Курс «Математика для каждого»
Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компоненты общего среднего образования является формирование и развитие мышления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»). Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых: а) для повседневной жизни на высоком качественном уровне и профессиональной деятельности, содержание которой не требует использования математических знаний, выходящих за пределы потребностей повседневной жизни; б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов; в) для продолжения изучения математики в любой из форм непрерывного образования (в том числе при переходе к обучению в любом профиле на старшей ступени школы). Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике. Переход к конструированию курса «математики для всех», или, более точно, «математики для каждого». Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике: обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики. Обучение грамоте и русский язык. Обучение грамоте в 1 классе и русский язык в 1-4 классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и реализованный в учебниках «Моя любимая азбука». «Русский язык – первые уроки», «Русский язык» (2-4 классы).
«Моя любимая азбука» - это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умения читать и писать. Первая цель - это формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали. Вторая и не менее важная - развитие интереса к чтению и желания читать. Третья цель - пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых явлений. В азбуке предложена особая последовательность введения букв, которая точно выдержана и в прописях О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики». Эта последовательность определяется: – частотностью употребления этих букв в речи; – особенностями начертания букв. Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и азбуки отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов.
Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов: это содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс: – овладение грамотой и на её базе – основами функциональной грамотности; – овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь); – овладение орфографией и пунктуацией; – овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов; – приобретение и систематизация знаний о языке; – раскрытие воспитательного потенциала родного языка; – развитие у детей чувства языка. Работа по орфографии строится на базе понятий «орфограмма», «орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.
В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Непрерывный курс «Чтение – литература» (I – XI класс) Целевые ориентации ¶ Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. ¶ Формирование техники чтения и приемов понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. ¶ Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. ¶ Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. ¶ Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. ¶ Учащиеся, закончившие начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть типом правильной читательской деятельности, а именно уметь: – прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов; – самостоятельно выделять ключевые слова в тексте; – проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя; – формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста; – составлять простой и сложный план; – пересказывать текст по плану. ¶ На этапе 5-8 в курсе литературного чтения, т.е. чтения осмысленного по отношению к художественному тексту,необходимо: – заложить определенный уровень языковой и психологической культуры (что, впрочем, неразрывно); – воспитать потребности в личной рефлексии над языком чувств, который человек «присваивает» в процессе чтения художественной литературы
¶ Ученик, получающий аттестат зрелости, в котором литература и русский язык стоят на первом месте, должен войти в свою взрослую жизнь человеком: – высокой языковой культуры, т.е. осознанно и грамотно пользующимся языком как средством мышления, общения с миром, самовыражения; – высокой психологической культуры, неразрывно связанной со степенью владения языком, в том числе художественным языком как средством формирования языка чувств; – высокой общей культуры, т.е. человеком, пережившим, отрефлексировавшим и отдающим себе отчет в круге проблем, с которыми всегда имеет дело художественная мысль. Он должен знать путь, который прошла в своем становлении русская литература - одна из величайших литератур мира, т.е. иметь свою личную культурную память. Концептуальные положения v Связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. v Принцип целостного восприятия художественного произведения. v Языковая культура является главной, ведущей компонентой интеллектуальной деятельности человека (в том числе невербальных ее аспектов). v Принцип идейно-художественной значимочти для ребенка содержания чтения. Особенности содержания. Начальная школа. Для достижения целей обучения чтению и решения поставленных задач подготовлена, апробирована и издана серия книг для чтения «Свободный ум». В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир. Героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться. Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время - един. «Сквозные герои» книги для чтения - второклассник Саша и сказочный персонаж - младший домовой Афанасий.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и «взрослой» литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти. В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Книга «В океане света» - это курс русской детской литературы XVII-XX веков для уроков чтения. Форма подачи текстов - диалоги постоянно действующих героев - профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли.
Основная школа. Курс «укладывается» в следующие две основные темы: 1. Человек, шагающий по векам: что успело узнать о себе человечество? Она разбита на подрубрики: 1. Человек странствующий. 2. Человек резонерствующий, человек поучающий, человек рассуждающий. 3. Человек чувствительный, человек чувствующий. 4. Человек борющийся. 5. Человек задумавшийся, человек рефлексирующий. 6. Человек «делающий себя». 7. Человек разочарованный. 8. Человек из толпы, человек в толпе. 9. Человек совестливый, человек сомневающийся. 10. Человек вспоминающий. 11. Человек риска, долга, подвига. 12. Человек, убивающий человека. 13. Человек самоосознающий (или в согласии с собой). 2. Литература художественная и литература массовая: поединок, выбор, диалог? 3. Моя личная поэтическая антология. Старшая школа. 9-й – 11-й класс: изучение собственно истории русской литературы. Курс «Риторика» Курс риторики в школе – сугубо практический. Если ставится цель научить общению, то на этих уроках дети должны как можно больше сами говорить и писать: необходимо, чтобы каждый вовлекался в процесс общения. Поэтому на уроках часто используются коллективные формы работы, например, парная работа при подготовке диалогов, хоровое разучивание скороговорок, проведение риторических игр в виде соревнований команд. Курс «Окружающий мир» Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у школьников образуются две системы знаний. Их необходимо объединить, чтобы они обогащали друг друга.
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Процесс обучения сводится к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|