Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия, виды и соотношения затрат и результатов деятельности предприятия.




Управленческий Учёт (УУ)

Глухова Светлана Александровна

Экзамен.

Автомат возможен, при активной работе!

Тесты по лекциям. Задачки!

Готовить доклады

 

Лекция 1: Содержание, принципы и назначение УУ.

Сущность и принципы УУ

УУ – область знания и сфера деятельности связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта.

Цель УУ – помочь управляющим в принятии экономически обоснованных решений.

УУ состоит из:

· Производственного учёта. Предназначенного для управлением производства и сбытом продукта..

· Финансовый учёт. Служит для управления финансовой деятельности организацию

Принципы УУ:

1) Ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления. Решения задач внутрифирменного менеджмента, различного уровня прав и ответственности

2) Непрерывность деятельности предприятия

3) Использование единых для планирования и учёта показателей и единиц их измерения

4) Обязательность оценки результатов деятельности структурных подразделений на основе показателей внутренней отчётности

5) Преемственность и многократное использование первичных и промежуточных информаций для разных целей управления

6) Бюджетный (сметный), контроль за затратами

7) Полнота аналитической информации и её периодичность, отражающая производственный и коммерческий цикл предприятия

Сравнительная характеристика УУ и Финансового Учёта (ФУ)

УУ является началом ФУ.

Взаимосвязь УУ и ФУ:

1) Преемственность и комплексное использование информации

2) Единство норм и нормативов

3) Дополнение информации одного вида учёта, данными другого

4) Однократная фиксация всей исходной переменной информации в первичном учёте

5) Приближение учётной информации к местам принятия решения

Дополнительно см. в учебнике

Различие УУ и ФУ:

1) Цель ФУ - Информирование собственников, государства и 3-их лиц о наличии имущества и обязательств. Его финансовом состоянии, результатам деятельности, расчёт налогооблагаемых и налоговых платежей, управление дебиторской – кредиторской задолженностью, расчёты с клиентами. Цель УУ – обеспечение менеджеров организации информацией необходимой для контроля экономичности производственно-хозяйственной деятельности, решение внутренних задач управления фирмой, поиска и обоснования управленческих решений

2) Финансовый учёт – обязателен, УУ – не обязателен

3) ФУ охватывает всю деятельность предприятия, его обязательство, имущество, расчёты. УУ – исчисление затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств

4) ФУ осуществляется в соответствие с нормативными документами. УУ ведут по правилам, установленным организацией

5) Пользователи информацией финансовой отчётности: поставщики, спонсоры

6) Двойная запись на счетах ФУ (обязательно). УУ – не обязательно.

7) ФУ рассматривает предприятие как единый комплекс. УУ ведётся по секторам рынка, местам формирования затрат, центром ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь для высшего руководства его данные обобщаются в целом по предприятию

8) Периодичность и сроки предоставления отчётности. ФУ – по итогу за месяц, квартал, год. Время предоставления спустя несколько дней, недель. В УУ периодичность ежедневная, недельная, ежемесячная, часть отчётных данных формируется по мере потребности в них.

9) Точность информации. ФУ – точная. УУ – допустимы приблизительные оценки.

10) Могут быть разные показатели и единицы измерения

11) Открытость информации. ФУ – открыт. УУ – закрыт.

 

3. Назначение УУ

УУ является составной частью системы управления предприятия, он призван обеспечить формирование информации необходимой для:

1) Контроль экономичности деятельности.

2) Планирование стратегии оптимизация использования ресурсов.

3) Измерение и оценка эффективности деятельности.

4) Корректировка управляющих воздействий, уменьшение субъективности в процессе принятия решения

 

Основные задачи УУ:

· Ориентация на достижение цели предпринимательства

· Необходимость обеспечение альтернативных вариантов решения поставленным задачам

· Участие в выборе оптимального варианта и в расчётах нормативных параметров его исполнения

· Ориентация на выявление отклонений

· Интерпретация отклонений и их анализ

 

Функции УУ:

· Прогнозирование

· Планирование

· Нормирование

· Оперативный учёт

· Контроль

Требование к информации в УУ:

1) Достоверность. Возможность для компетентного пользователя делать на основе данных учёта и отчётности – правильные выводы.

2) Полнота. Достаточность информации.

3) Релевантность. Существенность, приемлемость для вырабатываемых решений.

4) Целостность, понятность.

5) Своевременность, регулярность.

Системы и функции УУ

Системы УУ можно подразделить на:

· Стратегический учёт (для высшего руководства)

· Текущий учёт (для внутреннего менеджмента)

В обоих случаях УУ предназначен для того, что бы научить менеджеров оценивать свои возможности и эффективно контролировать ресурсы потребляемые при использовании этих возможностей.

Стратегический учёт нацелен на перспективу, использование его данных должно обеспечить принятие решений предотвращающих финансовый крах в будущем.

Текущий (оперативный) учёт обеспечивает максимально эффективное достижение цели краткосрочного периода (максимизация прибыли).

Составной частью текущего учёта является оперативная диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия. Она отслеживает и анализирует финансовое состояние организации, уровень безубыточности, оценивает риски, вырабатывает рекомендации по управлению рисками.

Реализация функций УУ и контроля осуществляется на основе использования управляющими всех уровней специальной подготовленной информацией. Обычная система УУ функционирует в рамках существующих организационных структур предприятий, линейно-функциональной, девизиональной или матричной.

 

Лекция 2

«Теоретические основы исчисления затрат и результатов хозяйственной деятельности организации»

Понятия, виды и соотношения затрат и результатов деятельности предприятия.

 

Основными понятиями для характеристики и измерения затрат хозяйствующего субъекта в системе управленческого учёта, являются: платежи, расходы, затраты, издержки производства и обращения.

Платежи – это оплата в наличной или безналичной форме. В этих случаях предприятие – плательщик. Поставленные товары и услуги обычно оплачиваются с некоторой задержкой платежа. Кроме непосредственной оплаты возникает кредиторская задолженность покупателя перед поставщиком. Совокупность этой задолженности и платежей объединяется общим понятием расход.

Затратами в управленческом учёте является выраженные в денежной форме совокупные издержки овеществлённого труда в процессе хозяйственной деятельности в течении определённого периода времени. Это затраты на маркетинг, логистику, воспроизводство активов, расходы возникающие в процессе переработки или использования МПЗ (материально производственный запас) для изготовления продукции, оказания услуг и их продажа а так же реализация товара.

Приток денежных средств – это имущественные и другие платёжные средства, возникающие в результате предпринимательской деятельности. Он (приток) характеризуется понятиями прихода платёжных средств, дохода от деятельности, выручки от продаж добавленной стоимости. Предприятие в этом случае выступает получателем (ремитент).

Выручка – совокупность поступивших в отчётном периоде платёжных средств и дебиторской задолженности по оказанным услугам, выполненным работам, разгруженной продукции. Кроме выручки от продажи к доходам можно отнести платежи за временное владение и использование активов интеллектуальных прав, патентов, а так же от участия в уставных капиталах других организаций.

В управленческом учёте, в качестве результатов деятельности признаётся часть доходов обеспечиваемое производством и продажей продукции работ и услуг. Что бы определить эту часть вводится понятие производственной выручки.

2. Виды затрат.

1. По экономическому содержанию затраты классифицируют:

По экономическим элементам. Принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить не составные части.

· Материальные затраты

· Затраты на оплату труда

· Отчисление на социальные нужды

· Амортизация

· Прочие затраты

По элементная группировка затрат показывает сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определённый период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы (в бух учёте отражается, в приложении к балансу – форма №5).

Статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции или её отдельных видов.

1) Сырьё и материалы

2) Возвратные отходы

3) Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

4) Топливо и энергия на технологические цели

5) Затраты на оплату труда

6) Отчисления на социальные нужды

7) Расходы на подготовку и освоение производства

8) Общепроизводственные расходы

9) Общехозяйственные расходы

10) Потери от брака

11) Прочие производственные расходы

12) Расходы на продажу

 

2. В зависимости от объёма производства:

1) Переменные. Измеряются пропорционально

2) Постоянные. Не изменяются (амортизация, зарплаты)

3) Условно переменные. Постоянно-переменные (Плата за телефон)

3. По участию в процессе производства:

1) Производственные затраты. Включаются в себестоимость

2) Непроизводственные затраты (расходы периода)

4. В зависимости от технологических процессов и способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции:

1) Прямые - могут быть отнесены на отдельные виды продукции

2) Косвенные – не могут быть отнесены на отдельные виды продукции, идут на весь объём производства.

5. По экономической роли в процессе производства:

1) Основные. Затраты связанные с процессом производства (на сырьё, основные и вспомогательные материалы, з\п рабочих, и другие расходы – кроме производственных)

2) Накладные. Образуются в связи обслуживанием и организацией производства (продажа и продвижение продукции). Состоят из общепроизводственных затрат. Возникают непосредственно в разных отделениях как сопутствующее производства и необходимое для осуществления технологического процесса

Общехозяйственные. Возникает у предприятия в целом. Связанное с его функционированием

6.

1) Инкрементные. Возникает в производстве дополнительных единиц продукции

2) Вменённые. Альтернативные. Возникают в условиях ограниченных ресурсах. Они означают упущенную выгоду при ограниченных ресурсах

3) Маргинальные (предельные) затраты. Это дополнительные затраты на единицу продукции

4) Безвозвратные (затраты истекшего периода). Затраты, которые возникли в результате ране принятого решения.

7. По составу однородности:

1) Одноэлементные

2) Комплексные. Общепроизводственные,

8. В зависимости от периодичности возникновения:

1) Текущие

2) Единовременные

9. По эффективности:

1) Производительные

2) Непроизводительные (в следствие какого-то недостатка, брака)

10. По отражению в бизнес-плане:

1) Планируемые

2) Не планируемые

11. По возможности нормирования:

1) Нормированные

2) Не нормированные

12. По временным периодам:

1) Затраты в предшествующих периодах (в незавершённом производстве)

2) Затраты отчётного периода

3) Расходы будущих периодов

13. В зависимости от соотношения затрат и объёма производства:

1) Дегрессивные затраты. Растут медленнее, чем объём производства

2) Прогрессивные. Растут быстрее, чем объём производства

3) Регрессивные. Сокращаются в абсолютном выражении не смотря на объём производства

4) Пропорциональные. Изменение затрат = объёму производства

14. По отношению к себестоимости продукции

1) Включаемые

2) Не включаемые

15. По значимости управляемых решений:

1) Релевантные (важные)

2) Нерелевантные (не важные)

3) Подконтрольные, устранимые

4) Не подконтрольные, не устранимые

 

Задача, пример.

Постоянные затраты отчётного периода = 60 т.р.

Переменные затраты на единицу продукции = 20 р.

Себестоимость:

Единица продукции = 60 т.р. + 20 р.

Произвели 1000 шт.

Ед = (60000 + 20) / 1000 = 80 р – себестоимость ед.

 

10 000 ед.

Ед = (60 000 + 20) / 10 000 = 26 р.

 

Практика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...