Понятия, виды и соотношения затрат и результатов деятельности предприятия.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Управленческий Учёт (УУ) Глухова Светлана Александровна Экзамен. Автомат возможен, при активной работе! Тесты по лекциям. Задачки! Готовить доклады
Лекция 1: Содержание, принципы и назначение УУ. Сущность и принципы УУ УУ – область знания и сфера деятельности связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта. Цель УУ – помочь управляющим в принятии экономически обоснованных решений. УУ состоит из: · Производственного учёта. Предназначенного для управлением производства и сбытом продукта.. · Финансовый учёт. Служит для управления финансовой деятельности организацию Принципы УУ: 1) Ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления. Решения задач внутрифирменного менеджмента, различного уровня прав и ответственности 2) Непрерывность деятельности предприятия 3) Использование единых для планирования и учёта показателей и единиц их измерения 4) Обязательность оценки результатов деятельности структурных подразделений на основе показателей внутренней отчётности 5) Преемственность и многократное использование первичных и промежуточных информаций для разных целей управления 6) Бюджетный (сметный), контроль за затратами 7) Полнота аналитической информации и её периодичность, отражающая производственный и коммерческий цикл предприятия Сравнительная характеристика УУ и Финансового Учёта (ФУ) УУ является началом ФУ. Взаимосвязь УУ и ФУ: 1) Преемственность и комплексное использование информации 2) Единство норм и нормативов 3) Дополнение информации одного вида учёта, данными другого
4) Однократная фиксация всей исходной переменной информации в первичном учёте 5) Приближение учётной информации к местам принятия решения Дополнительно см. в учебнике Различие УУ и ФУ: 1) Цель ФУ - Информирование собственников, государства и 3-их лиц о наличии имущества и обязательств. Его финансовом состоянии, результатам деятельности, расчёт налогооблагаемых и налоговых платежей, управление дебиторской – кредиторской задолженностью, расчёты с клиентами. Цель УУ – обеспечение менеджеров организации информацией необходимой для контроля экономичности производственно-хозяйственной деятельности, решение внутренних задач управления фирмой, поиска и обоснования управленческих решений 2) Финансовый учёт – обязателен, УУ – не обязателен 3) ФУ охватывает всю деятельность предприятия, его обязательство, имущество, расчёты. УУ – исчисление затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств 4) ФУ осуществляется в соответствие с нормативными документами. УУ ведут по правилам, установленным организацией 5) Пользователи информацией финансовой отчётности: поставщики, спонсоры 6) Двойная запись на счетах ФУ (обязательно). УУ – не обязательно. 7) ФУ рассматривает предприятие как единый комплекс. УУ ведётся по секторам рынка, местам формирования затрат, центром ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь для высшего руководства его данные обобщаются в целом по предприятию 8) Периодичность и сроки предоставления отчётности. ФУ – по итогу за месяц, квартал, год. Время предоставления спустя несколько дней, недель. В УУ периодичность ежедневная, недельная, ежемесячная, часть отчётных данных формируется по мере потребности в них. 9) Точность информации. ФУ – точная. УУ – допустимы приблизительные оценки. 10) Могут быть разные показатели и единицы измерения
11) Открытость информации. ФУ – открыт. УУ – закрыт.
3. Назначение УУ УУ является составной частью системы управления предприятия, он призван обеспечить формирование информации необходимой для: 1) Контроль экономичности деятельности. 2) Планирование стратегии оптимизация использования ресурсов. 3) Измерение и оценка эффективности деятельности. 4) Корректировка управляющих воздействий, уменьшение субъективности в процессе принятия решения
Основные задачи УУ: · Ориентация на достижение цели предпринимательства · Необходимость обеспечение альтернативных вариантов решения поставленным задачам · Участие в выборе оптимального варианта и в расчётах нормативных параметров его исполнения · Ориентация на выявление отклонений · Интерпретация отклонений и их анализ
Функции УУ: · Прогнозирование · Планирование · Нормирование · Оперативный учёт · Контроль Требование к информации в УУ: 1) Достоверность. Возможность для компетентного пользователя делать на основе данных учёта и отчётности – правильные выводы. 2) Полнота. Достаточность информации. 3) Релевантность. Существенность, приемлемость для вырабатываемых решений. 4) Целостность, понятность. 5) Своевременность, регулярность. Системы и функции УУ Системы УУ можно подразделить на: · Стратегический учёт (для высшего руководства) · Текущий учёт (для внутреннего менеджмента) В обоих случаях УУ предназначен для того, что бы научить менеджеров оценивать свои возможности и эффективно контролировать ресурсы потребляемые при использовании этих возможностей. Стратегический учёт нацелен на перспективу, использование его данных должно обеспечить принятие решений предотвращающих финансовый крах в будущем. Текущий (оперативный) учёт обеспечивает максимально эффективное достижение цели краткосрочного периода (максимизация прибыли). Составной частью текущего учёта является оперативная диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия. Она отслеживает и анализирует финансовое состояние организации, уровень безубыточности, оценивает риски, вырабатывает рекомендации по управлению рисками. Реализация функций УУ и контроля осуществляется на основе использования управляющими всех уровней специальной подготовленной информацией. Обычная система УУ функционирует в рамках существующих организационных структур предприятий, линейно-функциональной, девизиональной или матричной.
Лекция 2 «Теоретические основы исчисления затрат и результатов хозяйственной деятельности организации» Понятия, виды и соотношения затрат и результатов деятельности предприятия.
Основными понятиями для характеристики и измерения затрат хозяйствующего субъекта в системе управленческого учёта, являются: платежи, расходы, затраты, издержки производства и обращения. Платежи – это оплата в наличной или безналичной форме. В этих случаях предприятие – плательщик. Поставленные товары и услуги обычно оплачиваются с некоторой задержкой платежа. Кроме непосредственной оплаты возникает кредиторская задолженность покупателя перед поставщиком. Совокупность этой задолженности и платежей объединяется общим понятием расход. Затратами в управленческом учёте является выраженные в денежной форме совокупные издержки овеществлённого труда в процессе хозяйственной деятельности в течении определённого периода времени. Это затраты на маркетинг, логистику, воспроизводство активов, расходы возникающие в процессе переработки или использования МПЗ (материально производственный запас) для изготовления продукции, оказания услуг и их продажа а так же реализация товара. Приток денежных средств – это имущественные и другие платёжные средства, возникающие в результате предпринимательской деятельности. Он (приток) характеризуется понятиями прихода платёжных средств, дохода от деятельности, выручки от продаж добавленной стоимости. Предприятие в этом случае выступает получателем (ремитент). Выручка – совокупность поступивших в отчётном периоде платёжных средств и дебиторской задолженности по оказанным услугам, выполненным работам, разгруженной продукции. Кроме выручки от продажи к доходам можно отнести платежи за временное владение и использование активов интеллектуальных прав, патентов, а так же от участия в уставных капиталах других организаций.
В управленческом учёте, в качестве результатов деятельности признаётся часть доходов обеспечиваемое производством и продажей продукции работ и услуг. Что бы определить эту часть вводится понятие производственной выручки. 2. Виды затрат. 1. По экономическому содержанию затраты классифицируют: По экономическим элементам. Принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить не составные части. · Материальные затраты · Затраты на оплату труда · Отчисление на социальные нужды · Амортизация · Прочие затраты По элементная группировка затрат показывает сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определённый период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы (в бух учёте отражается, в приложении к балансу – форма №5). Статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции или её отдельных видов. 1) Сырьё и материалы 2) Возвратные отходы 3) Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций 4) Топливо и энергия на технологические цели 5) Затраты на оплату труда 6) Отчисления на социальные нужды 7) Расходы на подготовку и освоение производства 8) Общепроизводственные расходы 9) Общехозяйственные расходы 10) Потери от брака 11) Прочие производственные расходы 12) Расходы на продажу
2. В зависимости от объёма производства: 1) Переменные. Измеряются пропорционально 2) Постоянные. Не изменяются (амортизация, зарплаты) 3) Условно переменные. Постоянно-переменные (Плата за телефон) 3. По участию в процессе производства: 1) Производственные затраты. Включаются в себестоимость 2) Непроизводственные затраты (расходы периода) 4. В зависимости от технологических процессов и способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции: 1) Прямые - могут быть отнесены на отдельные виды продукции 2) Косвенные – не могут быть отнесены на отдельные виды продукции, идут на весь объём производства. 5. По экономической роли в процессе производства: 1) Основные. Затраты связанные с процессом производства (на сырьё, основные и вспомогательные материалы, з\п рабочих, и другие расходы – кроме производственных) 2) Накладные. Образуются в связи обслуживанием и организацией производства (продажа и продвижение продукции). Состоят из общепроизводственных затрат. Возникают непосредственно в разных отделениях как сопутствующее производства и необходимое для осуществления технологического процесса
Общехозяйственные. Возникает у предприятия в целом. Связанное с его функционированием 6. … 1) Инкрементные. Возникает в производстве дополнительных единиц продукции 2) Вменённые. Альтернативные. Возникают в условиях ограниченных ресурсах. Они означают упущенную выгоду при ограниченных ресурсах 3) Маргинальные (предельные) затраты. Это дополнительные затраты на единицу продукции 4) Безвозвратные (затраты истекшего периода). Затраты, которые возникли в результате ране принятого решения. 7. По составу однородности: 1) Одноэлементные 2) Комплексные. Общепроизводственные, 8. В зависимости от периодичности возникновения: 1) Текущие 2) Единовременные 9. По эффективности: 1) Производительные 2) Непроизводительные (в следствие какого-то недостатка, брака) 10. По отражению в бизнес-плане: 1) Планируемые 2) Не планируемые 11. По возможности нормирования: 1) Нормированные 2) Не нормированные 12. По временным периодам: 1) Затраты в предшествующих периодах (в незавершённом производстве) 2) Затраты отчётного периода 3) Расходы будущих периодов 13. В зависимости от соотношения затрат и объёма производства: 1) Дегрессивные затраты. Растут медленнее, чем объём производства 2) Прогрессивные. Растут быстрее, чем объём производства 3) Регрессивные. Сокращаются в абсолютном выражении не смотря на объём производства 4) Пропорциональные. Изменение затрат = объёму производства 14. По отношению к себестоимости продукции 1) Включаемые 2) Не включаемые 15. По значимости управляемых решений: 1) Релевантные (важные) 2) Нерелевантные (не важные) 3) Подконтрольные, устранимые 4) Не подконтрольные, не устранимые
Задача, пример. Постоянные затраты отчётного периода = 60 т.р. Переменные затраты на единицу продукции = 20 р. Себестоимость: Единица продукции = 60 т.р. + 20 р. Произвели 1000 шт. Ед = (60000 + 20) / 1000 = 80 р – себестоимость ед.
10 000 ед. Ед = (60 000 + 20) / 10 000 = 26 р.
Практика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|