Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. (Матф. 19:13-15; Марк. 10:13-16 и Луки 18:15-17). Богатый юноша. Из трех Евангелистов, сообщающих об этом событии, подробнее всех повествует св




Притча о мытаре и фарисее

(Луки 18: 9-14)

Какова должна быть эта молитва верных последователей Господа, дабы она могла привлечь Его помощь и защиту, Господь показывает в рассказанной Им после сего притче, о том, как молились в храме две человека фарисей и мытарь. Фарисей молился с чувством самомнения, самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела, как заслуги, и уничижая других людей. Мытарь молился со знанием своей греховности, своего недостоинства. В результате он пошел в дом свой оправданным " более, нежели тот", то есть фарисей, ибо, так выражает Господь идею этой притчи в заключительных словах ее: " всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится". Следовательно, молится нужно со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря: " Боже! Будь милостив ко мне грешнику! " как образцовая, вошла во всеобщее употребление.

 

Благословение детей

(Матф. 19: 13-15; Марк. 10: 13-16 и Луки 18: 15-17)

Из трех Евангелистов, сообщающих об этом событии, подробнее всех повествует св. Марк, который говорит, что Господь " вознегодовал" на учеников Своих за то, что они не допускали к Нему детей. Столь велика, следовательно, была любовь Господа к детям, если Он, с величайшей кротостью и терпением переносивший людские неправды, вознегодовал на учеников Своих. Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем, желающим войти в Царствие Небесное, говоря, что " кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него", то есть Царствие Божие надо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, каково оно бывает у малых, еще нравственно не испорченных детей. " Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное" — отсюда вывод, что великий грех совершают те родители и воспитатели, которые не приводят детей ко Христу, научая их вере христианской, и еще больший грех тяготеет на тех из них, которые намеренно отклоняют детей от пути веры.

 

Богатый юноша

(Матф. 19: 16-26; Марк. 10: 17-27 и Луки 18: 18-27)

Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшая, происходили по пути в Иерусалим, куда уже шел Господь на предстоящие Ему страдания. Обращаясь к Господу, юноша назвал Его: " Учитель  благий". Господь на это сказал: " Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог", то есть, если ты обращаешься ко Мне только, как к " учителю", следовательно, как к обыкновенному человеку, то не следует Меня называть благим, ибо это название приличествует только Богу. На его вопрос Господь предложил ему: " Соблюдай заповеди".

Юноша очевидно предположил, что Господь говорит о каких-то особенных, неизвестных ему заповедях, а потому спросил: " Какие? " Но Господь указал ему на обыкновенные заповеди Десятисловия, поименовав только некоторые из них — 6, 7, 8, 9 и 5, а затем общую заповедь о любви к ближнему. На это юноша ответил, что все эти заповеди он " сохранил от юности своей". Надо полагать, что исполнение заповедей он понимал по фарисейски: иначе бы не решился так сказать. Но все же важно, что он считал себя еще не докончившим все, что нужно для спасения: совесть, очевидно, подсказывала ему, что одного такого внешнего исполнения заповедей недостаточно. Тогда Господь раскрыл ему тайну христианского совершенства в словах: " Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест". В ответ на этот призыв к высшему совершенству юноша отошел от Господа, " скорбя", ибо у него было большое имение. Следовательно, богатство, которым он обладал, стало таким его кумиром, расстаться с которым он не смог. Этот кумир он предпочел даже жизни вечной, к которой, по-видимому, искренне стремился.

Имея в виду эту страсть, порабощающую всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: " Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное". Евангелист Марк добавляет, что " ученики ужаснулись от слов Его". И это понятно, ибо богатство такая вещь, которой все так желают, и, по закону, есть знак благословения Божия человеку, а между тем Господь поставляет его таким сильным препятствием на пути к Царствию Божию. Чтобы успокоить учеников и объяснить, в каком смысле Им это сказано, Господь говорит: " Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие". Как поясняет св. Златоуст, " Христос не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему", ибо грешной природе человека богатство представляет много соблазнов и препятствий к исполнению закона Божия. " Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие! " — это народное присловье, доселе употребительное на Востоке, означающее, что дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо.

Некоторые под " верблюдом" понимают корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти. Другие полагают, что под " игольными ушами" назывались низкие и узкие проходы, через которые с трудом мог пролезать нагруженный верблюд. Не само по себе богатство опасно, но то, если человек на него надеется и все счастье жизни своей в нем полагает, так что богатство становится как бы его кумиром. Но Апостолы все же в волнении недоумевали: " Кто же может спастись? " на это Господь, " воззрев на них", то есть самым взглядом Своим успокаивая их волнение, сказал: " Людям это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу", то есть милующая и спасающая благодать Божия сильн а сделать и то, чего не может сделать человек одними своими собственными силами: Бог может исцелить богача от препятствующей его спасению язвы любостяжания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...