1.2 Система показателей качества продукции (работ, услуг)
1. 2 Система показателей качества продукции (работ, услуг) В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины изменений. Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы.
Выпуск брака приводит одновременно к нескольким последствиям:
В средне- и долгосрочной перспективе за счет огласки и ухудшения репутации организации размеры последствий могут увеличиться. Брак анализируют в динамике по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Рисунок 1. 2 – Брак на производстве После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами снижения качества продукции могут быть:
1. 3 Влияние качества на конкурентоспособность товара и эффективность производства
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность. Конкурентоспособность товара как относительный и комплексный показатель привлекательности товара обладает также таким свойством, как индивидуальность, так как отражает потребности конкретных покупателей и конкретных рынков. Успех товара на рынке определяют все факторы конкурентоспособности, в том числе и маркетинговые параметры, которые могут быть причиной шанса или риска при выводе товара на рынок. В настоящее время считается, что современная конкуренция " есть конкуренция не между тем, что компании производят на своих заводах, а между тем, что они добавляют к продукту в виде упаковки, услуг, рекламы, консультации покупателей, финансирования организации, доставки, складирования и других значимых для потребителей преимуществ". Отсутствие маркетингового сопровождения товара значительно снижает уровень его конкурентоспособности и может быть оправдано лишь в условиях дефицитной экономики. В условиях становления и развития рыночных отношений, когда на смену сбытовой концепции маркетинга приходят современная концепция маркетинга и концепция маркетинга взаимодействия, при оценке уровня конкурентоспособности товара необходимо учитывать маркетинговые параметры. Единичные и групповые показатели по маркетинговым параметрам могут быть рассчитаны по выражениям, аналогичным тем, которые используются при оценке качественных и экономических параметров. Оценка конкурентоспособности изделия или товара — достаточно сложный процесс. Определенные трудности могут возникнуть при выборе единой размерности сопоставляемых показателей и оценке их значимости, определении коэффициентов весомости различных свойств изделия для потребителя.
Таким образом, качество оценки конкурентоспособности товара зависит от того, насколько философия маркетинга охватила всю систему управления производственно-сбытовой деятельности, насколько полно при расчетах учтены потребности существующих или будущих покупателей, а также возможности повышения качества и снижения себестоимости товара. Мероприятия по повышению конкурентоспособности, таким образом, должны быть нацелены на формирование привлекательности и преимуществ товара на стадии разработки, создания, распределения, сбыта товара и послепродажного обслуживания покупателя. Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности фирмы. Конкурентоспособность фирмы — это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Конкурентоспособность фирмы, как всякого предприятия-производителя, характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В качестве показателей эффективности деятельности фирмы могут использоваться такие показатели, как рентабельность, объем продаж и их модификации (рентабельность продаж, рентабельность активов, оборачиваемость товаров и др. ). Методы оценки уровня конкурентоспособности производителя достаточно разнообразны — по сравнительным преимуществам; по факторам производства; по рыночным позициям фирмы; по качеству продукции; матричный метод. Анализ конкурентоспособности производителя включает: анализ текущей рыночной ситуации, в которой функционирует или будет функционировать фирма; изучение приоритетных (опасных) конкурентов; анализ возможностей проникновения на рынок сбыта; анализ программы коммуникативного воздействия в конкурентной борьбе и т д. Сравнительный анализ стратегий фирмы и стратегий конкурентов проводится по основным элементам маркетинга-микса и служит базой для разработки мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.
Всякий товар, появляясь на свет, предположим " идеальным", постепенно стареет и через некоторое время уже не может удовлетворить потребность покупателя. Этот период времени, включая сюда периоды исследований и опытов, разработки технологий, называют " жизненным циклом товара". В практике рыночных исследовании важное место занимает концепция жизненного цикла товара. Суть ее, если говорить кратко, в описании динамики продажи и прибыльности изделия с момента его появления на рынке до момента его прекращения реализации. при этом принято выделять отдельные тапы жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Каждый из них требует соей определенной стратегии маркетинга. Дело в том, что по мере продвижения товара на рынке перед фирмой встают определенные проблемы. Определив на каком этапе находится товар, можно разработать оптимальный план маркетинга,. Охарактеризуем каждый из этих этапов. Внедрение – это период появления товара на рынке. Торговля им пока убыточна, поскольку маркетинговые расходы значительны, а объем продаж невысок. в этот период нужно большое внимание уделить таким вопросам: улучшать качества товара, рекламу, сервис и возможно снизить цену. Если изделие получает признание, естественно, увеличивается его реализация, что знаменует переход на последующий этап жизненного цикла. Рост – период признания товара на рынке и значительное увеличение объема его продажи. На этом этапе можно стабилизировать расходы на рекламу. Постепенно рынок насыщается и темпы продажи этого товара уменьшаются. Наступает период зрелости. Именно на этом этапе прибыль достигает своего максимального значения. Затем, введу увеличения расходов на маркетинговые мероприятия для поддержания конкурентоспособности товара, она начинает снижаться. Увеличить продажу однако еще можно. Это достигается путем снижения цены, активизации рекламы, улучшения сервиса.
Насыщение же наступает тогда, когда, несмотря на все принимаемые меры, роста продажи не происходит. Прибыльность торговли, однако держится на высоком уровне и даже может увеличиться в результате уменьшения расходов на производство. Наконец, спад. Это период резкого снижения объема продажи и прибыли. Осуществляя модернизацию изделия, снижая цену, стимулируя сбыт, иногда спад удается приостановить на некоторое время и вернуть повторно товар на стадию насыщения. Однако рано или поздно товар выходит на стадию спада и снимается с производства. Здесь важно отметить такие моменты. Определить, где начало, а где конец каждого из выше названных этапов, очень сложно. Принято связывать начало, каждого этапа с моментом, когда темп роста или уменьшение объема сбыта становиться ярко выраженным. Служба маркетинга должна четко отслеживать эти переходы и оперативно вносить изменения в программу маркетинга. К тому же у различных видов товара жизненный цикл проходит по-разному. У некоторых может практически отсутствовать стадия внедрения. Другие изделия из стадии внедрения сразу же переходят в стадию зрелости. Есть и такие, которые повторно проходят стадию роста после этапа зрелости. С точки зрения времени прохождения товаром различных этапов типичной картиной является следующая: самая непродолжительная стадия – внедрение, самая длительная – спад. Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги, техника, технология и организация производства. Техника позволяет автоматизировать и механизировать производство. Различают частичную и комплексную механизацию и автоматизацию. Частичная механизация – это первоначальная форма механизации, которая характеризуется заменой ручного труда машинами на отдельных процессах производства. При комплексной механизации производства ручной труд отсутствует. При частичной автоматизации отдельные операции и процессы производства осуществляются автоматическими машинами, механизмами и оборудованием без участия человека. Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. К настоящему времени технология промышленного производства выросла в самостоятельную отрасль знаний. Технология воздействует на совершенствование производственных процессов, организацию производства, сокращение тяжелого труда.
Технологическим процессом называется последовательное изменение формы, размеров, свойств материала или полуфабрикатов в целях получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями. Уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на экономические показатели. Организация производства – это совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное соединение и использование во времени и пространстве средств труда, предметов труда и самого труда в целях эффективного ведения производственных процессов. Характер и структура производства зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства, применяемых орудий труда, предметов труда и технологических процессов. Правильно организованное производство сторится на следующих основных принципах: 1. Специализация производства – Это сосредоточение выпуска конструктивно и технологически подобной продукции массового спроса. Конструктивное и технологическое подобие создается с помощью широкой унификации. Унификация – это сведение многобразия к рациональному единообразию с некоторым конструктивным улучшением объекта унификации. 2. Пропорциональность – это сочетание производственных мощностей всех подразделений производства. Она позволяет выпускать продукцию в нужных количествах, номенклатуре, ассортименте и комплектности в установленные сроки. 3. Параллельность – это одновременное выполнение операций и стадий производственного процесса. Этот принцип позволяет создать широкий фронт работ по изготовлению конечного продукта. 4. Непрерывность – это организация производства, при которой одна операция следует за другой без перерывов во времени внутри смены, между сменами, внутри смены и между операциями. 5. Прямоточность – это рациональная организация перемещения продукции в процессе производства; обеспечивает кратчайший путь движения изделия от одного этапа изготовления к последующему. 6. Ритмичность – это выпуск продукции в равные промежутки времени одинакового или возрастающего количества повторяющихся изделий. Производственный процесс, построенный на основе соблюдения перечисленных принципов, считается рациональным. Совершенствование производства должно осуществляться в направлении его специализации, дальнейшей концентрации, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и управления ими. К современным методам организации производства относится поточное производство продукции массового спроса. Высшей формой организации поточных методов являются автоматические поточные линии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|