Методы обучения русскому языку.
Классификация Вернера- Ставкина по характеру познавательной деятельности. 2 группы –репродуктивные и продуктивные: Репродуктивные: репродуктивный и объяснительно- иллюстративный. Продуктивные: Частично-поисковый, проблемного обучения, исследовательский. По логике подачи материала методы делятся на дедуктивные и индуктивные. Методами обучения РЯ называются способы работы учителя и зависящие от них способы работы учащихся с отобранным для них языковым материалом. 1)Объяснительно-иллюстративный. Цель-сообщение готовых знаний.! Экономит время-Учитель даёт образец для изучения на литературном языке. 2)Репродуктивный. Цель-получение новых знаний. Приучает учеников работать самих. Для этого метода выбираются темы лёгкие или частично знакомые. 3)Частично-поисковый. Цель- обучение элементам творческой деятельности. Учитель организует работу –ученики сами делают задание, после делают вывод. 4)Метод проблемного обучения. Учитель сам ставит проблему и показывает как её решать. 5)Исследовательский. Проблему дети должны находить сами. (В учебнике Панова).Задача: помочь детям вникнуть в суть нашего языка. От чего зависит выбор метода: -возрастные особенности -уровень имеющихся знаний -от характера материала -от дидактической и воспитательной цели урока. !Методы должны сочетаться!
Методы обучения имеют свои функции: образовательные, развивающие и воспитывающие. Единство обучения, развития и воспитания — это основной принцип учебного процесса, осуществляемый современной школой. Ведущей функцией метода обучения является образовательная (обучающая), которая направлена на глубокое и прочное усвоение программного материала. Умение ученика применить полученные знания на практике или для приобретения новых знаний — это критерий обучающей функции метода.
Развивающая функция метода обучения тесно связана с образовательной. Так, упражнение призвано реализовать обучающую функцию, но в то же время оно должно быть рассчитано на общее развитие учащихся, на развитие их мысли, творческих способностей. Эта функция проявляется в последовательном развитии качества знаний ученика, его правописных и речевых умений и навыков. Воспитывающая функция метода обучения предполагает в процессе обучения реализацию воспитательных задач, т. е. это такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием их личности. 08)Значение и виды опроса на уроках русского языка. При текущем контроле использовать можно разнообразные формы опроса: 1.индивидуальный; 2 коллективный; 3.фронтальный; 4.уплотнённый; 5.выборочный; 6.по новому материалу; 7.по изученному ранее и т.д. Выбор формы опроса зависит от содержания и задач данного урока. Несколько слов о «популярном» фронтальном опросе. Сильная сторона: - эффективная умственная зарядка, - мобилизация внимания учащихся, - предупреждение забывания задания, - восстановление в памяти ранее изученного. Слабая сторона: - нет поного впечатления о глубине усвоения материала, - дробные вопросы, предполагающие краткие, односложные ответы, - исчезновение монологической речи, - фиксация не уровня знаний, а активности на уроке, - возникновение условия для получения случайной оценки, что пораждает иждивенчество. Используя этот вид опроса, необходимо требовать от учеников развёрнутых ответов, обоснованности выдвигаемых положений, не односложного ответа, а кратного изложения материала. Индивидуальный опрос - это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем. Отметка сразу же заносится в классный журнал и дневник ученика.
В ходе индивидуального опроса ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического характера. Организация на уроке индивидуального систематического опроса учащихся даёт возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика, повышает личную ответственность школьников за результаты своего труда. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Одним из возможных вариантов индивидуального опроса является опрос с предварительной подготовкой, в ходе которой ученик делает необходимые для ответа записи на классной доске (примеры, план ответа и т.п.). Доска должна быть с распашными створками, чтобы учащиеся не видели, что записывается отвечающим. Пока ученик готовится к ответу, класс выполняет другое задание. 09)Требования к системе упражнений по русскому языку.
Упражнения – основное средство формирования умений и навыков учащихся. Они должны представлять собой систему, а не набор случайных элементов. Прежде всего надо определить цель упражнения и сообщить ее школьникам. Это можно сделать по-разному. Например: поучимся находить страдательные причастия в тексте; поучимся правильно произносить слова; поучимся применять новое орфографическое правило; прочитайте задание к упражнению, познакомьтесь с образцом его выполнения и скажите, для чего мы будем его выполнять; поучимся употреблять слова на новое правило в тексте и т.д. Учет особенностей изучаемого материала: надо определить, какие виды упражнений будут преобладать: устные или письменные. Если изучается правило правописания, планируется больше письменных упражнений. При работе с непроверяемыми написаниями используем послоговое проговаривание, этимологический анализ, словообразовательные упражнения. Для работы по культуре речи полезны устные упражнения, хоровое проговаривание, так как органы речи необходимо тренировать. При изучении фонетики предпочтение отдается устным заданиям.
Варьирование языкового (дидактического) материала. Языковой материал, относящийся к одному и тому же правилу, неоднороден по своим семантическим, фонетическим, морфологическим и синтаксическим особенностям. Эти особенности, их различное сочетание и создают то, что называют вариантами языкового материала (орфографического, пунктуационного, грамматического). Так, имеются разные варианты выражения подлежащего: разными частями речи, словосочетанием. При изучении правописания приставок на З-С в упражнения надо включить слова со всеми вариантами приставок этого правила. При знакомстве с правописанием Не с именами существительными, надо дать примеры, где слова без НЕ не употребляются; случаи раздельного написания при противопоставлении или явном отрицании, слитного написания, когда приставка НЕ образует новое слово и пишется слитно. Рассматривая знаки препинания при обращении, показать примеры, где обращение занимает разное место в предложении; одиночные и распространенные обращения; называющие живые и неживые предметы и т.д. Перед изучением нового материала учитель устанавливает варианты материала, отбирает те, которые следует изучать, намечает, когда и в какой последовательности над ними работать, затем включает их в упражнения. Обычно сначала даются менее трудные варианты, а затем более трудные. Если вариантов много, следует отобрать наиболее употребительные, но в контрольные задания можно включать только те, над которыми проводилась работа.
Разнообразие упражнений необходимо, так как однообразная работа быстро утомляет детей и снижает их работоспособность. К тому же упражнения, эффективные для достижения одной цели, непродуктивны для других целей. На одном типе упражнений можно формировать только определенные умения или навыки, а на уроке решаются разные цели обучения.
Постепенное усложнений заданий к упражнениям. Каждое упражнение должно основываться на предыдущем, опираться на него и помогать двигаться вперед. Начинаем работу с упражнений только на новое правило; затем подключаем сходный материал, чтобы предупредить смешивание похожих явлений или правил. Далее используем предложения или текст, чтобы учить видеть изучаемые случаи среди других. После этого возможны упражнения с элементами творчества, затем творческие или самостоятельные работы. Усложнение заданий, таким образом, может проходить за счет введения все большего количества материала, изученного ранее, и за счет заданий по развитию речи. Нужна работа не только со словами, но и с предложениями, связным текстом. Постепенное возрастание самостоятельности в работе учащихся. Первые упражнения проводятся коллективно, с нулевой самостоятельностью. В последующих заданиях степень самостоятельности постепенно возрастает. Самостоятельная работа предлагается обычно в конце урока. Сочетание творческих и репродуктивных упражнений. Оно должно быть таким: на четыре репродуктивных одно творческое задание. При этом решается проблема формирования умений и навыков и развития творческих способностей школьников. В среднем за урок можно выполнить 3-4 упражнения. Чтобы решать также и задачи повторения, уместно давать комплексные задания к упражнению, тогда на одном материале можно решать разные задачи, что экономит время урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|