им верь, для того, что они, грубы и невежи (неразсудливы) будучи, не знают держать меры. Но хотят при случае выше своего господина вознестись, а отшедши прочь, на весь свет разглашают, что им поверено было. Того ради смотри прилежно, когда что хощешь о других говорить, опасайся, чтоб при том слуг и служанок не было. А имян не упоминай, но обиняками говори, чтоб дознатца было неможно, потому что такия люди много приложить и прибавить искусны.

11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна. Потому можно от части смотря на прилежность и бодрость или радение слуг признать, како правление котораго господина состоит и содержится. Ибо не напрасно пословица говорится, каков игумен, такова и братия.

14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам. <...>

16. Имеет прямый (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив. Ибо гордость мало добра содевает (приносит), и кто сих


трех добродетей не имеет, оный не может превзойти, и ниже между другими просиять, яко светило в темном месте или каморе. <...>

24. Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн. И что кто делает - ведать не надлежит. Так писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать, но когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним н ступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою переговорят.

26. Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами.

27. Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя продает как может.

28. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. А особливо что ближнему ко вреде, урону и умалению чести и славы касатися может. Ибо на сем свете нет иного чувствительнее, чим бы бог до зела прогневан, и ближней озлоблен были, кроме сего.

29. Младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма


обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят.

<...>

32. На свадьбы и танцы младый отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай и принят. Ибо в первых, хотя незамужния жены и охотно то видят, однакож свадебные люди не всегда ради тому бывают. И понеже невзначай пришедшия, причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что либо излишняго вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, не пристойным своим невежеством подаст к ссоре причину, или незванной похощет посесть званнаго и возбудит великое неспокойство: ибо говорится, кто ходит не зван, тот не отходит от дран. < >

34. Не малая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает пока его танцевать, или к столу итти с другими пригласят, ибо говорится: смирение молодцу ожерелие. < >

36. Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами сеое хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет.

37. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили или что просмотрели. < >

44. Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с отою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие                                   себе                      получает.                      <…>

47. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить


или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит.

48. Когда о каком деле сумнёваешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви за сумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.

49. Слугам своим и челядинцам не должно давать злато прикладу, и пред ними никакова соблазну не чинить, и ниже допускать, чтоб они всякими глупостми хозяину подлещались, как обычно такия люди делают, но держать их в страсе, и больше двух крат вины не спущать, но выгнать из дому. Ибо лукавая   лисица           нрава                 своего     не              переменит.

50. Когда кто своих домашних в страхе содержит, оному благочинно и услужено бывает, а слуга может от него научитися, и другие его равестники за разумнаго его почитать будут. Ибо раби по своему нраву невежливи, упрями, безстыдливи, и горди бывают, того ради надобно их смирять, покарять и          унижать.

51. Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал или как пес огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того          не надобно им                   того       попущать.

52. Когда кто меж своими слугами присмотрит одного мятежника и заговорщика (переговорщика), то вскоре такого надобно отослать. Ибо от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой, гордой, нахалливой, и противной слуга, от чего и пословица зачалась: в нищенской гордости имеет  диавол  свою  утеху.

53. К оным, которые исправно служат, должно быть склонну и верну, и в делах их спомогать, защищать и их любить, пред другими повышать и договорную мзду исправно в прямый срок платить, то напротив того, ему больше счастия и благословения будет от бога и не даст приичины, чтобы го


порекали, как инако у них обычай делвть. А особливо, когда кто их известную мзду задержит как некоторая в том мало совести имеют.

54. Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (сапоги с острыми носами. - Сост.) быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в   сапогах,          нежели без    сапогов.

55. Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от того не згадить или отьид для того к стороне (или за окошко выброси), дабы никто не видал, и подотри «огами так чисто, как можно.

56. Никто честновоспитанный возгрей (соплей. - Сост.) в нос не втягн подобно как бы часы кто заводил, а потом гнусным образом оныя в вниз глотает, но учтиво, как вышеупомянуто, пристойным способом испражняет и вывергает.

57. Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которая восстает, мог и чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой. Чтоб никого не коснутца и тем сгадить.

58. И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкве детей малых пужает и устрашает.

59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях. <...>

61. Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти


благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело.

62. Когда кого поздравлять, то должно не головой кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидатися, пока ближе вместе сойдутца. И ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет и не твоя. <...>

Как младый отрок должен поступить, когда оный в беседе с другими сидит Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь свои ногти да не явится яко бы оныя бархатом обшиты, умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не жри как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первой не пии, будь воздержан, избегай пьянства, пии, и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай Другому, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пии, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножем не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не режь, еж что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторый народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать кашлять не пригожо. Когда яси яйцо, отрежь напред хлеба, и смотри, чтоб при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пии, между тем не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около свое тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестане ясти, возблагодари

бога, умой руки и лице и выполощи рот.


Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми

К никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдеть из устен твоих. Всякой гнев, ярость, вражда, ссоры и злоба да отдалится от тебя. И не пелай, ни приуготовляй никаких ссор: все, что делаешь, делай с прилежанием и разсуждением, то и похвален будешь. Когда ты верно обходисся, то и богу благоприятно, и так благополучно тебе будет. А ежели ты не верно поступаешь, то наказания божия не минуешь, ибо он видит все твои дела. Не учись как бы тебе людей обманывать, ибо сие зло богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею. Не выходи из дому твоего без ведома и воли родителей твоих, и начальников, и ежели ты послан будешь, то возвратись паки вскоре. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси. Не смотри на других людей, что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать.

Кто тебя наказует, тому благодари и почитай его за такова, которой тебе всякого добра желает.

Где двое тайно между собою говорят, так не приступай, ибо

подслушивание есть безстыдное невежество.

Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай.

Юности честное зерцало. СПб., 1717.


ОБСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕЛЯЦИЯ О ПОЛТАВСКОЙ БИТВЕ1

Сего месяца 20 дня перешли мы со всею армеею через (реку) Ворсклу и по ею сторону оной с малую милю2 от неприятелской армеи стали. Потом же 24-го числа пошли мы далее со всею армеею и стали с четверть мили от неприятеля и, дабы оной на нас нечаянно не напал, учинили около обозу транжамент3. Наша же кавалерия на правой руке между лесом поставлена была, и междо оною несколко редут зделано, и людми и пушками осажены, и изволил его царское величество всякое предуготовление чинить к нападению на неприятеля. Однако ж оной, по своей обыкновенной запалчивой отваге, в том нас упредил, и 27-го числа по утру веема рано, почитай при бывшей еще темноте, из дефилеев4 в которых он во всю ночь свое все войско в строй поставлено имел, на нашу кавалерию как с конницею, так и с пехотою своею с такою фуриею5 напал, что, хотя он многократно с великим уроном от нашей кавалерии и от наших редут, х которым приступал, отогнан есть, однакож наша кавалерия, понеже оную нашею инфантерией толь скоро выручить не могли, последи немного к нашему ретранжементу уступити принужденна; однакож паки скоро остановились и неприятеля атаковали, и онаго правое крыло весьма збили, и генерала-маеора Шлипембаха, которой тем крылом командовал, в полон взяли. Междо тем послал его царское величество (Петр 1. — Ред.) его светлость генерала князя Меншикова да при нем  генерала-лейтенанта  Ренцеля  с  некоторою  частию  кавалерии  и

 

 

1 Цит. по: Письма и бумаги имп. Петра Великого. Т. IX. Вып. 1. М.; Л., 1950.

С. 258 276.

2 Миля малая вероятно, английская, длиною около 1,5 км.

3 Транжаменг окоп или ров с валом.

4 Дефилеи теснина; здесь: выходы шведов к местам построения войск перед началом сражения.

5 Фурии — у древних римлян богини-мстительницы, злые и неистовые; с такою

фурией в переносном смысле: с такой яростью, неистовством.


инфантерии к Полтаве, дабы еще в сукурс1 неприятелю идущия  войска, також и в шанцах2 оставшагося неприятельского генерала-маеора Роза с неприятельскими войски атаковать и помянутый город от блокады веема освободить. И вышепомянутой его светлость (А. Д. Меншиков. — Ред.) встретил на дороге неприятелской корпус резервы, состоящий в 3000 человеках, которые они поставили позади своего правого крыла при лесе, которых по кратком бою збили и без остатку побили и в полон побрали. А потом его светлость паки к главной армеи возвратился, генералу же лейтенанту Ренцелю веле продолжать марш к Полтаве, по которого прибытии ретировался генерал-маеор Розе с тремя при нем бывшими полками в зделанные перед городом от неприятеля крепости и шанцы; но оной от помянутого генерала-лейтенанта Ренцеля тамо атакован и по кратком учиненном супротивлении принужден со всеми при нем будучими людьми на дискрецию3 здатца.

 

Междо тем же неприятелская кавалерия от главного войска от нашей кавалерии уступила (отступила) и с своею инфантерией паки случилася (соединилась), и поставили (шведы) всю свою армею в ордер баталии перед фрунтом с четверть мили от нашего обозу. Междо тем же его величество (Петр I. — Ред.) повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии из нашего транжаменту выступить, а третию в оном назади оставил, и тако ту армею в строй поставил, что инфантерия в среди, кавалерия же на обоих крылах. поставлена. И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал генерал- лейтенант Баур... левое же крыло командовал его светлость князь Меншиков, понеже тамо его пребытие потребнейше было. А корпус баталии командовал сам его царское величество <...> и при том господин генерал- фелтьмаршал Шереметев також генералы от инфантерии князь Репнини

1 Сукурс (искаженное французское) помощь, поддержка.

2 Шанцы окопы, укрепления.

3 На дискрецию здатца здесь; без всяких предварительных условий.


Аларт <...> А артиллериею управлял генерал-порутчик от артиллерии Брюс. И всякой в своем назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего. И как войско наше таковым образом в ордер баталии установясь, на неприятеля пошло, и тогда в 9-м часу перед полуднем атака и жестокой огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такою храбростию учинена, что вся неприятелская армея по получасном бою с малым уроном наших войск <...> как кавалерия, так и инфантерия веема опровергнута, так что швецкая инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами1 и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты. <...>

И тако, милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля чрез его царского величества славное оружие и персоналной храброй и мудрой привод одержана, ибо его величество в том воистинно свою храбрость, мудрое великодушие и воинское искусство, не опасаясь никакого страха <...> в вышшем градусе показал, и при том шляпа на нем пулею пробита. Под его же светлостию князем Меншиковым, которой також мужество свое при том доволно показал, три лошади ранены. <...>

Получено известие от посыпанных для погребания мертвых по баталии, что

они на боевом месте и круг оного сочли и погребли швецких мертвых тел 8619 человек, кроме тех которые в погоне по лесам в розных местах побиты.

<...>

А что от неприятелей при том пушек, штандартов, знамен, також и прочего в добычю получено, о том последует при семь роспись.

 

 

1 Багинет штык; баганеты вставлялись в дуло ружья.


МЕМОРИЯ1 ГОСПОДИНУ АДМИРАЛУ2

Мемория господину адмиралу. Понеже определено есть, чтоб иметь флот в 27 кораблях линейных состоящей и для того сим доноситца сколко мы имеем годных и сколко еще надобно каких [ибо хотя сие число с купленными вновь уже имеем, но не все годны, понеже тежелых пушек носить не могут]:

надобно:

годныя имеем:

в дополнку надобно:

число пушки число пушки число пушки
3 80 1 80 2 80
12 70 9 70 3 70
12 50 12 50 0 0
    фрегаты      
6 32 5 32 1 32
    шнявы      
6 18 5 18 1 18

 

Закладывать из вышеписанных надлежит: Козенцу 1—80, 1—70; Броуну тож, Скляеву 1—70 и чтоб оные заложить в сем году, а впредь более

 

1 Это собственноручная записка Петра I Ф. М. Апраксину. Она может быть датирована январем апрелем 1715 г.

2 Цит. по: Новые источники о численности и корабельном составе русского

Балтийского флота в 1715 1725 гг. // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. Сборник статей к 70-летию А. Новосельского. М., 1961.


не закладывать, но памалам обрубать, приплачивать замки и протчее насентах и, разобрав, класть в амбары. Бомбандирских 1. имеем, а еще надобно — 2.

Годныя поимянно — 70 и 64 (пушечные.— Ред.): Ляферм, Катерина, Шлютембурх (Шлиссельбург. — Ред.), Нарва, два Козенсавых, Скляева, Броунов, один, который в Голландии зделан, мой — 80.

50 и 54 (пушечные. — Ред.): Полтава, Рига, Перноу, Михаил, Гав

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...