Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курс «Математика для каждого»




Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компо­ненты общего среднего образования является формирование и развитие мыш­ления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстра­гированию и умения «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами.

Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагает­ся на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»).

Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков, не­обходимых: а) для повседневной жизни на высоком качественном уровне и профессиональной деятельности, содержание которой не требует использова­ния математических знаний, выходящих за пределы потребностей повседнев­ной жизни; б) для изучения на современном уровне школьных предметов ес­тественно-научного и гуманитарного циклов; в) для продолжения изучения математики в любой из форм непрерывного образования (в том числе при пе­реходе к обучению в любом профиле на старшей ступени школы).

Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике.

Переход к кон­струированию курса «математики для всех», или, более точно, «математики для каждого».

Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике: обучение математике ориентировано не столько на собственно матема­тическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики.

Обучение грамоте и русский язык.

Обучение грамоте в 1 классе и русский язык в 1-4 классах составляют непрерывный курс, созданный одним автор­ским коллективом (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и реализованный в учебниках «Моя любимая азбука». «Рус­ский язык – первые уроки», «Русский язык» (2-4 классы).

«Моя любимая азбука» - это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умения читать и писать.

Первая цель - это формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали.

Вторая и не менее важная - развитие интереса к чтению и желания читать.

Третья цель - пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых явлений.

В азбуке предложена особая последовательность введения букв, ко­торая точно выдержана и в прописях О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики».

Эта последовательность определяется:

– частотностью употребления этих букв в речи;

особенностями начертания букв.

Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах про­писей и азбуки отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов.

 

Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов: это содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс:

– овладение грамотой и на её базе – основами функциональной грамотности;

– овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);

– овладение орфографией и пунктуацией;

– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;

– приобретение и систематизация знаний о языке;

– раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

– развитие у детей чувства языка.

Работа по орфографии строится на базе понятий «орфограмма», «орфографическое правило» с опорой на опозна­вательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.

В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.

Непрерывный курс «Чтение – литература» (I – XI класс)

Целевые ориентации

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художес­твенную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотно­го читателя.

¶ Формирование техники чтения и приемов понимания текста и однов­ременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нрав­ственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мыш­лением.

Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литерату­роведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

¶ Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обога­щение словаря); развитие творческих способностей детей.

¶ Учащиеся, закончившие начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть типом правильной читательской деятельности, а именно уметь:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формули­ровать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план;

– пересказывать текст по плану.

¶ На этапе 5-8 в курсе литературного чтения, т.е. чтения ос­мысленного по отношению к художественному тексту,необходимо:

– заложить определенный уровень языковой и психологической культуры (что, впрочем, неразрывно);

– воспитать потребности в личной рефлексии над языком чувств, который человек «присваивает» в процессе чтения художественной литературы

¶ Ученик, получающий аттестат зрелости, в котором литература и русский язык стоят на первом месте, должен войти в свою взрослую жизнь человеком:

высокой языковой культуры, т.е. осознанно и грамотно пользующимся языком как средством мышления, общения с миром, самовы­ражения;

высокой психологической культуры, неразрывно связанной со степенью владения языком, в том числе художественным языком как средством формиро­вания языка чувств;

высокой общей культуры, т.е. человеком, пережившим, отрефлексировавшим и отдающим себе отчет в круге проблем, с которыми всегда имеет дело художественная мысль. Он должен знать путь, который прошла в своем станов­лении русская литература - одна из величайших литератур мира, т.е. иметь свою личную культурную память.

Концептуальные положения

v Связь лите­ратуры с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями.

v Принцип це­лостного восприятия художественного произведения.

v Языковая культура является главной, ведущей компонентой интеллекту­альной деятельности человека (в том числе невербальных ее аспектов).

v Принцип идейно-художественной значимочти для ребенка содержания чтения.

Особенности содержания.

Начальная школа. Для достижения целей обучения чтению и решения поставленных задач подготовлена, апробирована и издана серия книг для чтения «Свободный ум».

В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир. Героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, пе­сенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многооб­разен и в то же время - един. «Сквозные герои» книги для чтения - второклассник Саша и сказочный персонаж - младший домовой Афанасий.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источ­никами чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения дет­ской и «взрослой» литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из по­вестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Последовательность текстов и тем, в которые они объедине­ны, связана с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Книга «В океа­не света» - это курс русской детской литературы XVII-XX веков для уроков чте­ния. Форма подачи текстов - диалоги постоянно действующих ге­роев - профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-чет­вероклассников Игоря и Оли.

 

Основная школа. Курс «укладывается» в следующие две основные темы:

1. Человек, шагающий по векам: что успело узнать о себе человечество?

Она разбита на подрубрики:

1. Человек странствующий.

2. Человек резонерствующий, человек поучающий, человек рассуждающий.

3. Человек чувствительный, человек чувствующий.

4. Человек борющийся.

5. Человек задумавшийся, человек рефлексирующий.

6. Человек «делающий себя».

7. Человек разочарованный.

8. Человек из толпы, человек в толпе.

9. Человек совестливый, человек сомневающийся.

10. Человек вспоминающий.

11. Человек риска, долга, подвига.

12. Человек, убивающий человека.

13. Человек самоосознающий (или в согласии с собой).

2. Литература художественная и литература массовая: поединок, выбор, диалог?

3. Моя личная поэтическая антология.

Старшая школа. 9-й – 11-й класс: изучение собственно истории рус­ской литературы.

Курс «Риторика»

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если ставится цель научить общению, то на этих уроках дети должны как можно больше сами говорить и писать: необходимо, чтобы каждый вовлекался в процесс общения. Поэтому на уроках часто используются коллективные формы работы, например, парная работа при подготовке диалогов, хоро­вое разучивание скороговорок, проведение риторических игр в виде со­ревнований команд.

Курс «Окружающий мир»

Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у школьников образуются две системы знаний. Их необходимо объединить, чтобы они обогащали друг друга.

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые об­разуют систему, охватывающую весь окружающий мир.

Процесс обучения сводится к выработке навыка ис­толкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполне­ния конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач – глав­ный способ осмысления мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...