Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ободрение (поощрение) и успокаивание




Ободрение (поощрение) и успокаивание

Ободрение (поощрение) – это минимальное средство для поддержания изложения клиентом собственной истории; подтверждения высказанного клиентом, а также один из способов обеспечения плавного течения беседы. К поощрениям-ободрениям относятся утверждения психолога-консультанта, которые демонстрируют признание, подтверждение и понимание высказанного клиентом. Например, приободрить (поощрить) клиента можно такими краткими фразами как «Да, я понимаю Вас», «Продолжайте, я Вас слушаю», «Так», «Да-да-да» и т. п. Ободрение выражает поддержку со стороны консультанта, что является одной из важных составляющих консультативного контакта.

Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты своей «Я-концепции», апробировать новые модели поведения. Для успокаивания тоже используются короткие фразы консультанта, выражающие согласие: «Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Время от времени каждый чувствует себя так же», «Вы правы», «Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться», и т. д.

Частой ошибкой применения процедуры успокаивания является то, что консультант предлагает себя в качестве «подпорки» тревожному, неуверенному клиенту. В таком случае успокаивание ограничивает возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т. е. начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента от консультанта. В этом случае клиент перестает быть самостоятельным, не ищет собственных ответов, а полностью полагается на одобрение консультанта, т. е. ничего не делает без санкции консультанта. Консультант также не должен забывать, что если будет злоупотреблять распространенной в нашем повседневном лексиконе фразой «все будет хорошо», считая ее успокаивающей, клиент станет ощущать недостаток эмпатии со стороны психолога.


Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Отражая содержание высказываний клиента, психолог-консультант перефразирует или обобщает (суммирует), сказанное клиентом. Отражение содержания показывает клиенту, что его внимательно слушают и что он понят. Это наиболее широко используемая техника консультирования независимо от теоретической ориентации консультанта.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, так как побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Можно выделить три основные цели перефразирования [11]: 1) показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять; 2) выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде; 3) проверить правильность понимания высказываний клиента.

При использовании технологии перефразирования необходимо соблюдать три основных правила:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.

  1. Надо избегать дословного повторения высказывания клиента и желательно мысли клиента выражать своими словами.

Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.

Примеры перефразирования:

Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Иногда думаю, что надо бросить семью, переехать жить в другой город, а порой, кажется, что следует восстановить прежние отношения с женой, найти более высокооплачиваемую работу, но я не знаю, что выбрать.

Консультант: У Вас происходит внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение в жизни, и Вам трудно решить, какой из двух путей сегодня более правильный.

Клиент: В этом году несчастья следуют одно за другим. Болела мать, потом я потерял работу, ну а теперь я нуждаюсь в операции... Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся.

Консультант: Кажется, что проблемы никогда не закончатся, и Вы спрашиваете себя, всегда ли так будет.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания клиента Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и помогает соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщение суммирует или целый этап беседы, или содержание консультативной беседы в целом. Обобщение содержания чаще всего используется в следующих случаях [11, С. 110-111]:

  • когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;
  • когда клиент говорит очень долго и запутанно;
  • когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;
  • при стремлении придать определенное направление консультативной беседе;
  • в завершении консультации при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей консультативной встречи.

Обобщение конкретной консультативной встречи может принимать форму воздействующего резюме. Степень его директивности определяется в зависимости от того, насколько настроен на директивное воздействие клиент и какой теоретической ориентации придерживается психолог-консультант. Воздействующие резюме предполагает сообщение клиенту о тех результатах, которые удалось достичь в процессе консультативной встречи, подведение итогов и, что наиболее важно, помощь в перенесении достигнутых результатов в процессе консультативной работы на поведение в реальной, повседневной жизни клиента.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...