Относительная плотность мочи
БГОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж»
СБОРНИК
Алгоритмов манипуляций и
Медико-технологических протоколов
по дисциплине:
«Сестринское дело в педиатрии»
Специальность: 060109 «Сестринское дело»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании выпускной ЦМК Руководитель СП по ПР
специальности 060501 _______________Н.Б. Дубик.
«Сестринское дело» «____»________________200__г.
Протокол №____
Председатель ЦМК
____________________Н.В.Вольгушева
Старшая медицинская сестра
педиатрического отделения
______________Е.П.Зотова
«____»_____________200__ г.
| |
Старшая медицинская сестра
детско
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Физическое охлаждение с помощью пузыря со льдом»
Цель: добиться снижения температуры, остановки кровотечения.
Оснащение: пузырь и флаконы для льда; кусковой лед; деревянный молоток;
вода 14-16оС; пеленки (3-4 шт.); медицинский термометр; часы.
Обязательное условие: при проведении гипотерапии необходимо осуществлять
контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию
мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Объяснить маме цель и ход
проведения процедуры, получить
согласие.
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
|
2.Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
|
3.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
4.Поместить кусковой лед в пеленку.
Разбить его на мелкие части
(размером 1-2 см) деревянным
молотком.
| Измельченный лед более равномерно распределяется в пузыре.
|
5.Наполнить пузырь льдом на ½ объема
И долить холодной воды до 2/3 его
объема.
| Тающий лед поддерживает температуру воды 10-12оС.
|
6.Вытеснить воздух из пузыря
нажатием руки, расположив его на
твердой поверхности.
| Обеспечение свободного пространства для воды, образующейся во время таяния льда.
|
7.Плотно закрыть пузырь крышкой и
перевернуть пробкой вниз.
| Обеспечение и проверка герметичности.
|
8.Завернуть пузырь в сухую пеленку.
| Профилактика обморожения кожи.
|
Выполнение манипуляции:
|
9.Приложить пузырь со льдом к голове
ребенка на расстоянии 2-3 см.
Проверить расстояние между пузырем
И головой ребенка, расположив между
ними ребро ладони (оно должно
свободно проходить).
| Предупреждение местного
обморожения.
|
10.Флаконы со льдом приложить на
области крупных сосудов, предвари-
тельно прикрыв их пеленкой
(подмышечные области, паховые
складки, подколенные ямки).
| Улучшение теплоотдачи.
Предупреждение местного
обморожения.
|
Этапы
| Обоснование
|
Завершение манипуляции:
|
11.Через 15-20 минут убрать пузырь и
флаконы, и перемерить температуру
тела ребенку.
| Определение эффективности проведе-
ния процедуры.
Если мероприятия эффективны, температура должна снизиться на 0,2-0,3о, наблюдается остановки кровотечения.
|
12.Провести коррекцию мероприятий с
учетом данных повторно
термометрии.
| При снижении температуры через 20-30 минут на 0,2-0,3оС проводимые мероприятия прекращаются, при отсутствии положительной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап гипотермии.
|
13.Обработать пузырь для льда
ветошью, смоченной в дез. растворе.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
РАССМОТРЕН И ОДОБРЕН УТВЕРЖДАЮ
На заседании выпускной ЦМК руководитель СП по ПР
Специальности 060501 _______________Н.Б. Дубик
«Сестринское дело» 17.11.2010 г.
16.11.2010 г. Протокол № 3
Председатель
_______________ Н.В. Вольгушева
СОГЛАСОВАНО
Старшая медсестра
Педиатрического отделения
МУЗ «БЦГБ»
_______________________
22.12.2010 г.
Алгоритм выполнения манипуляции
«Постановка компресса на область гортани с димексидом»
(ребенку 9 месяцев)
Цель: получение противовоспалительного эффекта.
Оснащение: марлевая салфетка; емкость с водой (t = 38-39оС); димексид;
компрессная бумага или полиэтилен; вата; бинт; ножницы;
лоток для оснащения.
Обязательное условие: отсутствие повреждений на коже.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Познакомить маму с целью и ходом процедуры, установить доброжелательные отношения.
| Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании.
|
2.Приготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
|
3.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
4.Осмотреть кожные покровы на месте
постановки компресса.
| При повреждении на коже появляются болезненные ощущения. Предупреждение ожога.
|
5. Приготовить раствор димексида (концентрация по назначению врача 10% или 20%)
| - 10% раствор димексида – 1 часть димексида + 9 частей воды;
- 20% раствор димексида – 1 часть димексида + 4 части воды.
|
6.Приготовить три слоя компресса,
соразмерные области гортани и
Примечание: влажный слой 6-8 слоев
марли; изолирующий – компрессная
бумага или полиэтилен, перекрываю-
щий влажный слой на 1,5-2 см;
утепляющий – вата толщиной 2-3 см,
перекрывает все предыдущие слои на
1,5-2 см.
| Обеспечение проведения процедуры.
|
Выполнение манипуляции:
|
7.Уложить ребенка на спину, немного
запрокинув ему голову.
Примечание: детям старшего возраста
компресс делается сидя.
| Наиболее удобное положение для установки компресса.
|
Этапы
| Обоснование
|
Выполнение манипуляции:
|
8.Смочить марлевую салфетку в
растворе, отжать и приложить к коже
на области гортани.
Затем положить компрессную бумагу.
Проложить сверху слой ваты и фиксировать компресс бинтом.
| Обеспечение действия раствора на кожу и подлежащие кровеносные сосуды.
|
9.Зафиксировать время.
Примечание: компресс накладывают
на 1 -1,5 часа.
| Оптимальное время для получения терапевтического эффекта.
|
Завершение манипуляции:
|
10.Снять компресс, кожу протереть
сухим ватным тампоном.
| Предотвращение мацерации кожи.
|
11.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
12.Сделать запись о процедуре.
| Обеспечение преемственности.
|
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Сбор мочи на пробу Реберга»
Показания: исследование функции почек (клубочковой фильтрации и
реабсорбции).
Противопоказаний: нет.
Оснащение:
1. Чистые сухие пробирки – 2 шт.
2. Шприц для забора крови 10,0 мл – 1 шт. с иглой.
3. Жгут.
4. Банка (для суточного сбора мочи).
5. Направление.
6. Весы, ростомер.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции
|
1.Объясните ребенку (маме) цель и ход проведения исследования и получите согласие.
2.Объясните маме (ребенку), что должен соблюдаться обычный водно-пищевой и двигательный режим.
3.Необходимо взвесить и измерить рост
ребенка и записать в направлении.
| Обеспечение права на информацию.
Обеспечение достоверности результата исследования.
Обеспечение достоверности результата
исследования.
|
Выполнение манипуляции:
|
1.В 6 часов предложить пациенту
помочиться в унитаз.
2.Объясните ребенку (маме), что моча
собирается в большую банку в
течение суток до 6 часов утра
следующего дня.
3.Измерить общее количество мочи.
4.Перемещать суточное количество мочи в банке.
5.Отлить 10 мл в пробирку.
6.Утром натощак берется кровь из вены
в количестве 5,0 мл.
| Моча, скопившаяся за ночь в мочевом
пузыре не учитывается.
Обеспечение достоверности
исследования.
|
Завершение манипуляции:
|
1.В направлении, где уже указан вес,
рост, записываем суточное кол-во
мочи, выделенное ребенком.
2.Пробирки с мочой, кровью вместе с
направлением отправляем
биохимическую лабораторию.
|
|
| | |
Биохимическая лаборатория Проба Реберга
Суточный диурез
|
| Мл
|
Минутный диурез
|
| Мл/мин
|
Креатинин крови
|
| Мкмоль/л
|
Креатинин мочи
|
| М моль/л.сут
|
Клубочковая фильтрация
|
| Мл/мин
|
Канальцевая реабсорбция
|
|
|
МЦГБ г. Бердска
Отделение_________________________
Ф.И.О._____________________________
Вес________________________________
Рост_______________________________
Суточное кол-во мочи_____________
«___»______________200__г. Подпись_________________________________
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Сбор мочи пробы на оксалурию»
Цель: определение количества оксалатов в моче.
Оснащение: баночка 200-250 мл; банка – 3 шт.; бланк-направление.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции
|
1.Объяснить маме (ребенку) смысл и
необходимость предстоящей
процедуры, получить согласие.
| Право на информацию.
|
2.Подготовить необходимое оснащение.
| Четкость проведения процедуры.
|
3.Объяснить маме (ребенку), что моча
собирается за сутки в одну ёмкость.
| Для определения суточного количества мочи.
|
Выполнение манипуляции
|
4.Вымыть и осушить руки, надеть
перчатки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
5.Утром в 6 часов: ребенок мочится в
унитаз.
После этого мама (ребенок) собирает
мочу в большую банку.
| Обеспечение достоверности
результатов.
Определение суточного количества мочи.
|
6.Утром следующего дня вся моча
перемешивается и отливается в
баночку 100-150 мл.
Ребенка взвешивают и измеряют рост.
| Необходимое количество для
лабораторных расчетов.
|
7.Выписывается направление, где
указывается рост, вес ребенка,
суточное количество мочи.
| Необходимое условие
|
Завершение манипуляции:
|
8.Моча с направлением направляется в
лабораторию в течение 1 часа.
| Обеспечение достоверности
результатов.
|
Примечание:
Норма оксалатов в моче: 8-20 мгр в сутки:
- летом – 1 мгр/1 кг
- зимой – 0,5 мгр/кг
Анализ мочи на оксалурию
20.01.02. ДСО-1
Фамилия, имя Шумакова Катя
Возраст 5 лет
Вес 25 кг
Рост 150 см
Суточное кол-во мочи = 720 мл
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Бактериологическое исследование мочи»
Показания: исследование мочи на микрофлору и чувствительность к антибиотикам
Противопоказаний: нет
Оснащение:
- стерильная пробирка с пробкой
- спиртовка
- направление
- салфетки (3 шт.).
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Объяснить маме(ребенку) цель и ход
предстоящей процедуры, получить
согласие пациента (мамы), уточнить
их понимание.
2.Объяснить маме(ребенку), что сбор
мочи проводим до приема антибиоти-
ков и форсированного диуреза при
нормальном питьевом режиме.
3.Объяснить маме (ребенку), что
необходимо строгое соблюдение
асептики, так как необходим
тщательный туалет наружных
половых органов.
4.Постелить бумажную салфетку,
положить на нее пробирку и
салфетки.
| Обеспечение права на информацию и
осознанного участи в процедуре.
Обеспечение достоверности результата
исследования.
Уменьшить риск инфицирования
салфеток и емкости для мочи.
|
Выполнение манипуляции:
|
1.Мед.сестра или мама тщательно моет
руки.
2.Тщательно подмыть наружные
Половые органы ребенка (спереди
назад к анусу).
3.Осушить наружные половые органы
салфетками.
4.Взять емкость для сбора мочи,
открыть крышку, не прикасаясь к
внутренней поверхности пробирки,
положить крышку на салфетку.
| Исключается попадание
микроорганизмов с рук.
Исключается попадание большого
количества микрофлоры из толстого
кишечника.
Создание комфорта.
Исключается риск инфицирования
крышки от емкости для сбора мочи.
|
Этапы
| Обоснование
|
5.Ребенку предложить помочиться в
унитаз, на счет 1-2 мин. задержать
мочеиспускание.
6.Подставить пробирку, не касаясь ею
гениталий (для этого развести рукой
половые губы).
7.Собрать в пробирку 5-10 мл мочи.
8.Закончить мочеиспускание в унитаз.
9.Крышку обжечь на зажженной
спиртовке и закрыть пробирку.
10.Одеть ребенка. Вымыть и осушить
Руки маме (ребенку или медсестре).
| Первая порция мочи может быть
инфицирования микроорганизмами из
гениталий.
Исключить риск инфицирования
емкости для мочи.
На исследование отправляется
«пузырная» моча
Исключить риск инфицирования
емкости и мочи.
Исключить контактный путь
распространения инфекции.
|
Завершение манипуляции:
|
1.Моча быстро доставляется в
лабораторию с направлением,
выписанным по форме.
| При своевременной доставке
биологического материала в
лабораторию возрастает
достоверность результата.
|
Направление:
№
п/п
| Лабораторный №
| Ф.И.О.
ребенка
| Дата
госпитализации
| Дата и время
Забора материала
| Кратность забора
| Дата доставки
материала
| Время доставки
материала
| Диагноз
| Цели
исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат:
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
1.В случае невозможности доставить емкость с мочой в лабораторию немедленно,
следует поместить ее в холодильник. Хранить ее можно при температуре +4о,
не более 24-х часов (обеспечивается сохранность пробы).
2.Оценка результатов:
а) достоверно бактериурия в 1 мл 100.000-70.000 микробных тел;
б) недостоверно в 1 мл менее 70.000 микробных тел;
в) выделение протел, палочки сине-зеленого гноя в любом количестве говорят о
патологии.
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Сбор мочи по Зимницкому у детей»
Цель: проба дает представление о функции почек (способность почек
разводить и концентрировать мочу).
Подготовка: проба проводится в условиях обычного режима, диеты, в течение
суток, отменить мочегонные препараты.
Оснащение:
- 8 баночек емкостью 200-250 мл;
- бланк-направление в лабораторию;
- наклейки на баночки с указанием фамилии, имени и времени сбора мочи;
- лист бумаги
- ручка для учета выделенной жидкости.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Объяснить ребенку/маме необходимость и порядок предстоящего исследования и получить согласие на
исследование.
| Обеспечение права на информацию и осознанного участия в манипуляции.
|
2.Подготовить необходимое оснащение:
- 8 основных баночек с этикетками и 2-3
чистые – дополнительно;
- приклеить этикетки на баночки с
указанием времени:
№ 1 с 6- 9 час. № 5 с 18-21 час.
№ 2 с 9-12 час. № 6 с 21-24 час.
№ 3 с 12-15 час. № 7 с 24 – 3 час.
№ 4 с 15-18 час. № 8 с 3 – 6 час.
| Четкость проведения манипуляции.
|
3.Объяснить маме, что дополнительные
банки используются, если основной
емкости недостаточно для конкретной
порции:
- в этом случае необходимо на
дополнительном бланке указать
соответствующий промежуток времени;
|
|
Подготовка к манипуляции:
|
- проследите, чтобы ребенок мочился в
отдельную банку соответственно
времени;
- если мочи не было за обозначенное
время, соответствующая банка остается
пустой, нодоставляется в лабораторию;
- банки хранятся в туалетной комнате.
|
|
Этапы
| Обоснование
|
Выполнение манипуляции:
|
1.Перед сбором мочи утром в 6 часов
проводится туалет половых органов и
ребенок мочится в унитаз, затем моча
собирается в баночки по времени.
| Обеспечение исследования выделительной и концентрационной функции почек каждые 3 часа в течение суток.
|
2.Объяснить маме/ребенку, что нужно
учитывать всю жидкость, принятую за
сутки (включая: первые блюда, вводимые парентерально растворы, выпитую жидкость).
Все необходимо фиксировать на листке
бумаги, т.е. ведется лист учета водного
баланса:
- ночью ребенка необходимо будить маме
или м/сестре, а ребенка нужно об этом
предупредить;
- после мочеиспускания, салфеткой
осушить половые органы ребенка
промокательными движениями;
- маме/ребенку объяснить, где надо
ставить емкости с мочой и где берется
дополнительная темная баночка.
| Для определения выделительной функции почек.
Стандарт учета водного баланса.
Необходимо психологически подготовить ребенка.
Создание гигиенического комфорта.
|
Завершение манипуляции:
|
1.Организовать транспортировку
полученного материала в клиническую
лабораторию, не позднее 1 часа после
сбора мочи, с направлением.
| Обеспечение достоверности результатов исследования.
|
Направление
Ф.И.О._____________
Отделение__________
Дата_______________
Функциональная проба по Зимницкому
Время взятия
| Количество
| Уд. вес
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суточный диурез________________
Дневной диурез_________________
Ночной диурез__________________
Кол-во выпитой жидкости________
Оценка пробы Зимницкого
Относительная плотность мочи
Ниже 1008 - гипостенурия
1008-1010 - изостенурия
1010 -1030 - нормостенурия
Выше 1030 - гиперстенурия
Повышение температуры в помещении на каждые 3о выше 16о снижает относительную плотность мочи на 0,001.
Повышает относительную плотность – 1% сахара в моче на 0,004.
3г/л белка на 0,0001.
Резко повышает плотность мочи введение рентгеноконтрастного вещества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: