Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификационные параметры технологии «Школа 2000-2100»




Уровень и характер применения: метатехнология, учитывая ее роль в образовательной политике государства; общешкольная и частнопредметная, учитывая локальное и частичное внедрение в образовательных учреждениях.

Философская основа: в области естествознания и математики – диалектический материализм, природосообразность, в области обществознания, физической культуры – современные гуманизм и экзистенциализм, в области искусства – синкретичность, технологии – прагматичность.

Методологический подход: вариативный, личностно-деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + развивающее обучение + ТПФУД.

Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД + СЭН.

Характер содержания: светский + общеобразовательный + гуманитарный, политехнология.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая + развивающая + социализации.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: комплексное.

Преобладающие методы: проблемные, творческие, информационные.

Организационные формы: классно-урочная + альтернативная.

Преобладающие средства: разнообразие применяемых средств.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, антропоцентрический, личностно ориентированный.

Направление модернизации: на основе методического и дидактического реконструирования материала.

Категория объектов: массовая школа.

Целевые ориентации технологии

¶ Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.

¶ Максимально учитывать психологические особенности определенного школьного возраста и индивидуально-личностные осо­бенности каждого ученика.

¶ Формировать у школьника «целостную картину мира».

¶ Интегрировать предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов.

¶ Обеспечить полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контро­лей и тестов по отслеживанию динамики обученности.

¶ Обеспечить самостоятельность и творческую ориентацию учащихся.

¶ Перевести учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения.

¶ Дать при желании учителя и руководителей (внутри общего учебника) возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования».

¶ Открыть возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм.

¶ Сформировать у школьника готовность к дальнейшему развитию.

Концептуальные положения

Принципы государственной образовательной политики:

v гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

v принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, регио­нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональ­ного государства;

v общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитан­ников;

v принцип вариативности и стандартизации образования;

Вариативность образования - это его способ­ность соответствовать потребностям и возможностям различных групп уча­щихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Стандарти­зация образования - это система ограничений, накладываемых на его ва­риативность в связи с необходимостью обеспечить единство образовательного пространства.

Принципы личностной ориентации:

v Принцип адаптивности: гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

v Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а – в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.

v Принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Принципы культурологической ориентации:

v Принцип формирования картины мира.

v Принцип целостности содержания образования: единства и целостности научной картины мира.

v Принцип систематичности.

v Принцип смыслового отношения к миру: это мои знания.

v Принцип ориентировочной функции знаний.

v Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный сте­реотип.

Принципы деятельностной ориентации:

v Принцип обучения деятельности: учить деятельности – не просто дей­ствовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чу­жие действия.

v Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Надо специально учить выходить из учебника и школьного класса в жизнь.

v Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельнос­ти к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

v Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие!

v Креативный принцип, или принцип формирования потребности в твор­честве и умений творчества. Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Школа как часть образовательной среды:

v «Школа не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности». Развитие народного образования «возможно лишь при взаимо­действии двух его ведущих факторов – государства и общества.

v Учит не только школа – она есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками вне школы, газеты, радио и телевидение и многое другое.

v Готовность к дальнейшему развитию. Обучение по «Школе 2100» не просто развивающее – оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию.

v Принцип минимакса. Школа обязана предложить ученику содер­жание образования по максимальному уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

v Максимум оценок – минимум отметок. Щадящая система домашних заданий.

Воспитательные принципы:

v принцип социальной активности;

v принцип социального творчества;

v принцип взаимодействия личности и коллектива;

v принцип развивающего воспитания;

v принцип мотивированности;

v принцип индивидуализации;

v принцип целостности воспитательного процесса;

v принцип единства воспитательной среды;

v принцип опоры на ведущую деятельность.

Особенности курсов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...