Стационарные звенья «холодильной цепи»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Режимные параметры. Одним из способов, которым можно улучшить качество и снизить массовые потери охлаждаемого, замораживаемого пли хранимого продукта, является понижение температуры охлаждающей среды. При охлаждении возможно применение пониженных температур. Так, при двухстадий-ном и программном методах охлаждения мяса используют воздух: с температурой до -15..-20°С. Для хранения охлажденных продуктов животного происхождения нижним пределом являются температуры в камере от 0 до -2°С, а для продуктов растительного происхождения эти температуры еще выше и ограничены критическими температурами, ниже которых возникают функциональные расстройства, приводящие к ухудшению качества, стимулирующие развитие фитопатогенной. микрофлоры. Вместе с тем многие продукты (мясные, рыбные, яйца и др.) можно без снижения качества значительно более длительный срок хранить в подмороженном (переохлажденном) состоянии при температурах хранения до -4...-6°С. Применение подмораживания к мясу в полутушах, четвертинах и отрубах позволяет увеличить также загрузку камер и особенно транспортных средств, так как такое мясо можно хранить в штабеле. При хранении усушка подмороженного продукта меньше, чем охлажденного. Пока этому способу уделяется недостаточное внимание. Замораживание, как правило, производится при минимально низких температурах. Понижение температуры среды при замораживании определяется экономическими соображениями, в первую очередь затратами энергии на холодильный процесс. Сомнительна целесообразность понижения температуры среды ниже -50°С в камерных морозилках или в морозильных аппаратах при получении холода с помощью компрессионных холодильных машин (поршневых, винтовых). В отдельных случаях целесообразность понижения температуры среды определяется высокой стоимостью продукта переработки, сложностью или требованиями технологического процесса. Например, при получении медицинских препаратов (инсулина и др.) из сырья животного происхождения лучшим средством для замораживания оказался жидкий азот, несмотря на его сравнительно высокую стоимость.
При хранении продукции в замороженном виде особых технологических ограничений понижению температуры среды нет, вместе с тем рациональный предел ограничен криогидратными температурами в области около -55°С. Практическая целесообразность ограничена эксплуатационными расходами на производство холода. В передовой зарубежной практике на вновь строящихся предприятиях принимаются температуры хранения от -25 до -30°С. В настоящее время принимаются меры по внедрению метода низкотемпературного хранения и в отечественной практике. Переход на хранение замороженных продуктов при температурах ниже -25°С потребует существенного пересмотра схем механизации и перехода на строительство механизированных и автоматизированных холодильников. Тенденция к понижению температуры хранения отмечается во всех звеньях непрерывной холодильной цепи, в том числе на транспорте, в торговле и в домашних холодильниках. Современные низкотемпературные домашние холодильники способны длительный срок сохранять качество замороженных продуктов, так как в морозильниках, выпускаемых (холодильники «Минск») и предполагаемых к выпуску (холодильник «Минск-25» - первый из ряда холодильников нового поколения), расчетная температура воздуха равна -18...-24°С (режим замораживания -25°С, режим хранения -18°С). Продолжительность хранения замороженных продуктов в морозильнике зависит от температуры и составляет при -6°С около 1 нед, при -12°С - около 1 мес и при -18°С - 3-8 мес.
Для ускорения процессов охлаждения и замораживания продуктов применяются преимущественно интенсивные методы теплообмена. Они сочетаются с высокими скоростями воздуха, достигаемыми в воздушных системах охлаждения, с применением морозильных аппаратов, в том числе на основе криогеники и флюидизации (см. 3.3). Влияние температуры, скорости и влажности охлаждающей среды на изменения, происходящие в пищевых продуктах при их холодильной обработке, в значительной степени изучено, поэтому представляет интерес влияние, оказываемое комплексом мероприятий, сочетанием нескольких факторов, в том числе изменением состава газовой среды. Объемно-планировочные решения и системы охлаждения. Чтобы технологический процесс, схема хладоснабжения, оборудование получили широкое распространение, они должны быть технически доступны, технологичны и экономически оправданы. К экономическим показателям относятся прежде всего капитальные затраты (первоначальная стоимость сооружения) и эксплуатационные. Из эксплуатационных затрат на холодильниках прежде всего необходимо отметить затраты на выработку холода, производство погрузочно-разгрузочных работ, а также стоимость потерь продукта (в частности, от усушки). В последнее время в структуре холодильной емкости во многих странах произошли серьезные изменения. Как в нашей стране, так и за рубежом сделан упор на строительство одноэтажных холодильников различного назначения, разной вместимости - от малых до крупных. Одноэтажные холодильники строятся быстрее (менее года) и быстрее вводятся в строй. Стоимость 1 м3 здания обходится дешевле. По зарубежным данным, стоимость 1 м3 охлаждаемого объема при высоте камер 9 м на 20% ниже, чем при высоте 6 м, а при высоте 12 м - ниже на 32%. Допустимая нагрузка на пол одноэтажного холодильника в 3...4 раза выше, чем многоэтажного, эксплуатация проще, а главное в одноэтажных холодильниках в большей степени поддаются комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские (ПРТС) работы. Несмотря на увеличение теплопритоков через возрастающую площадь поверхности наружных ограждений одноэтажных холодильников, они более целесообразны, так как на первом плане стоит увеличение производительности труда на тяжелых малопривлек а тельных ПРТС
работах. Дело в том, что в условиях низких температур (от -20 до -30°С) условия работы люден усложнились. Стоимость механизации может оказаться определяющим фактором в сумме приведенных затрат. Рентабельность холодильника определяется соотношением амортизационных и эксплуатационных расходов. На зарубежных холодильниках стоимость рабочей силы (с учетом расходов на ПРТС работ) составляет около 65% эксплуатационных расходов. В связи с этим требуется более широкое внедрение схем механизации. Предполагается, что в будущем холодильник будет рассматриваться в качестве изолированного охлаждаемого контура вокруг системы механизации ПРТС работ. Если при проектировании междуэтажных перекрытии многоэтажных холодильников принимается допустимая нагрузка 2000 кг/м2 при высоте этажа 4,8 м, 2500 кг/м2 при высоте 5,4 м и 3000 кг/м2 при высоте этажа 6,0 м, то на пол одноэтажных холодильников допустимая нагрузка составляет 4000...5000 кг/м2, а на пол высотных одноэтажных холодильников стеллажного типа с кранами-штабелерами - до 8000...10000 кг/м3. Рациональным решением при выборе строительно-изоляционной конструкции холодильника является строительство полносборных холодильников из облегченных металлоконструкции (каркаса) и изоляционных панелей типа «сэндвич» заводского изготовления. По данным Гипрохолода, расход материалов на строительство таких холодильников находится в пределах 10...15% от расхода при традиционном строительстве из железобетонных конструкций, сроки возведения их сокращаются в 2...4 раза. Применение облегченных конструкции кроме прямой экономии материалов, упрощает их транспортировку и организацию монтажных работ. Планировка холодильника должна обеспечить возможность применения различных схем и оборудования механизации ПРТС работ. Основным условием здесь является минимальное количество колонн в камерах: при шаге колонн 6 м пролеты должны быть по возможности большими - 18, 24, 30, 36 и даже 42...48 м. Камеры хранения должны быть большими, насколько это позволяет ассортимент продукции, разрешенной для совместного хранения, и возможно большей длины, достигающей на крупных холодильниках 80...90 м, на мелких - 20 м. Длина камер более 90 м становится неудобной для механизации обработки грузов и организации системы распределения воздуха. Например, Гипрохолодом при проектировании серии плодоовощных холодильников из облегченных конструкция в качестве модуля принята унифицированная секция здания, в которой размещаются две холодильные камеры номинальной вместимостью 300 и 200 т. В зарубежной практике площадь камер крупных холодильников доходит до 1500...3000 м2. Существуют камеры площадью даже до 10000 м2.
Применение механизмов при производстве транспортно-складских работ, при штабелировании грузов позволило донести высоту камер в одноэтажных холодильниках до 8...10 м, а в высотных - до 20...30 м и даже до 44 м.
Для уменьшения теплопритока при открывании дверей холодильники должны снабжаться автоматическими откатными (раздвижными) одно- или двухстворчатыми изолированными дверями (рис. 4.2), которые перемещаются непосредственно на полу или на монорельсе. Вдоль рамы двери уложена лента с электроподогревом, предохраняющая дверь от примерзания. Дверь открывается или закрывается за 5...7 с с помощью электрического, пневматического или гидравлического привода. На выбор планировки оказывает влияние система охлаждения. На холодильных складах вместимостью до 3000 т, особенно на фруктовых, а также в системах технологического кондиционирования воздуха и охлаждения воздуха в небольших камерах на предприятиях различных отраслей промышленности экономии-чески оправдано применении децентр-ализованной системы охлаждения, позволяющей располагать почти все оборудование на открытых площадках под навесом. В этом случае холодильные машины выполняются в виде автоматизированного блока полной заводской готовности. В зарубежной практике децентрализованная система охлаждения применяется и на крупных холодильниках, где число небольших автономных холодильных машин достигает нескольких десятков (для холодильника вместимостью 10000 т требуется 10... 15 холодильных машин). Каждая холодильная машина обслуживает один или несколько воздухоохладителей. На рис. 4.3 показан план одного из этажей холодильника: (а) и разрез (б)с децентрализованной системой охлаждения, где каждый компрессорный агрегат 2работает на свой воздухоохладитель 1.
Охлаждение камер должно быть непосредственное с системой автоматического регулирования температуры и влажности воздуха в охлаждаемых помещениях. Этому способствует выпуск холодильных машин с регулируемой производительностью, особенно с винтовыми компрессорами. Применение смесей хладагентов позволяет снизить расходы на выработку холода. Управление и механизация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Последним направлением в совершенствовании стационарных звеньев холодильной цепи является создание высотных автоматизированных холодильных складов. За рубежом уже находится в эксплуатации значительное
количество механизированных пли полностью автоматизированных холодильников с различной степенью участия человека в операциях - от ручного управления механизмами при полной механизации всех транспортно-складских операций до автоматического управления грузовым потоком с помощью ЭВМ как внутри, так и вне холодильного склада. В последнем случае в функции ЭВМ входит сбор и обработка информации о
Рис. 4.З. План этажа (а) и разрез (б) многоэтажного низкотемпературно холодильника с децентрализованной системой охлаждения: I - камера хранения мороженых грузов; II - вестибюль; III - платформа: 1- воздухоохладитель; 2 - комплектная холодильная установка
состоянии продукции, ее виде, качестве, количестве, продолжительности хранения, сведения о движении тары, о наличии свободных и занятых емкостей в камере. Система выполняет также функции управления механизмами, комплектации и выдачи грузов, оформлении документации, а также другие работы. Естественно, что высокая степень механизации на холодильниках невозможна без дополнительной обработки продукции по ее упаковке и группированию в транспортные пакеты. Широко применяются различные типы поддонов (плоские, стоечные и ящичные) и контейнеры, а также пакетирующие стропы. Механизация грузовых работ зависит от назначения холодильника. На распределительных и плодоовощных холодильниках, а также в камерах хранения производственных холодильников (при мясокомбинатах, маслосырбазах, заготовительных холодильниках, рыбных, городских молокозаводах) существующие схемы механизацииоснованы на пакетировании грузов и использо-
вании электрифицированного напольного транспорта (рис. 4.4) - электропогрузчиков, электротележек, штабелеров, буксиров.
Рис. 4.4. Штабелирование пакетированных грузов с помощью напольных элект-ромеханизмов в одноэтажном холодильнике облегченной конструкции
В камерах охлаждения и замораживания мяса, а также в камерах хранения охлажденного мяса (в полутушах и четвертинах) применяют подвесные конвейерные системы (рис. 4.5), состоящие из накопительных штанговых конвейеров 4, имеющих групповой привод 5, конвейеров подачи 1 и выдачи 7 с индивидуальным приводом. Стрелки и механизма включения имеют дистанционное диспетчерское управление. В морозильных аппаратах подача, выгрузка и перемещение производятся с помощью подвесных и напольных конвейерных систем и транспортеров. В охлаждаемых овощехранилищахиспользуются ленточные транспортеры. Для механизации грузовых, операций применяют ручные перед-
-вижные столы, роликовые дорожки, ручные тележки и др.
Рис. 4.5. План камеры с установкой штанговых конвейеров с групповым приводом: 1 - конвейер подачи мяса в камеру; 2 - питатель по загрузке мяса; 3 - кулиса; 4 - накопительный штанговый конвейер; 5 - механизм включения; 6 - приводная штанга; 7 - конвейер выдачи мяса из камеры; 8 - групповой привод; 9 - питатель на выгрузке мяса
Из схем механизации ПРТС работ в холодильных складах наибольшее применение нашла схема с использованием напольного электротранспорта (погрузчиков, ведомых водителем). По одной схеме грузы располагаются на
стоечных поддонах, устанавливаемых в 4...6 ярусов в зависимости от высоты камер (при пятиярусном стеллаже высота камеры 10,6 м). Поддоны могут располагаться в сплошном грузовом штабеле длинной стороной в направлении проезда (рис. 4.6), но в этом случае не выполняется важный тех-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|