Классификационные параметры технологии «Школа 2000-2100»
Уровень и характер применения: метатехнология, учитывая ее роль в образовательной политике государства; общешкольная и частнопредметная, учитывая локальное и частичное внедрение в образовательных учреждениях. Философская основа: в области естествознания и математики – диалектический материализм, природосообразность, в области обществознания, физической культуры – современные гуманизм и экзистенциализм, в области искусства – синкретичность, технологии – прагматичность. Методологический подход: вариативный, личностно-деятельностный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + развивающее обучение + ТПФУД. Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД + СЭН. Характер содержания: светский + общеобразовательный + гуманитарный, политехнология. Вид социально-педагогической деятельности: обучающая + развивающая + социализации. Тип управления учебно-воспитательным процессом: комплексное. Преобладающие методы: проблемные, творческие, информационные. Организационные формы: классно-урочная + альтернативная. Преобладающие средства: разнообразие применяемых средств. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный, антропоцентрический, личностно ориентированный. Направление модернизации: на основе методического и дидактического реконструирования материала. Категория объектов: массовая школа. Целевые ориентации технологии ¶ Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства. ¶ Максимально учитывать психологические особенности определенного школьного возраста и индивидуально-личностные особенности каждого ученика.
¶ Формировать у школьника «целостную картину мира». ¶ Интегрировать предметы не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов. ¶ Обеспечить полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности. ¶ Обеспечить самостоятельность и творческую ориентацию учащихся. ¶ Перевести учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения. ¶ Дать при желании учителя и руководителей (внутри общего учебника) возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования». ¶ Открыть возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм. ¶ Сформировать у школьника готовность к дальнейшему развитию. Концептуальные положения Принципы государственной образовательной политики: v гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; v принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; v общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; v принцип вариативности и стандартизации образования; Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Стандартизация образования - это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить единство образовательного пространства.
Принципы личностной ориентации: v Принцип адаптивности: гибко реагировать на социокультурные изменения среды. v Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а – в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы. v Принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Принципы культурологической ориентации: v Принцип формирования картины мира. v Принцип целостности содержания образования: единства и целостности научной картины мира. v Принцип систематичности. v Принцип смыслового отношения к миру: это мои знания. v Принцип ориентировочной функции знаний. v Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. Принципы деятельностной ориентации: v Принцип обучения деятельности: учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. v Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Надо специально учить выходить из учебника и школьного класса в жизнь. v Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития). v Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие! v Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Школа как часть образовательной среды: v «Школа не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности». Развитие народного образования «возможно лишь при взаимодействии двух его ведущих факторов – государства и общества. v Учит не только школа – она есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками вне школы, газеты, радио и телевидение и многое другое. v Готовность к дальнейшему развитию. Обучение по «Школе 2100» не просто развивающее – оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. v Принцип минимакса. Школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню. Ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. v Максимум оценок – минимум отметок. Щадящая система домашних заданий. Воспитательные принципы: v принцип социальной активности; v принцип социального творчества; v принцип взаимодействия личности и коллектива; v принцип развивающего воспитания; v принцип мотивированности; v принцип индивидуализации; v принцип целостности воспитательного процесса; v принцип единства воспитательной среды; v принцип опоры на ведущую деятельность. Особенности курсов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|