Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, рассуждений. Различные виды описания.
1.Типы речи в русском языке В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками. По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи: повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности. описание. Характеризует статичные картины, передает их детали. рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли. 2.Основные виды сочинений по типу речи: — сочинение-описание (характеристика); — сочинение-повествование; — сочинение-рассуждение. Сочинение-описание Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя. В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т.п. В зависимости от формулировки темы описательные части текста могут составить или основу всего рассуждения, или только его часть.
Например, в следующей теме описание составит основу всего сочинения: Портретная характеристика Печорина. А в следующей теме описание является составной частью: Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении образа Печорина. Сочинение-повествование Из повествовательных сочинений в школьной практике имеет место рассказ. На вступительных экзаменах абитуриенты рассказы пишут редко. Как правило, рассказ используется в средней школе для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет. Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени. На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое сочинение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этой работы будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского. Сочинение-рассуждение Наиболее распространенный тип сочинения. Как правило, на вступительных экзаменах встречается именно сочинение-рассуждение. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора. Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам: 1) Тема-понятие (явление) — это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет ее сам, например, «Образ Евгения Базарова».
Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т. е. формулирует основную идею сочинения. Примеры таких тем: «Лишние люди» в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; или Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2) Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос. Примеры таких тем: 1. Кто прав в споре о гуманизме, Лука или Сатин? (по пьесе А. М. Горького «На дне») 2. Был ли выход у Катерины Кабановой? 3) Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала, например: «Мертвые души» Н. В. Гоголя — гениальная сатира на крепостническую Русь. 3.Текст-описание и его виды в русском языке. Тексты-описания очень разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Первое: Большую роль играет сам объект описания: неодушевлённый или одушевлённый, пейзаж, портрет, событие и так далее. Второе: Очень важно, является ли описание динамическим – обычно небольшим по объёму, которое не приостанавливает действия, а включено в событие или статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста. Так же принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста. С этой точки зрения можно противопоставить фактографические и творческие тексты-описания. Фактографические описания распространены в инструкциях, в научно-технической сфере, технических руководствах, инженерии, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличаете – это отсутствие эмоциональной оценочности, сухость, а так же чёткость, полнота, точность и последовательность. Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 – общее назначение (функция) предмета;
2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа. Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других в его целостности и единстве; так же обязательно нужно выявить его характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным. Так, если это пейзажная зарисовка, т.е. предмет «бездействует» (например, холм, озеро и так далее), то могут быть описаны перемены в нём в разное время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|