Морфемика и словообразование 7 глава
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 3) сравнительно-объектные – придаточные, называющие один из сравниваемых объектов и выражающие сравнительные отношения на основе различия, отсутствия тождества между этими объектами. Опорными словами являются прилагательные, наречия, слова категории состояния в форме сравнительной степени. Например: Мир сложнее, чем мы думаем; 4) местоименно-соотносительные ― придаточные, распространяющие и поясняющие местоимение (опорное слово). В главной части опорные слова тот, то, так, такой, таков, столько, настолько соотносятся с союзными словами и союзами кто, что, сколько, насколько. Например: Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят… (Гребенщиков); Приятель мой таков, что никогда не преминет правды сказать; Дело в том, что нам нужна ваша помощь. Трое офицеров, бывших в столовой, поздоровались с ним сухо и заговорили между собой вполголоса, так, чтоб он не слышал (Куприн). Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел (Пушкин). 2. Расчлененные предложения – предложения, в которых придаточная часть относится к главной части в целом, при этом главная часть может выступать в самостоятельном употреблении. Главная часть в них является относительно автономной семантически. По традиции классифицируются на основе тех семантико-синтаксических отношений, которые устанавливаются между главной и придаточной частью. Характер этих отношений определяется значением и функцией союзных средств. Виды расчлененных предложений: 1) с придаточными времени, например: Когда мы перестанем делать, мы перестанем жить. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Пушкин); 2) с придаточными места, например: Где быстрые шумные воды недавно свободно текли, сегодня прошли пешеходы, обозы с товаром прошли (Некрасов); 3) с придаточными причины, например: Яков был прозван Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки (Тургенев); 4) с придаточными цели, например: Пришлось остановиться, чтобы навести порядок (Симонов); 5) с придаточными условия, например: Если хочешь быть здоров – закаляйся; Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело, коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А.К. Толстой); 6) с придаточными уступки, например: Несмотря на то, что было холодно, снег на воротнике таял весьма скоро (Л.Толстой); Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести (Пушкин); 7) с придаточными сравнения, например: Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (Есенин); 8) с придаточными сопоставления, например: Если в дивизии и корпусе данные Травкина были восприняты как событие особой важности, то для штаба армии они имели уже хотя и важное, но вовсе не решающее значение (Казаков); 9) с придаточными следствия, например: Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло (Булгаков); 10) с придаточными соответствия, например, По мере того как мы удалялись от поселка, тропа становилась всё уже; 11) с придаточными присоединительными, например: Вчера я был очень резок, о чем глубоко сожалею; Манилов все время сидел и курил трубку, что тянулось до самого ужина (Гоголь).
Сложносочиненное предложение ― такой тип сложных предложений, в котором каждая предикативная часть оказывается значимой для коммуникации в одинаковой мере. В плане выражения это отражается в интонации и наборе союзов, их качестве. Выделяют следующие типы сложносочиненных предложений: 1. Соединительные ― предложения, в которых значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций и оформляется соединительными союзами, например: Небо распахивалось все шире, и, казалось, все глубже оседала земля (Распутин).
2. Противительные ― предложения, в которых выражается значение противоположности, несовместимости: 1) с отношениями сопоставления указывают на различие признаков, действий, отнесенных к разным лицам или предметам, а также различия пространственные, временные и пр.; предложения, в которых выражается несоответствие, ограничение, противоположность предикативных частей, например: Он – человек нескладный, растрепанный, оборванный, а лицо у него почти красивое (Горький); 2) с отношениями противопоставления указывают на противоположность содержания второй части ожидаемому из смысла первой части, т.е. на их несовместимость, например: Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет (А.Островский). 3. Разделительные – предложения, в которых выражаются отношения взаимоисключения, альтернативы, выбора, чередования, неразличения, например: Два дня валялся, да вспомнил про лошадь, – либо волки съели, либо замерзла (Серафимович). 4. Пояснительные – предложения, в которых выражаются отношения пояснения, например: Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой). 5. Градационные – сложные предложения, в которых выражаются отношения градации, т. е. усиления, нарастания или, наоборот, ослабления значимости второго компонента предложения по сравнению с первым, например: Не только ученики выбежали встречать автофургон, но даже старая нянечка не могла усидеть в школе. 6. Присоединительные – сложные предложения, в которых содержание второй части представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части, например: Учился он хорошо, и шла даже молва, что он и из арифметики и из всемирной истории собьет самого учителя Дарданелова (Достоевский). Согласование – вид подчинительной связи, при котором грамматические формы зависимого слова уподобляются грамматическим характеристикам главного слова. При согласовании с изменением главного слова соответственно изменяются и формы зависимого. Средством оформления согласования являются окончания зависимого слова: любимая песня, любимые песни, любимых песен. Различают полное согласование (по всем возможным грамматическим параметрам, т.е. в роде, числе и падеже) и неполное –согласование в одной или двух из этих характеристик (белые березы, на реке Амур, в трех соснах).
Согласованное определение см. Определение. Соотносительная конструкция ― сложноподчиненное предложение, главная часть которого содержит соотносительное слово. Соотносительные слова ― указательные и определительные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное предложение, которое конкретизирует их значение (тот... кто, тот... который, тот... чей, там... где, там... куда, тогда... когда), например: И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (Баруздин). Составное глагольное сказуемое включает два компонента: вспомогательный компонент (показатель общеграмматического значения) и основной компонент, называющий действие, процесс. Основной компонент представляет собой инфинитив (Мы начали изучать синтаксис простого предложения) или (реже) глагольный фразеологизм (Он смог произвести впечатление на новых друзей). В качестве вспомогательного компонента при инфинитиве могут выступать спрягаемые глаголы, краткие прилагательные и слова категории состояния с модальным значением. Различают фазисное, модальное и эмоционально-оценочное значения вспомогательного компонента. Компонент с фазисным значением указывает на начало, конец, продолжение действия (начать, стать, закончить, остаться, продолжить), например: Перед грозой рыба переставала клевать. Вспомогательный компонент с модальным значением указывает на необходимость, желание и возможность совершить действие (глаголы: мочь, хотеть, желать, краткие прилагательные: готов, должен, слова категории состояния: можно, нельзя, надо, нужно), например: Я хочу увидеть весь мир; Преподаватель всегда готов выслушать студента; На экзамене нужно привести свои примеры. Вспомогательный компонент может также указывать на эмоциональную оценку действия, например: Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах.
Глаголы других лексических групп, способные сочетаться с инфинитивом, обладают гораздо большей самостоятельностью и считаются обычно самостоятельным простым глагольным сказуемым, при котором инфинитив играет роль того или иного второстепенного члена, как правило, обстоятельства или дополнения. Например: Друзья приехали в Пермь поступать в университет; Музыка мешала ему сосредоточиться. Составное именное сказуемое включает два компонента: связку, (показатель общеграмматического значения) и именную, основную, часть, которая обозначает пассивный признак в различных частных проявлениях (качество, состояние и пр.). Связка выполняет следующие функции: выражает основные элементы предикативного значения – модальность и время. По степени сохранения лексического значения выделяются связки трех типов: незнаменательные (отвлеченные), полузнаменательные (полуотвлеченные) и знаменательные: 1) Глаголы-связки с отвлеченным значением (быть, являться) выражают только модально-временные значения и полностью лишены лексического значения: Зима была холодная и снежная. В настоящем времени связка быть, как правило, не употребляется («нулевая связка»): Музыка – универсальный язык человечества. 2) Полузнаменательные глаголы-связки не только могут выражать модально-временные значения, но и вносят в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки: делаться, стать, становиться, считаться, казаться, называться и т.д. Например: История казалась неправдоподобной. 3) Знаменательные глаголы-связки со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени обладают разной степенью ослабления лексического значения: Осень стояла теплая. Именная часть составного сказуемого может быть выражена: 1) именем существительным в им. п. и т. п., а также предложно-падежными формами, выражающими состояние (О, спорт, ты – мир; Это решение было ошибкой; В серебре росы трава); 2) именем прилагательным в краткой и полной форме (Вечер тих и свеж; Ребенок становился упрямым; Заросли стали гуще); 3) причастием в краткой и полной форме (Задача решена; Окна в доме оказались заколоченными); 4) местоимением (Все озеро, вся рыба – ваша); 5) числительным или количественным сочетанием (Дважды два – четыре; Мы с тобой два берега у одной реки (Поженян); 6) наречием со значением состояния (Лошади наготове); 7) инфинитивом (имеет оценочное значение) (Делать по утрам зарядку – укреплять здоровье);
8) междометием (Житье наше – ой-ой-ой); 9) фразеологизмом (В классе она была белой вороной). Сочинительная связь – синтаксическая связь между равноправными, однотипными синтаксическими единицами: однородными членами, предикативными частями сложносочиненного предложения, предложениями внутри сложного синтаксического целого или текста. Средствами выражения сочинительной связи являются интонация и сочинительные союзы. Например: И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу (Блок). Виды сочинительной связи: 1) соединительная ― вид сочинительной связи, формальным показателем которой являются союзы и, ни… ни… и да (в значении и) и которая служит выражению соединительных отношений между однородными членами предложения, частями сложных предложений, самостоятельными предложениями в тексте; 2) противительная ― вид сочинительной связи, формальным показателем которой являются союзы а, но, да (в значении но) и которая служит выражению противительных отношений между однородными членами предложения, частями сложного предложения, самостоятельными предложениями в тексте; 3) разделительная ― вид сочинительной связи, формальным показателем которой являются союзы или, либо, то … то.., не то … не то.., то ли … то ли.., ли … ли … и которая служит выражению разделительных отношений между однородными членами предложения, частями сложного предложения, самостоятельными предложениями в тексте. Союзная связь ―синтаксическая связь, формальными показателями которой являются союзы и союзные слова. Выделяют следующие типы союзной связи: сочинительная, подчинительная, присоединительная (см.). Союзные (относительные) слова ― местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда; как, когда и др.), ср.: Мне ясно видно стало, что лицо у него в слезах (Горький). – Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Чехов). Союзное сложное предложение ― сложное предложение, части которого соединены союзными средствами: указательными словами в главной части, союзами или союзными словами в придаточной. Типы союзных сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные. Средства выражения синтаксических значений – средства, с помощью которых строятся словосочетания и предложения и выражаются синтаксические отношения. К таким средствам относятся формы отдельных слов, служебные слова, интонация, порядок слов. Структура сочинительного ряда. Сочинительный ряд однородных членов может быть замкнутым или незамкнутым. Структура его определяется как видом отношений между однородными членами предложения, так и средствами их связи. Сочинительные ряды с повторяющимися соединительными или разделительными союзами, а также бессоюзные являются незамкнутыми, открытыми для присоединения новых членов. Например: Швед, русский – колет, рубит, режет; Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон – И смерть и ад со всех сторон (Пушкин). При употреблении одиночных неповторяющихся или двойных союзов сочинительный ряд является замкнутым. Например: Лягушка-путешественница всю жизнь мечтала увидеть не только свое болото, но и большой мир. Структурная классификация простых предложений см. Простое предложение. Структурная основа предложения см. Структурная схема предложения. Структурная схема предложения – отвлеченный синтаксический образец, по которому строятся конкретные простые элементарные предложения, например: Пришла весна (глагол + сущ. в им. п.). Современный русский язык располагает сравнительно небольшим списком структурных схем, по мнению В.А. Белошапковой, их 16. Для удобства и краткости они записываются с помощью символов, которые представляют собой сокращенные латинские названия частей речи или их отдельных форм: N – Adj (Воздух чист); N – V (Закат догорает); N (Тишина). Субстантивное предложение – односоставное предложение, которое не содержит глагольных форм, так как в его семантике нет значения действия, процесса, признака. Субстантивные предложения включают два структурно-семантических вида – номинативные и генитивные. См. Генитивное предложение. Номинативное предложение. Текст ― объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. Тема (основа высказывания) ―исходный пункт высказывания, обычно то, что известно. См. Актуальное членение предложения. Типы сказуемого. В современном русском языке выделяются два структурно-семантических типа сказуемого – простое и составное (непростое). Простое сказуемое обязательно глагольное, оно выражается спрягаемой формой глагола или семантически неделимым сочетанием (фразеологизмом), включающим спрягаемую глагольную форму. Составное глагольное сказуемое имеет два компонента (две части): основной компонент выражает лексическое (вещественное) значение, главную информацию в семантике сказуемого, вспомогательный компонент – грамматическое значение сказуемого. Основной компонент составного сказуемого бывает выражен глаголом в инфинитиве или именем. Соответственно различаются два подтипа составного сказуемого – составное глагольное и составное именное. Типы текста – разновидности текста в зависимости от функций и структуры. Выделяют описание, повествование, рассуждение. В описательных текстах дается характеристика предметов, явлений в статическом состоянии путем перечисления их индивидуальных или видовых признаков, структурных или функциональных особенностей, создающих целостное представление об этих предметах или явлениях. В повествовательных текстах кратко или развернуто представлено течение процессов, событий, имеющее своей целью дать строгую, последовательную регистрацию отдельных стадий (этапов) данного процесса или события в его временных границах. В текстах типа рассуждения раскрывается логический процесс получения нового знания и сообщается само это новое знание в форме логического вывода, сделанного на основе известных данных, сведений. Рассуждение всегда представлено одним умозаключением или цепью взаимосвязанных умозаключений. Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже. Средствами оформления управления являются окончание зависимого слова/окончание зависимого слова и предлог. В большинстве учебных пособий различают сильное и слабое управление. Сильное управление – это такое управление, при котором лексико-грамматическими свойствами стержневого слова обусловлено появление при нем зависимого компонента в определенной форме, раскрывающего или поясняющего содержание стержневого слова. Данная связь является необходимой, сильное управление характерно, например, для переходных глаголов, при которых должны быть зависимые слова (купить хлеба, сказать правду). Слабое управление – это такое управление, при котором наличие зависимого слова не предопределяется лексико-грамматическими свойствами стержневого слова, не является обязательным (играть на рояле, играть в четыре руки). По грамматической характеристике главного слова различают виды управления: а) глагольное, например: варить варенье; б) субстантивное, например: игра с огнем; в) адъективное, например: способный к языкам; г) местоименное, например: некто в черном; д) нумеративное, например: пятеро суток; е) наречное, например: задолго до рассвета; ж) безлично-предикативных слов, например: жаль друга; з) компаративное, например: выше друга, белее снега. Усложненное предложение (сложное предложение усложненной структуры) ― 1. Сложное предложение, состоящее более чем из двух предикативных единиц, которые сочетаются на основе связи одного типа, например: Это просьба Горбатова пересмотреть дело человека, вместе с которым он работал и которого знает с самой лучшей стороны (Симонов); Создается странное ощущение, что автор любит только тех людей, с кем он встречается как с будущими своими героями (Симонов). 2. Сложное предложение, состоящее более чем из двух предикативных единиц, которые сочетаются на основе связи одного типа, но разных видов (соединительной и противительной сочинительной, временной и причинной подчинительной и т. п.), например: Я стрелял не целясь, так как мне приходилось то и дело оглядываться и кричать своим, чтобы они скорей уходили (Воробьев).(Ср. Многокомпонентное (многочленное) сложное предложение, Сложная синтаксическая конструкция). Утвердительное предложение – предложение, в котором связь между предметом речи и тем, что о нем говорится, осознается как реально существующая. Например: Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился (Пушкин). Уточнительно-выделительные члены предложения – обособленные члены, которые уточняют, конкретизируют, поясняют сообщение и не могут быть трансформированы в самостоятельное предложение. Эти члены предложения объединяются общей выделительной интонацией и функцией добавочного сообщения, которая может конкретизироваться по-разному. Уточняющие члены предложения сужают понятие, им передаваемое, или ограничивают его; могут быть как главными, так и второстепенными. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, хотя уточняющим может быть и определение. Например: Около вагона, на прибитом метелью снегу, топтались солдаты (Бондарев); Искусство, в частности поэзия, есть акт познания… (Брюсов). Факультативные (необязательные) знаки препинания – знаки, постановка которых правилами не регламентируется. Форма словосочетания – одна из форм словосочетания, представленная в предложении. Как и слово, словосочетание имеет систему форм, предопределенную системой форм главного слова, включая начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного слова в словосочетании. Например: песня матери, песни матери, песне матери, песню матери и т.д. Фразеологическое сочетание – устойчивое сочетание, по своему значению соответствующее слову. Фразеологизмы не являются словосочетаниями в строгом терминологическом значении. Если словосочетания образуются по языковым схемам, то фразеологизмы хранятся в памяти в готовом виде. Цепная связь – связь компонентов синтаксической конструкции, при которой каждый последующий компонент развивает содержание предыдущего. Члены предложения – структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Различаются главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – и второстепенные – определение, дополнение и обстоятельства. Членимое предложение – предложение, в котором выделяются члены предложения, выражающие модальность, синтаксическое время и лицо. Например: Осень. Холодно. Из окна дует. Ветки стучат в окно. Чужая речь ― высказывание другого лица, включенное в авторское повествование. Выделяют следующие виды чужой речи: 1) прямая речь ― чужая речь, переданная дословно, буквально; 2) косвенная речь ― чужая речь, переданная максимально полно с точки зрения содержания, но без сохранения ее формы и стиля; 3) полупрямая речь ― смешение двух форм передачи чужой речи, характерное для разговорного стиля, например: Степан сказывал мне по моем возвращении, что «Яков Емельянович почти всю ночь не почивали, все ходили по комнате» (Аксаков); 4) несобственно-прямая речь ― чужая речь, переданная с максимально точным сохранением синтаксических, лексических, стилистических, эмоциональных особенностей, но формально не выделенная в потоке авторского высказывания; 5) цитата ― чужая речь, переданная дословно, вкрапленная в повествование в той мере, в какой отвечает авторскому замыслу, определенным образом графически оформленная: а) прямая цитата ― чужая речь, заключенная в кавычки, (обычно) сопровожденная ссылкой на источник; может быть представлена какая-то часть всего высказывания, например: В.Г.Белинский писал: «В своей поэме он [А.С.Пушкин] умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»; б) скрытая цитата ― чужая речь, не заключенная в кавычки; чаще используется как художественный прием либо как средство плагиата, например (здесь смешивается речь повествователя, мальчика и пугающих его небылицами взрослых): Павлик с беспокойством увидел во рту женщины папироску. Ребенка охватил ужас… Ведь было решительно всем известно, что шарманщики заманивают маленьких детей, крадут их, выламывают руки и ноги, а потом продают в балаганы акробатов. О, как он мог забыть об этом! Это было так же общеизвестно, как то, что конфетами фабрики «Бр. Крахмальниковы» можно отравиться или что мороженщики делают мороженое из молока, в котором купали больных. Сомненья нет. Только цыганки и другие воровки детей курят папиросы (Чехов); в) квазицитата (текстовая реминисценция, прецедентный текст) – преобразованная цитата из известного коммуникантам текста, например (в заголовках детективов, газетных статей): Шик, блеск, нищета; Парень-рубака; Закон сохранения вранья; Дантисты тоже плачут. Элементарное сложное предложение – сложное предложение, в котором выражается один тип синтаксических отношений. Эллиптическое предложение – неполное предложение, характеризующееся сокращением глагольного словосочетания, пропуском глагольного компонента (без возмещения его в контексте). Например: К барьеру!; Я – домой.
Условные сокращения греч. – греческое ед. ч. – единственное число ж.р. – женский род л. – лицо лат. – латинское мн. ч. – множественное число м. р. – мужской род нареч. – наречие вин.п. – винительный падеж дат. п. – дательный падеж им. п. – именительный падеж род. п. – родительный падеж пр.п. – предложный падеж ср. р. – средний род сущ. – существительное тв. п. – творительный падеж
Список литературы
1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). 6-е изд., стереотип. М.: Издат. группа URSS, 2009. 2. Арутюнова Н. Д. Проблемы морфологии и словообразования. М.: Языки славянских культур, 2007. 3. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматике: на материале русского языка. М., 2002. 4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000. 5. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое условие о слове. 4-е изд. М., 2001. 6. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. 2-е изд. М.: Издат. группа URSS, 2011. 7. Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке. 2-е изд. М.: Издат. группа URSS, 2012. 8. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Синтаксис. Ч.2. 5-е изд., доп. М., 2009. 9. Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. М., 2007. 10. Грамматика современного русского литературного языка АН СССР/ под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1970. 11. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. 4-е изд. М., 2003. 12. Зализняк А.А., Шмелев А. Д. Введение в русскую аспектологию. М.: Языки русской культуры, 2000. 13. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Флинта, 2009. 14. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 6-е изд. М.: Издат. группа URSS, 2010. 15. Камынина А.А. Современный русский язык: морфология. 2-е изд. М., 2010. 16. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / под ред. П.А. Леканта. 4-е изд., испр. М., 2010. Предложение и его грамматические категории. М., 2007. 17. Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. 2-е изд. М.: Издат. группа URSS, 2003. 18. Кузнецов П.С. У истоков русской грамматической мысли. 2-е изд. М.: Издат. группа URSS, 2011. 19. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. 3-е изд. М., 2004. 20. Лекант П.А. Современный русский язык. Синтаксис: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. М.: Академия, 2010. 21. Ломтев Т.П. Основы синтаксиса современного русского языка. М.: Эдиториал УРСС, 2006. 22. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. М.: Издат. ЛКИ, 2007. 23. Николина Н.А., Линвинова М.М., Фролова Е.А. Словообразование современного русского литературного языка. М., 2005. 24. Обнорский С.П. Очерки по морфологии русского глагола. 2-е изд. М.: Издат. группа URSS, 2009. 25. Петрухина Е.В. Русский глагол: категория вида и времени в контексте современных лингвистических исследований. М., 2009. 26. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Издат. группа URSS, 2009. 27. Плунгян В.А. Общая морфология: введение в проблематику. 3-е изд. М., 2009. 28. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2010. 29. Русская грамматика. В 2 т. М., 1980. 30. Русский язык / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин, и др.; под ред. Л.Л. Касаткина. 4-изд.; перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2011. (Сер. Бакалавриат).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|