Этап - практический. Домашнее задание.
Участникам предлагается подготовить домашнее задание в виде разработки фрагмента внеклассного занятия (с педагогических позиций) одну из тем · «Учимся мыслить, чтобы действовать»; · «Учитель, вдохнови меня на творчество!»; · «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»; · «Традиции живая нить». Возрастная направленность внеклассного занятия определяется самими участниками. Задания олимпиады разработаны таким образом, чтобы было возможно оценить сформированность общих компетенций, востребованных на рынке труда современными работодателями. На олимпиаде оцениваются как личные достижения участников, так и их умение работать в команде. Каждому из участников в течение всех трех этапов предстоит продемонстрировать жюри свою речь, способ изложения мыслей, оригинальность суждений, умение расположить к себе аудиторию. По итогам данного мероприятия студенты, продемонстрировавшие высокий уровень своей компетентности в области психолого-педагогических дисциплин, могут получить освобождение от экзамена, проведение которого предусмотрено на этапе промежуточной аттестации. Реализуя принцип открытости и гласности результатов образования, в состав комиссии могут входить представители работодателей и социальных партнеров с целью проведения внешней оценки уровня индивидуальных достижений обучающихся.
Экзаменационные вопросы по дисциплине 1.Покажите сущность воспитания как специально организованной деятельности по достижению целей образования. Раскройте особенности процесса воспитания, покажите его взаимосвязь с обучением и социализацией личности. 2.В чем сущность принципов воспитания как исходных положений, определяющих его содержание, организацию и методы? Покажите взаимосвязь принципов воспитания.
3.Какие современные концепции воспитания вы знаете? Раскройте их социокультурные основания, научно-методическую обоснованность и практическую применимость (по выбору). 4. Раскройте сущность содержания воспитания, его функции и структуру. Покажите взаимосвязь всех сторон воспитания. Стало хрестоматийным утверждение А.С. Макаренко, что "личность не воспитывается по частям". С чем, в таком случае, связано стремление воспитателей специально выделять физическое, нравственное, умственное, эстетическое, экологическое, экономическое, политическое и другие направления воспитания? 5. Обоснуйте необходимость формирования основ нравственной культуры в процессе школьного воспитания. Раскройте содержание нравственных отношений, которые необходимо формировать у учащихся? Как в школе можно реализовать задачи нравственного воспитания? 6.Раскройте сущность, задачи, функции трудового воспитания. Обоснуйте, какие нужно соблюдать педагогические условия при организации детского труда. 7.Раскройте общественные предпосылки необходимости воспитания у учащихся сознательной дисциплины. Какие педагогические условия нужно создавать в школе, чтобы формировать у учащихся потребность в соблюдении правил и норм поведения? 8.В чем сущность и взаимосвязь понятий "метод воспитания", "прием воспитания", "средство воспитания"? Чем обусловлено наличие различных классификаций методов воспитания? Какие условия влияют на выбор методов воспитания? Какие методы воспитания можете назвать? В чем их сходство и отличие с методами обучения? Должно ли современное воспитание полностью отказаться от принуждения, признав, что это лишь способ, обеспечивающий послушание ребенка? Как бы вы отнеслись к мнению, что принуждение, напротив, позволяет поставить ребенка в позицию свободного выбора? Свои суждения постройте в логике воображаемой беседы с родителями обучающихся.
9.В чем сущность методов формирования сознания? Покажите необходимость использования на примере характеристики одного из них. 10.В чем значение методов организации деятельности детей? Охарактеризуйте методы этой группы, укажите педагогические условия их использования. 11.Чем обусловлена необходимость использования методов поощрения и наказания? В чем сущность этих методов, каковы приемы и правила их использования? 12.Дайте понятие воспитательной системы школы. Охарактеризуйте теоретические положения воспитательной системы. Покажите практическую значимость одной из воспитательных систем (на выбор). 13.Покажите необходимость осуществления правового и экономического воспитания в школе. Какие необходимо создавать условия для решения задач правового и экономического воспитания? 14.Докажите, что в школе необходимо осуществлять внеклассную воспитательную работу. Какие требования к организации внеклассной работе необходимо соблюдать. 15.Покажите диалектику коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. Докажите, что коллектив является социокультурной средой воспитания и развития. Раскройте понятие "коллектив". В чем его отличие от других групп, а в чем сходство? Каково значение детского коллектива в становлении личности ребенка? Какие формы, методы, приемы или педагогические технологии можно использовать для формирования коллектива обучающихся в классе? Проанализируйте обоснованность следующих суждений."…Педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив" (А.С. Макаренко). "Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Макаренковщина исчерпала себя" (Ю.П. Азаров, доктор педагогических наук, профессор, автор ряда книг по проблемам воспитания). Какое суждение близко вашей педагогической позиции? Почему? Не считаете ли вы, что в коллективе может произойти обезличивание ребенка? Свою позицию аргументируйте.
16.Определите стадии развития коллектива. Покажите роль педагога на разных стадиях. Назовите правила педагогического руководства коллективом. 17.А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги о взаимодействии личности и коллектива. Какие условия воспитания коллектива вы знаете? 18.Классный руководитель в условиях современного образовательного учреждения. В чем состоят его основные функции в организации педагогического процесса? Какие направления в содержании воспитательной работы классного руководителя возможно выделить? Чем обосновано это выделение? Составьте фрагмент плана воспитательной работы в классе (возраст по выбору). На реализацию каких задач направлено содержание вашего фрагмента? Как вы оцениваете воспитательный потенциал тех мероприятий, которые зафиксированы в вашем плане? 19.Докажите необходимость планирования внеклассной воспитательной работы. Охарактеризуйте методику планирования внеклассной воспитательной работы в классе. 20.В чем заключается работа классного руководителя по изучению учащихся и по повышению успеваемости? Обоснуйте свой ответ примерами с психолого-педагогической практики. 21.Докажите необходимость взаимосвязи школы и семьи. Какие факторы работы школы с семьей вы знаете? Раскройте 2-3 из них (по выбору). 22. Раскройте понятие "воспитанность". По каким критериям и нормам мы можем судить о воспитанности личности? Всегда ли образованный человек является воспитанным? Почему результаты воспитания носит социальный эффект? Составьте план характеристики воспитанности школьника. Охарактеризуйте по данному плану себя. На что в данной характеристике вы, как классный руководитель, обратили бы внимание? 23.Покажите роль эстетического воспитания в формировании личности. Раскройте его сущность, функции, задачи, условия осуществления. 24.Почему в настоящее время актуальной является проблема физического воспитания? Как эта проблема решается в школе? Покажите во взаимосвязи с экологическим воспитанием.
25. В чем суть и значение детского самоуправления? Приходилось ли вам участвовать в детском самоуправлении как его непосредственному участнику? организатору? В периодической печати и на телеэкране нередко появляются сюжеты о школьных республиках и их президентах, о выборах детских правительств, сенатов и др. Можно считать подобные деловые игры проявлением детского самоуправления или они, скорее, призваны давать опыт проявления гражданской позиции во взрослой жизни? 26. Семья как значимый социальный институт воспитания. Как на современном этапе осуществляется взаимосвязь семьи и школы. Какие формы работы с родителями используются (или вы использовали) в современном образовательном учреждении? Существует известное изречение: "Дети- зеркало семьи", и немало людей убеждены, что дети всегда подражают своим родителям, очень похожи на них своим поведением и отношениями, иногда почти повторяют их судьбу. Но почему тогда в повзрослевших сыновьях и дочерях родители нередко с отчаянием обнаруживают чужих для себя людей, проявляющих такие качества, которые им в семье не прививали? 27.Каковы важнейшие педагогические условия соревнования в детской среде? 28.Какое значение в воспитательном процессе имеют методы самовоспитания и как их организовать в детском возрасте? 29. Классный руководитель в условиях современного образовательного учреждения. В чем состоят его основные функции в организации педагогического процесса? Какие направления в содержании воспитательной работы классного руководителя возможно выделить? Чем обосновано это выделение? Составьте фрагмент плана воспитательной работы в классе (возраст по выбору). На реализацию каких задач направлено содержание вашего фрагмента? Как вы оцениваете воспитательный потенциал тех мероприятий, которые зафиксированы в вашем плане? 30.О чем следует говорить классному руководителю при первой встрече с родителями? 31.Почему педагогика категорически отрицает физические наказания учащихся? 32.Можно ли наказывать учащихся трудом? Обоснуйте свой ответ. 33. Как вы понимаете, что такое цель воспитания? Раскройте этапы становления цели воспитания в педагогике. Какова, на ваш взгляд, цель современного воспитания? Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания, или возразите, сформулируйте свою позицию. "Результат воспитания - в умении и желании человека быть внутренне свободным, в умении найти себя в жизни, в умении окружить себя любимыми и любящими людьми". "Измерить результаты воспитания нельзя, но можно - заметить. И исключительно по жизни нашего воспитанника вне школы".
"Воспитать - это значит сформировать у ребенка совесть. Совесть - не орган внешнего контроля, а орган, согласующий человека с людьми и самим собой". "Тот, кто предъявляет себя окружающим как "хорошо воспитанный человек", как раз и демонстрирует подлинную невоспитанность". "Главный признак воспитанности - нравственная надежность человека. Про такого говорят: "порядочный человек"". 34. Раскройте понятие "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание". Что на ваш взгляд легче: воспитывать человека или перевоспитывать его? Почему? Как вы понимаете педагогический контекст соотношения: "Воспитание и жизнь", "Воспитание или жизнь", "Воспитание- жизнь", "Воспитание. Жизнь", "Воспитание в жизни". Объясните, как концептуально будет строиться процесс воспитания на основе каждой позиции. Какая из предложенных концепций вам, как будущему педагогу, импонирует? 35.Правильно ли поступает классный руководитель, если он посещает родителей на дому только после проступка ученика? Обоснуйте свой ответ. 36. Можно ли обвинять учащегося в нечестности только по подозрению? Обоснуйте свой ответ. 37. Какие факторы необходимо учитывать педагогу при воспитании ребенка? Почему? Определите свою позицию по вопросу "Когда должно начинаться воспитание ребенка?". Наши предки считали, то, как можно раньше, пока ребенок "поперек лавки лежит". Многие современные педагоги склоняются к признанию пренатального (внутриутробного) воспитательного взаимодействия матери и дитя на языке ощущений, эмоций, мыслей. Какова ваша точка зрения на данный вопрос? Оцените школьную традицию праздновать День учителя с позиции целостности воспитания: раскройте всю сумму отношенческих влияний этого праздника. 38. Можно ли за нарушение дисциплины снижать учащимся отметки по предмету? Обоснуйте свой ответ. 39. Раскройте суть проблемы определения воспитательного идеала в современных условиях. Какие общечеловеческие ценности можно назвать основой или целью воспитания? Почему? Известный английский писатель и христианский проповедник Клайв Льюис в одной из своих статей отмечал, что в прежние времени воспитатели стремились сделать детей такими, какими хотели бы стать сами. Нынешние же воспитатели внушают детям ценностные суждения не потому, что верят в них сами, а потому, что это полезно обществу. Можете ли вы согласиться с К. Льюисом? Приходилось ли вам встречаться с таким противоречием в практике? 40. Раскройте понятие "воспитанность". По каким критериям и нормам мы можем судить о воспитанности личности? Всегда ли образованный человек является воспитанным? Почему результаты воспитания носит социальный эффект? Составьте план характеристики воспитанности школьника. Охарактеризуйте по данному плану себя. На что в данной характеристике вы, как классный руководитель, обратили бы внимание? 41. Какую позицию следует занимать учителю, если необходимо делать замечания школьникам на улице и в общественных местах, если они нарушают нормы поведения? 42.Учитель поставил задачу - развитие интереса детей к творческой деятельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|