Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения грамматике. Связь морфологии и синтаксиса, грамматики и развития речи учащихся.




Роль сведений о языке в школьном курсе:

1. Грамматика объясняет строение языка

2. На основе фонетики, лексики и грамматики развивается и совершенствуется речь.

3. Изучение языковых разделов развивает логическое мышление

4. Грамматика объясняет процессы правописания

5. Грамматика – основа выразительного чтения.

Содержание и важнейшие принципы преподавания.

В школьном курсе РЯ изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический.

В разделах изучаются единицы соответствующего уровня.

Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.

Цели изучения грамматики в школе:

1. дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка

2. познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц

3. дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка (морфологии и синтаксиса), сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в собственной речи, в этом проявляется связь между изучением грамматики и культуры речи

4. дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц. На этой основе сформировать умения использовать грамматические единицы в собственной речи с учетом цели и ситуации общения. В этом проявляется связь между изучением грамматики и стилистики.

5. Сформировать базовые морфологические понятия для усвоения орфографии: часть речи, собственное и нарицательное существительное, склонение существительных, род, число, падеж, отрицательные и неопределенные местоимения и пр. Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр. Осуществляется связь между изучением грамматики с орфографией.

6. Сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации

А) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения и пр.

Б) понятия, описывающие виды осложнений простых предложений и их интонацию: однородные члены, обобщающие слова, обособленные члены предложения, интонация звательная, перечислительная и пр.

В) понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения

Г) понятия, описывающие предложения с прямой речью

Осуществляется связь между изучением синтаксиса и пунктуации. Отмеченные цели позволяют обозначить познавательное и практическое значение данного раздела. Грамматика изучается с 5 по 9 классы: морфология (5-7 кл.), синтаксис (5 пропедевтический курс, 8-9 кл.)

Принципы преподавания:

- единство формы и содержания

- постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией

- любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам

- связь грамматики с речью

- взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация)

- созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание.

- взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста)

Приемы работы.

1. Работа с языковым понятием

Приставка:

- значимая часть слова

- находится перед корнем

- служит для образования новых слов

Анализировать как текст: что мы знаем о приставке основное? Какие признаки приставки помогают отличать приставку от других значимых частей?

а) структура определения

б) осмысление как находить явление (практическое применение)

в) приводить свои примеры

С понятиями, которые не определяются, работают через практическую деятельность.

2. Использование вопросов.

- вопросы учителя к определению

- дети учат дома определения, а на урок приходят с вопросами к определению

- вопросы практического характера

3. Сравнение / сопоставление

имен-глагола, причастия-деепричатия… - исключение смешивания признака

4. Замена одних форм (конструкций) другими

5. Использование наглядности

6. Систематизация и обобщение изученного

7. Разбор

может быть полным или частичным. Можно проводить в устной или письменной форме. Может быть смешанный разбор. Для разбора берутся уже изученные слова, связанные с темой урока. Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию:

- по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения.

Разбор-суждение: на поляне – сущ., потому что…

Разбо-рассуждение: признаки перечисляются и доказываются

Разбор-указание: в слове… надо писать букву…

8. Поиск изучаемого языкового явления в тексте.

В грамматике выделяют два основных раздела: морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает предложение и словосочетание, структуру предложений, типы предложений, то морфология (от греч. morphe «форма» и logos «учение») – это грамматическое учение о слове, о его грамматических классах и категориях, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях.

Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слова, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...