Контрационная способность почек
Наличие порции мочи с ее относительной плотностью 1018 и выше свидетельствует о сохранной контрационной способности. Разница между min и maх плотностью в 12-15 ед свидетельствует о сохранной способности почек к концентрации и разведению.
У детей раннего возраста используют модификацию пробы Зимницкого. Порции мочи получают при естественных условиях:
Дневной диурез - с 9 -21 час.
Ночной диурез - с 21 – 9 час.
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Исследование пульса у детей разного возраста»
Цель: определить основные характеристики пульса.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту в состоянии покоя.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Обеспечить спокойную обстановку.
Не акцентировать внимание ребенка
на проводимое исследование.
| Обеспечение достоверности
результата. Пульс у детей очень
лабильный (возрастные особенности),
беспокойство, крик способствуют
учащению пульса.
|
2.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
3.Удобно уложить или усадить ребенка,
при этом кисть и предплечье не
должны быть «на весу».
| Обеспечение достоверности результата.
|
Выполнение манипуляции:
|
4.Слегка прижать 2, 3, 4 пальцами
Лучевую артерию (1-й палец
находится со стороны тыла кисти) и
почувствовать пульсацию артерии.
Примечание: у детей до 1 года пульс
чаще определяют на височной артерии
а у детей старше 2-х лет – на лучевой
артерии; у детей первых лет жизни
исследование проводят 2 – 3 пальцами.
Пульс у детей можно исследовать
Также на плечевой, сонной, бедренной
Артериях и по пульсации БР.
|
Эти крупные сосуды близко
расположены, их можно прижать
к кости
|
5.Взять часы и подсчитать пульс строго
за 1 минуту.
| Обеспечение достоверности
результата, т. к. пульс у детей
аритмичный.
|
6.Прижать артерию немного сильнее к
лучевой кости и определить
напряжение пульса.
Примечание: если пульсация ослабе-
вает при умеренном нажатии –
напряжение хорошее, если полностью
прекращается - напряжение слабое,
если пульсация не ослабевает – пульс
напряженный.
| Обеспечение точности оценки
напряжения пульса
|
Этапы
| Обоснование
|
Завершение манипуляции:
|
7.Записать результаты исследования в
температурный лист.
| Документирование результата
исследования
Обеспечение преемственности.
|
8.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Проведение непрямого массажа сердца
Детям различного возраста»
Этапы
| Обоснование
|
1.Уложить ребенка спиной на ровную
твердую поверхность. Расположиться
справа от него. (Примечание: при реанимации новорожденного ребенка, его необходимо уложить головкой к себе, если реанимирующий один. Если реанимирующих двое - один находится со стороны головы, второй со стороны ног)
| Условие, необходимое для достижения
максимального эффекта
реанимационных мероприятий.
|
2.Поместить соответствую часть руки
(или обеих рук) на нижнюю треть
грудины (но не на мечевидный
отросток):
а) новорожденному – ладонную
поверхность первой фаланги
большого пальца (или больших
пальцев обеих рук), остальные пальцы
поместить под спину малыша;
б) ребенку от 1 до 12 месяцев –
указательный и средний пальцы;
в) ребенку 1-7 лет – проксимальную
часть кисти (а не пальцы);
г) ребенку старше 7 лет – обе руки,
сложенные крест-накрест в виде
«бабочки».
| Обеспечение необходимой площади
давления;
Мечевидный отросток легко можно
сломать.
|
3.Надавить на грудную клетку вниз так,
чтобы она переместилась вглубь на:
а) 1-1,5 см у новорожденного;
б) 1-2,5 см у грудного ребенка;
в) 3-3,5 см у ребенка старшего
возраста.
| Слабое давление на грудную клетку не
обеспечивает полного прохождения
крови по кругам кровообращения в
фазу искусственной систолы, сильное
давление может привести к переломам
ребер, грудины.
|
4.Уменьшить давление на грудную
клетку, позволяя ей вернуться в
исходное положение
| Обеспечение искусственной диастолы.
|
Этапы
| Обоснование
|
5.При проведении непрямого массажа
сердца в сочетании с проведением
искусственного дыхания – вдох и
нажатия на грудную клетку,
(проводить в соотношении 1:5) –
если помощь оказывают 2 человека
или 2:10; 3:15 (если реанимирующий
один).
| Обеспечение оптимального отношения
ЧДД и числа сердечных сокращений.
|
6.Через 30 секунд после начала
проведения реанимационных
мероприятий проверить,
восстановились ли
жизненные функции (провести
«Азбуку элементарной
реанимации»).
|
Контроль эффективности
мероприятий.
|
7. Реанимационные мероприятия
Проводить до восстановления
жизнедеятельности, либо до приезда
«скорой помощи», либо
до появления трупных пятен.
| Трупные пятна свидетельствуют о
наступлении биологической смерти.
|
| | |
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Ингаляции лекарственных средств
Через рот» (обучение)
Цель: обучение ребенка умению пользоваться ингалятором.
Оснащение: 2 пустых ингаляционных баллончика.
Этапы
| Обоснование
|
1.Познакомиться с ребенком.
| Установление контакта.
|
2.Объяснить ребенку ход и смысл предстоящих действий.
| Обеспечение участия, сотрудничества пациента (родственников).
|
3.Подготовить оснащение.
| Обеспечение быстрого и эффективного проведения обучения.
|
4.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
5. Показать ход процедуры:
- встать (если ребенок не может стоять,
можно выполнять сидя или лежа);
- снять с ингалятора защитный
колпачок, перевернуть баллончик
вверх дном и встряхнуть его;
- сделать максимальный выдох;
- мундштук ингалятора вставить себе в
рот, обхватить его губами;
- сделать глубокий вдох и
одновременно нажать на дно
баллончика.
Примечание: если во время приступа
ребенок не может сделать вдох, то
первая доза распыляется во рту:
- извлечь мундштук ингалятора из рта,
задержать дыхание на 5-10 сек.;
- сделать глубокий спокойный выдох
Через нос.
| Используется ингаляционный
баллончик без лекарственного средства:
- дыхательная экскурсия в положении
«стоя» эффективнее;
- лекарственное средство
перемешивается и перемещается к
отверстию в баллончике;
- подготовка дыхательных путей к
вдоху;
- лекарственное средство должно
распыляться в готовой полости;
- распыление лекарственного средства
из ротовой полости по дыхательным
путям;
- необходимое время для лучшего
всасывания лекарственного средства;
- нормализация дыхания.
|
6.Попросить ребенка повторить все
действия самостоятельно.
| Контроль эффективности обучения.
|
7.При необходимости повторить
демонстрацию использовании
ингаляционного баллончика.
| Обучение пациента.
|
8.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Соскоб на энтеробиоз»
Показания: 1. Диагностика энтеробиоза.
2. Плановые ежегодные проф. осмотры в детских учреждениях.
3. Оформление детей в детские сады.
Обязательное условие: в день сдачи анализа ребенка не подмывать.
Противопоказания: выпадение слизистой прямой кишки.
Оснащение: предметное стекло; липкая лента; бланк-направление; стеклограф;
резиновые перчатки, пинцет, шпатель.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Объясните ребенку (маме) цель и ход
проведения процедуры.
| Формирование мотивации к
сотрудничеству.
|
2.Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
|
3.Написать стеклографом номер на
предметном стекле в соответствии с
номером направления.
| Обеспечение достоверности
исследования.
|
4.Вымыть и осушить руки.
Надеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
Выполнение манипуляции:
|
5.Уложить ребенка на левый бок,
правая нога согнута в коленном
суставе.
Попросить маму или ребенка раздвинуть ягодицы и зафиксировать их.
| Создание положения, позволяющего правильно взять материал.
|
6.Взять липкую ленту с помощью пинцета и шпателем приклеить ее к перианальным складкам, а затем быстрым движением убрать.
| Типичные места отложения яиц
острицами.
|
Завершение манипуляции:
|
7.Сбросить пинцет и шпатель в дезраствор, вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
8.Как можно раньше транспортировать
материал в клиническую лабораторию в сопровождении направления.
| Раннее исследование взятого материала увеличивает процент положительных результатов.
|
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Капели в нос (сосудосуживающие)»
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: сосудосуживающие капли в нос; стерильные пипетки в мензурке;
электроотсос или резиновый баллончик; салфетки; почкообразный
лоток (2 шт.); маска, перчатки.
Обязательное условие: капли в нос закапывают после очищения носовых ходов
от содержимого.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Надеть маску.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
2.Объяснить ребенку (родственникам)
цель процедуры.
| Обеспечение прав ребенка (родителей) на информацию, мотивация к сотрудничеству.
|
3.Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
|
4.Вымыть и осушить руки, надеть
перчатки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
5. Ребенка старшего возраста усадить,
маленького – уложить на пеленальный
стол.
| Облегчение проведения процедуры.
|
6.Очистить при наличии слизи носовые
ходы с помощью электронасоса
(резинового баллончика).
Примечание: если в носовых ходах
имеются корочки, удалить их жгути-
ками, смоченными в стерильном
масле.
| Создание условий для попадания лекарственного вещества на слизистую оболочку.
|
Лечено-диагностические процедуры:
|
Подготовка к манипуляции:
|
7.Ребенок старшего возраста должен
высморкаться без напряжения,
поочередно из каждой ноздри.
Примечание: при вязком секрете для
его разжижения используют 2%
раствор натрия бикарбоната.
| Предупреждение инфицирования среднего уха через слуховую трубу.
|
Этапы
| Обоснование
|
Выполнение к манипуляции:
|
8.Придать ребенку правильное положе-
ние: слегла закинуть голову малыша и
повернуть ее в сторону той половины
носа, куда закапывают капли.
| Обеспечение правильного положения головы для введения капель в левую половину носа.
|
9.Набрать в пипетку лекарственное
средство, приподнять кончик носа
ребенка пальцем и закапать 2-3 капли
по наружной стенке в одну половину
носа.
| Создание условия для равномерного распределения лекарственного средства по боковой стенке и проникновения в носовые ходы.
|
10.Прижать пальцами крыло носа к
Носовой перегородке, удерживая
ребенка в зафиксированном положе-
нии и сделать легкие вращательные
движения.
| Создание условий для лучшего распределения и всасывания лекарства в носовой полости.
|
11.Через 1-2 мин., соблюдая те же
правила, ввести капли в другую
половину носа.
| Выполнение процедуры.
|
Завершение манипуляции:
|
12.Использованную пипетку,
Резиновый баллончик погрузить в
дез. раствор.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
13.Снять маску, перчатки, вымыть и
осушить руки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
14.Сделать запись о введении
лекарственного средства и реакции
пациента.
| Документирование процедуры.
|
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Кормление новорожденного ребенка через зонд»
Цель: обеспечение новорожденного ребенка необходимым количеством пищи,
когда естественное питание через рот невозможно.
Оснащение: резиновые перчатки; маска; медицинский колпак; отмеренное
необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до
t = 37-38оС; стерильный желудочный катетер; стерильный шприц 20 мл;
лоток для оснащения; электроотсос или резиновая груша.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Объяснить маме (родственникам)
цель и ход проведения процедуры.
| Обеспечение права родителей на информацию.
|
2.Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
|
3.Надеть мед. колпак, маску.
Вымыть и осушить руки, надеть
перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
4.Уложить ребенка на бок с
Приподнятым головным концом,
зафиксировать такое положение с
помощью валика.
| Предупреждение аспирации.
|
Выполнение манипуляции:
|
5.Измерить глубину введения катетера
от мочки уха до кончика носа и от
кончика носа до конца мечевидного
отростка.
Сделать метку лейкопластырем.
Примечание: можно измерить
глубину введения катетера следующим
образом: от кончика носа за ухо и до
верхнего края грудины.
| Обеспечение введения катетера в желудок.
|
6.Присоединить к зонду шприц и
проверить его проходимость,
пропустив через него воздух
Примечание: следить, чтобы
свободный конец катетера был
постоянно зафиксирован рукой.
| Обеспечение эффективности
проведения процедуры.
|
Этапы
| Обоснование
|
Выполнение манипуляции:
|
7.Правой рукой взять зонд на
расстоянии 7-8 см от слепого конца.
Смочить его в молоке или растворе
буры в глицерине.
| Предупреждение травмирования слизистых оболочек.
Профилактика молочницы.
|
8.Ввести зонд через нос по нижнему
носовому ходу или через рот по средней линии до отметки.
Примечание: при введении зонда не
прилагать усилий и следить – нет ли
одышки, цианоза.
| Исключение попадания зонда в дыхательные пути.
|
9.Потянуть поршень на себя, до появления в зонде желудочного содержимого.
| Необходимо убедиться, что зонд находится в желудке.
|
10.Медленно ввести молоко в желудок
младенца, при необходимости наполняя шприц, пока не будет введено все молоко.
| Медленное поступление молока предотвращает резкое усиление перистальтики желудка и появления рвоты.
|
11.После кормления промыть зонд
стерильной водой или физраствором, закрыть и закрепить его на щеке ребенка лейкопластырем.
Через 2-5 сут извлекаем зонд.
Для этого:
- зажать большим и указательным
пальцами;
- правой рукой на расстоянии 2-3 см от
ротовой полости и быстрым
движением извлечь его через
салфетку.
| Для фиксации зонда.
Профилактика рвоты.
|
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Промывание желудка»
Цель: удалить из желудка токсические вещества.
Оснащение: желудочный зонд; резиновый фартук (2 шт.); емкость с раствором
для промывания (22-24о) в количестве 1л. на год жизни; таз для
промывных вод, лоток для оснащения; лоток для отработанного
материала; марлевые салфетки;
шпатель; стерильная емкость для промывных вод; бланк-
направление; емкость с дезраствором; ветошь; резиновые перчатки.
Обязательное условие: раствор для промывания не должен быть теплым, (будет
всасываться) и не должен быть холодным (может вызвать спазм
желудка).
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Объяснить ребенку (родственникам)
Цель и ход проведения процедуры.
| Соблюдение права на информацию
Формирование мотивации к
сотрудничеству.
|
2.Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости выполнения процедуры.
|
3.Надеть фартук.
Вымыть и осушить руки, надеть
перчатки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
Защита одежды от загрязнения и промокания.
|
4.Усадить и зафиксировать ребенка на
руках у помощника:
а) ноги помощник охватывает своими
ногами;
б) руки фиксирует одной рукой;
в) голову – другой рукой, положив
ладонь на лоб ребенку.
Примечание: ребенка младшего возраста можно завернуть в пеленку или простыню для лучшей фиксации.
| Обязательное условие, позволяющее выполнить процедуру у ребенка.
|
5.Надеть на ребенка фартук поверх
руки фиксирующего.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
6.Поставить таз для промывных вод у
ног ребенка.
| Защита одежды от загрязнения и промокания.
Предупреждение загрязнения окружающей среды.
|
Этапы
| Обоснование
|
Выполнение манипуляции:
|
7.Измерить зондом расстояние до
желудка (от мочи уха до кончика носа
и до конца мечевидного отростка).
| Соблюдение условия для попадания зонда в желудок.
|
8.Смочить «слепой» конец зонда в вазелиновом масле.
| Облегчение проведения зонда в желудок.
|
9.Открыть рот ребенку с помощью
шпателя (если сам на открывает).
При необходимости использовать
роторасширитель и языкодержатель.
Примечание: для открывания рта взять шпатель как писчее перо, ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка.
| Условие, позволяющее ввести зонд в желудок и провести процедуру.
|
10.Ввести зонд по средней линии языка
до метки и указательным пальцем
правой руки завести зонд за зубы.
Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять – немедленно извлечь зонд.
| Профилактика рвоты.
Признаки попадания зонда в дыхательные пути.
|
10.Присоединить к зонду воронку или
шприц Жане без поршня.
| Создание условия для введения жидкости в зонд.
|
11.Опустить воронку ниже уровня
желудка (чуть наклонив ее) и слить содержимое желудка в емкость.
Далее держа воронку на уровне желудка ребенка налить в нее воду для промывания.
| Убедиться, что зонд находится в желудке.
Вода не уходит в желудок по системе сообщающихся сосудов.
|
12.Медленно поднимая воронку вверх,
следить за поступлением из нее жид-
кости в желудок (вода должна
опуститься до устья воронки).
Быстро, но плавно опустить воронку
ниже исходного уровня,
проконтролировать количество
выделенной жидкости и вылить
содержимое желудка в таз.
| Промывание желудка происходит по закону сообщающихся сосудов.
|
13.Повторить промывание до
получении «чистой воды».
а) количество воды, необходимое для
промывания желудка:
| Достижение эффективности процедуры.
|
Этапы
| Обоснование
|
Выполнение манипуляции:
|
Возраст
| Общее кол-во
жидкости
| новорожденные
до 3-х месяцев
до 1-го года
до 5-ти лет
до 10-ти лет
старше 10 лет
| 200 мл
500 мл
1 литр
3-5 л
6-8 л
8-10 л
| | |
б) при промывании желудка
необходимо следить, чтобы
количество введенной и
выделенной жидкости были примерно
равными.
|
|
14.Отсоединить воронку и быстрым
движением удалить зонд через
салфетку.
| Предупреждение рвоты.
Обеспечение инфекционной безопасности.
|
Завершение манипуляции:
|
15.Прополоскать рот ребенку.
| Обеспечение гигиенического комфорта.
|
16.Передать ребенка маме или положить в
кроватку.
| Обеспечение комфортных условий.
|
17.Собрать желудочное содержимое для
исследования в стерильную емкость.
Отправить в лабораторию в
сопровождении направления.
| Выявление причины отравления.
|
18.Весь инструментарий, фартуки
подвергнуть дезинфекции.
Снять перчатки, вымыть и осушить
руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
Кал на дисбактериоз
(методика исследования кишечной флоры в 1 г фекалий)
1. Накануне исследования взять из бактериологической лаборатории флакон.
2. Утром дефекация в горшок (горшок прожаренный, нельзя с памперса.
3. Стерильной ложкой произвести забор свежего кала в количестве 1 г.
4. Доставить флакон в бактериологическую лабораторию в течение 1-2 часов после забора материала.
Кишечная флора в 1 г кала
Наименование
| Норма взрослые
| Дети до 1 года
|
Бифидобактерин
| 108 - 1010
| 109 – 1010
|
Молочно-кислые бактерии
| 106 - 107
| 106 – 108
|
Спороностные аэробные
(хлостриден)
| ≤ 105
|
|
Эшерихии с нормальной
ферментивной активностью
| 107 - 108
| 107 - 108
|
Лактозонегативные
| 106 - 107
| 106 – 107
|
Со сниженной ферментивной
активностью
| 106 – 107
| 106 – 108
|
Гемолизированные кишечные
палочки
|
|
|
Микробы рода протея
| ≤ 104
| ≤ 103
|
Условно-патогенные энтеробактерии
| ≤ 105
| ≤ 104
|
Энтерококки
| 105 – 106
| 105 – 107
|
Стафилококк:
- золотистый
- сапрофитный и эпидермальный
|
102 и <
≤ 104
|
102 и <
104 – 106
|
Дрожжеподобные грибы
| ≤ 104
| ≤ 104
|
Патогенные бактерии (семейство кишечных).
| должны отсутствовать
|
Алгоритм
Выполнения манипуляции
«Определение типа и частоты дыхания»
Цель: определить основные характеристики дыхания.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту в состоянии покоя
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к манипуляции:
|
1.Обеспечить спокойную обстановку.
Не акцентировать внимание ребенка
на проводимое исследование
(ребенок может задержать дыхание
или дышать чаще).
| Обеспечение достоверности.
Ритм дыхания у детей неустойчивый
(возрастные особенности); беспокой-ство, крик способствуют учащению
дыхания.
|
2.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
3.Удобно уложить ребенка, чтобы
видеть грудь и живот (желательно,
чтобы грудной ребенок спал).
| Обеспечение достоверности
результата.
|
Выполнение манипуляции:
|
4.Осуществить визуальные наблюдения
за движениями грудной клетки и
передней брюшной стенки.
| Тип дыхания зависит от возраста
ребенка: до 1 года – брюшной тип
дыхания; 1-2 года – смешанный,
с 8 лет у мальчиков – брюшной,
у девочек – грудной.
|
5.Определить тип дыхания и подсчитать
дыхательные движения строго за 1
минуту.
| Обеспечение достоверности
результата, т. к. у детей дыхание
аритмичное.
|
6.Если визуальный подсчет дыхатель-
ных движений невозможен, то поло-
жить руку на грудную клетку или
живот ребенка в зависимости от
возраста и подсчитать частоту дыха-
тельных движений строго за 1 мин.
Примечание: у маленьких детей
(новорожденных) для подсчета числа дыханий можно использовать мягкий
стетоскоп.
| Обеспечение достоверности
результата, т. к. у детей дыхание
аритмичное.
|
Завершение манипуляции:
|
7.Записать результаты исследования в
температурный лист.
| Документирование результатов
исследования.
|
8.Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной
безопасности.
|
Правила
Воспользуйтесь поиском по сайту: