Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная «холодильная цепь», пути ее развития и совершенствования




 

Первостепенное влияние на характер развития холодильного консервирования продуктов питания оказывают успехи, достигну­тые прежде всего в области совершенствования технических средств получения и использования холода и создания новых, перспектив­ных процессов холодильной технологии. Немалое значение имеют изменения в социальной сфере. Область питания претерпела и продолжает претерпевать огромные сдвиги, вызванные включением в общественную жизнь женщин, т. е. той социальной группы, на которую с давних времен была возложена обязанность организации питания. Несмотря на развитие и совершенствование бытовой тех­ники, по мнению социологов, затраты времени на домашние рабо­ты сократились за последнее пятидесятилетие всего на 20%. Сохра­нение прежних форм организации питания, прежде всего общест­венного, бесперспективно. Специалиcты разрабатывают и создают, новые подходы, методы, способные сочетать качество и биологическую полноценность пищевых изделий, высокий уровень микробио­логической надежности с минимальностью трудовых затрат, расходуемых на подготовку пищи. Однако независимо от специфики тех или иных подходов все они базируются исключительно на использовании холода на всех этапах следования сырья и продуктов питания, с момента их сбора или производства и до момента потребления. С этой целью еще в прошлом столетии была создана так называемая «холодильная цепь», звенья которой непрерывно совершенствуются, а некоторые уже начинают претерпевать коренные изменения.

СОСТАВ «ХОЛОДИЛЬНОЙ ЦЕПИ»

 

Непрерывной холодильной цепью (НХЦ) является совокупность технологических процессов, обеспечиваемых соответствующими техническими средствами, позволяющими сохранить качество ско­ропортящихся продуктов на всех этапах пребывания при их произ­водстве, холодильной обработке, хранении, транспортировке и реа­лизации. Схемы НХЦ отличаются большим разнообразием и со­стоят из множества элементов, среди которых главные - стацио­нарные холодильники и транспортные холодильные средства.

Рассмотрим некоторые из схем.

 

1-я схема для мяса мороженого и охлажденного, мясопро­дуктов, масла, сыров, консервов: производственный холодильник (ПХ) - железнодорожный холодильный транспорт (ЖХТ) - рас­пределительный холодильник (РтХ) - автомобильный хладотранспорт (АХТ) - реализационные холодильники (РХ1)–(РХn), пред­ставляющие, например, совокупность камеры при магазине, охлаж­даемый прилавок и т. д., т. е. ПХ –ЖХТ-РтХ –АХТ-РХ (рис. 4.1, а).

Если производст­венный холодильник ПХ находится вблизи реализационного холо­дильника РХ1 – РХn, то груз может достав­ляться с первого авто­мобильным хладотранспортом или кон­тейнерами, перевози­мыми специализиро­ванным транспортом A XT, и тогда исклю­чаются сразу два зве­но - ЖХТ и РтХ. Заключительным звеном является домашний холодильник ДХ. Между звеньями РХ и ДХ чаше всего наступает разрыв цепи, вызван­ный длительным на­хождением продукта вне действия низких температур после его покупки до того, как он будет уложен в домашний холодильник. Эта часть непрерывной холодильной цепи наименее изучена, наи­менее обеспечена необходимыми техническими средствами и здесь предстоит еще многое сделать. Если же продукт транспортируется от магазина до домашнего холодильника, например, с помощью изотермической переносной сумки ИПС или термоэлектрического автомобильного холодильника АХ, то разрыв в цепи исключается.

2-я схема. Предположим, что грузы поступают из-за рубежа морским путем. Если не рассматривать известную нам часть цепи производства этого продукта в стране-экспортере и доставки груза покупателем в свои домашний холодильник, то формула НХЦ бу­дет такой

(рис. 4.1, б):

ПгХэ - МХТ - ПгХи - ЖХТ - РтХ - A XT - РХ,

 

где ПгХэ и ПгХи - перегрузочные холодильники соответственно страны-экспортера и страны-импортера; МХТ морской холодиль­ный транспорт.

 

 

Внедрение в этой цепи охлаждаемых контейнеров в смешанных перевозках позволяет исключить одно или два звена, при этом кон­тейнеры перевозятся специализированными транспортными средст­вами: на судах-контейнеровозах (МХТ), железнодорожных плат­формах (ЖХТ) и автотранспортом (АХТ).

3-я схема. Несколько отличается НХЦ рыбной промышлен­ности. Рыба поступает с промысловых судов (ПС) на производст­венные холодильники рыбокомбинатов (ПХ) пли на плавбазы (ПБ) и далее по схеме, одна из которых приведена на рис. 4.1, в.

Производство продуктов питания должно быть сбалансировано с его потреблением. Как недостаток, так и избыток их порождает ряд проблем. Накапливать продукцию приходится в тех случаях, когда ее производство носит сезонный характер. Известна сезон­ность производства ягод, фруктов, овощей, молока, рыбы и т. п. В одних случаях эта сезонность выражена больше (ягоды, фрук­ты), в других меньше. В немалой степени сезонность зависит от культуры производства. Так, развитие парниковых хозяйств сглаживает сезонность производства некоторых видов овощей, зе­лени, а развитие морского и океанического рыболовства сглажива­ет сезонность вылова рыбы. Во многих высокоразвитых странах почти отсутствует сезонность убоя скота и производства мяса. Существенно сглажена сезонность производства мяса и в нашей стране, что стало возможным благодаря созданию более стабильной кормовойбазы и более гибкой системе закупок скота.

Длительное время сохраняется тенденция не замораживать про­дукты, а сохранять их по возможности в охлажденном состоянии, однако опыт последнего десятилетия показал необходимость диф­ференцированного подхода к проблеме длительного хранения сезонных продуктов питания. Это прежде всего относится к расти­тельной продукции, потребляемой без термообработки (ягоды, пло­ды, зелень, некоторые овощи). Дело в том, что длительное межсе­зонное сохранение подобной продукции (т.о. в течение 6...8 мес) вохлажденном состоянии, даже с использованием РГС для многих продуктов невозможно (сроки хранения не превышают 1...2 мес). Однако даже те плоды (например, яблоки), которые позволяют осуществлять подобное хранение, теряют за 4...6 мес более поло­вины витаминов и другие свои ценные свойства. Это обстоятельство и определило переход к дифференциации хранении в зависимости от вида продукта и сроков. Как следствие, интенсивно начало раз­виваться производство быстрозамороженных ягод, плодов, ово­щей, способных длительное время (10 мес и более, т. е. в межсезон­ный период) сохранять практически все свои исходные свойства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...