4. Музыкальный энциклопедический словарь. http://www.music-dik.ru
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс
Тема года: «Музыкальная прогулка»
№ п/п
Класс
Дата проведения урока
Тема урока
Цели и задачи урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды учебной деятельности
Контроль
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
01.09
02.09
03.09
07.09
Музыкальная прогулка
Установить простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки; осуществлять музыкально-ритмические движения
Знать о свойствах музыкального звука. Уметь: определять средства музыкальной выразительности; слушать музыку внимательно, воспринимать и характеризовать музыкальное произведение; петь легко, свободно
Слушание:
С. Прокофьев «Кузнечики и стрекозы» (из балета «Золушка»).
Пение, музыкально-ритмические движения:
В. Шаинский «Мир похож на цветной луг»
Устный опрос
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
08.09
09.09
10.09
14.09
М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки»
Определить характер музыкальных произведений; распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; передать в пении различные интонации
Знать, что интонация может изображать и выражать, что интонации в музыке бывают устойчивыми и неустойчивыми, т.е. интонации для выражения вопроса, просьбы, недоумения, утверждения, ответа, приказания
Слушание:
М. Мусоргский. «Прогулка», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (из фортепианного цикла
«Картинки с выставки»)
Пение:
А. Заруба, Р. Стеф. «До чего же грустно»
Устный опрос, пение
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
15.09
16.09
17.09
21.09
Осенины
Сформировать представление о праздновании Осенин на Руси; воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце
Знать обрядовые песни и заклички, исполнявшиеся осенью. Уметь комментировать обрядовые песни, пословицы
Знакомство с творчеством
Н.А. Римского-Корсакова; жанром оперы, ее строением
Знать основные произведения Н.А, Римского-Корсакова. Уметь: выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно; исполнять ритмический рисунок музыки
Слушание:
Н.А. Римский-Корсаков. «Три чуда», «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Пение:
«Во саду ли, в огороде» р.н.п.
Устный опрос
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
29.09
30.09
01.10
05.10
В оперном театре
Понимать главные отличительные особенности оперного жанра; определять характер музыки с учетом терминов и образных определений; иметь первоначальное представления о музыкальном сопровождении
Знать персонажей опер Н.А. Римского-Корсакова, их музыкальную характеристику, настроение, чувства;
особенности участия в хоровом сценическом пении. Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях; выразительно, легко и слаженно, стройно исполнять народную песню.
Слушание:
Н.А. Римский-Корсаков. «Окиян-море синее» (хороводная песня), «Садко» (из оперы «Садко»). Пение:
«У меня ль во садочке» р.н.п., обр. Н.А. Римского-Корсакова
Устный опрос
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
06.10
07.10
08.10
12.10
Осень: поэт, художник, композитор
Сформировать представления о роде деятельности поэтов, художников, композиторов; сравнить образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявить признаки сходства и отличия
Знать о выразительных возможностях музыки в изображении осенней природы, какими средствами отображают
осеннее настроение поэт, художник, композитор; о художественном образе осени – поэтическом, музыкальном, живописном; о творчестве поэтов, художников, композиторов, навеянном осенью
Слушание:
С. Прокофьев. Вариации Феи осени(из балета «Золушка»)
Пение:
Т. Попатенко, Е. Авдиенко «Листопад»
Определить мажорное и минорное звучание музыкальных произведений, выявить ладовый контраст(мажор – минор)
Знать понятия «лад», «мажор, «минор». Уметь определять лад музыкальных произведений; петь легко, свободно, стройно, весело; высказывать свои впечатления о музыкальных произведениях
Слушание:
Л. Бетховен. «Сурок»;
Д. Кабалевский «Клоуны».
Пение:
В. Шаинский «вместе весело шагать»
Устный опрос, хоровое пение
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
27.10
28.10
29.10
09.11
Озорные частушки
Иметь представления о жанре частушки; воплощать характер содержания частушек в пении
Знать определение частушки, строение частушек, разнообразие их тематики, отличительные особенности. Уметь исполнять частушки задорно, выразительно, радостно, дополняя элементами импровизации и театрализации
Слушание:
Т. Попатенко, М.Кравчук «Частушки»;
«Подружки» муз. и ст. народные, обр. л. Абелян
Устный опрос, сольное пение
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
10.11
11.11
12.11
16.11
Мелодия – душа музыки
Понимать художественно-выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка; воплощать выразительность мелодии в пении
Знать специфику мелодии. Уметь воспроизводить интервалы голосом, чисто интонировать мелодию музыкального произведения
Слушание:
Э. Григ «Песня Сольвейг» (к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт»)
Устный опрос, сольное пение
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
17.11
18.11
19.11
23.11
«Вечный
солнечный свет
в музыке — имя
тебе Моцарт!»
Знакомство с биографией В.-А. Моцарта. Раскрыть многообразие его дарования: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор; установить связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения; сравнить характеры мелодий в произведениях разных композиторов
Знать основные этапы биографии и творчества В.-А. Моцарта. Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения
Слушание:
В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» 3 часть, фрагмент и др. по выбору
Устный опрос
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
24.11
25.11
26.11
30.11
Музыкальная
интонация
Осуществить первые опыты постижения интонационно-образной природы музыки; сравнить музыкальные и речевые интонации, определить их сходство и различия; передавать в пении различные музыкальные интонации
Знать понятия «интервал», «интонация», основные интервалы и те интонации, которые они выражают. Уметь воспроизводить интервалы голосом; чисто интонировать при пении, использовать певческое дыхание и певческую дикцию
Слушание:
С. Прокофьев, А. Барто «Болтунья».
Пение:
Е. Поплянова, Н. Пикулева «Дождик»
Устный опрос, сольное пение
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
01.12
02.12
03.12
07.12
Ноты долгие и короткие
Понимать художественно-выразительное значение нотных длительностей в музыкальных произведениях; отражать интонационно-мелодические особенности музыки в пении
Знать понятия «сюита», «длительность»; длительности нот. Уметь прохлопать ритмический рисунок знакомой мелодии и то же по графичес-кому изображению длительнос-тей; составить указанный ритмический рисунок из долгих и коротких нот
Слушание:
М. Мусоргский «Лимож. Рынок»(«Большая новость»), «Катакомбы»(«Римская гробница») (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»)
Устный опрос
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
08.12
09.12
10.12
14.12
Величественный орган
Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску; иметь представление о роли органа в творчестве И.С. Баха
Знать принцип работы органа. Уметь различать звучание органа от других инструментов;
определять общий характер музыкального произведения; эмоционально откликаться на музыку; плавно, протяжно и легко вести звук при пении
Слушание:
И.-С. Бах. Токката и фуга для органа.
Пение:
И.-С. Бах, русский текст
Д. Тонского «За рекою старый дом»
Устный опрос
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
15.12
16.12
17.12
21.12
Балет
Понять главные отличительные черты балета;
Наблюдать за процессом развития в балетной музыке
Знать значение понятий: балет, вариации, кордебалет. Уметь объяснить, в чем состоит связь балета и музыки, живописи, жеста; охарактеризовать образы балета
Слушание:
С.Прокофьев. «Большой вальс», «Полночь» (из балета «Золушка»).
Пение:
Т. Попатенко, В. Викторов «Котенок и щенок»
Устный опрос, хоровое пение
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
2а, д
22.12
23.12
24.12
28.12
Рождественский балет
П. Чайковского «Щелкунчик»
Установить ассоциации между музыкальными и изобразительными образами; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков персонажей балета
Знать главные отличительные особенности музыкально-театрального жанра балета; либретто балета «Щелкунчик», историю его создания, кто такой хореограф-постановщик, балетмейстер. Уметь определить на слух фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик»; выразительно петь разучиваемое произведении
Слушание:
П. Чайковский. Увертюра, «Сражение» (из балета «Щелкунчик»).
Пение:
А. Спадавеккиа «Добрый жук»
Устный опрос, хоровое пение
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
11.01
12.01
13.01
14.01
Зима: поэт,
художник,
композитор
Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия. Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке
Знатьсодержание и музыкальный материал изученных произведений; особенности изображения музыкальными звуками зимних пейзажей
Слушание:
С. Прокофьев. ВариацииФеи зимы из балета «Золушка»;
Пение:
Ц. Кюи, Е. Баратынский. «Зима».
Устный
опрос.
Хоровое пение
18-19
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
18.01-25.01
19.01-26.01
20.01-27.01
21.01-28.01
Для чего нужен музыкальный размер?
Соотносить метрические
характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). Выполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с заданными критериями
Знать, что обозначает размер в музыке, простые размеры,
счет простых размеров.
Уметь определять музыкальные размеры; считать музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4
Слушание:
П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент;
П. Чайковский. Трепак (русский танец). Из балета «Щелкунчик»;
П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома»;
Пение:
Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь;
Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор!
Устный
опрос.
Хоровое пение
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
01.02
02.02
03.02
04.02
Марш
Черномора
Соотносить метрические
характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (маршевые жанры). Определять образное сходство и различия разделов одного музыкального произведения
Знать жанры музыкальных произведений; выразительные особенности марша. Уметь определять общий характер музыкального произведения, эмоционально откликаться на музыку, подыгрывая на барабане и колокольчиках
Слушание:
М. Глинка. Марш Черномора. Из оперы «Руслан и Людмила»;
Пение:
Л. Лядова, стихи М. Садовского. Все мы моряки.
Устный
опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
08.02
09.02
17.02
18.02
Инструмент
оркестр.
Фортепиано
Распознавать звучание разных регистров фортепиано. Проводить тембровые аналогии между звучанием фортепиано и звучанием некоторых инструментов симфонического оркестра
Знатьпроисхождение слова «фортепиано», выразительные особенности звучания фортепиано. Уметь определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку
Слушание:
М. Глинка. Марш Черномора. Из оперы «Руслан и Людмила» (в фортепианном исполнении);
Пение:
Н. Осминина, стихи
Э. Мифтяхетдиновой.
Пушкинские сказки.
Устный
опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
15.02
16.02
24.02
25.02
Музыкальный аккомпанемент
Определять выразительные и изобразительные особенно-сти музыкального аккомпа-немента в процессе слушания. Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия. Осуществлять музыкально-ритмические движения. Играть на детских музыкальных инструментах
Знать понятие «аккомпанемент». Уметь определять виды аккомпанемента и аккомпанирующий инструмент
Слушание:
П. Чайковский. Вальс. Из «Детского альбома». Фрагмент;
Г. Вольф, стихи Э. Мерике. Садовник;
Пение, игра на детских музыкальных инструментах:
М. Славкин, стихи из шотландской народной поэзии, перевод И. Токмаковой. Лошадка
пони.
Устный
опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
22.02
23.02
02.03
03.03
Праздник
бабушек и мам
Определять авторов изученных музыкальных произведений. Выражать эмоциональное
отношение к музыкальному образу в пении
Знать текст изученных вокальных произведений. Уметь: определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку, чисто интонировать при пении; исполнять произведение выразительно
Слушание:
П. Чайковский. Мама. Из «Детского альбома»;
Пение:
М. Славкин, стихи Е. Каргановой. Праздник бабушек и мам;
Э. Колмановский, стихи
С. Богомазова. Красивая мама;
М. Славкин, стихи Е. Каргановой. Наоборот.
Устный
опрос.
Хоро-вое пение
24-25
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
29.02-07.03
01.03-08.03
09.03-16.03
10.03-17.03
«Снегурочка» - весенняя сказка
Н. А. Римского
Корсакова
Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения. Исполнять ритмический аккомпанемент к песне
Знать основные произведения Н. А. Римского- Корсакова. Уметь: слушать, воспринимать музыкальное произведение и характеризовать его музыкальные особенности; исполнять песню легко, звонко, протяжно
Слушание:
Н. Римский_Корсаков. Вступление; Песня и пляска птиц; Первая песня Леля. Из оперы
«Снегурочка»;
Пение:
М. Кадомцев, стихи Р. Копф. Песенка о солнышке, радуге и радости;
Е. Крылатов, стихи И. Шаферана. Ласточка;
В. Кикта, стихи В. Татариновой. Веселый колокольчик (игра на детских музыкальных инструментах)
Устный опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
14.03
15.03
23.03
24.03
Диезы, бемо
ли, бекары
Различать особенности знаков альтерации в музыке. Выражать в музыкально-пластическом движении
характер мелодии
Знать понятие «альтерация», знаки альтерации, их обозначение на нотном стане.
Уметь находить знаки альтерации на нотном стане
Пение:
А. Алеев, стихи Т. Фоминой. Особенные знаки;
В. Герчик, стихи Н. Френкель. Нотный хоровод;
Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Нотный бал (игра на детских музыкальных инструментах)
Пение.
Устный
опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
21.03
22.03
06.04
07.04
«Где это видано...» (смешные
истории о музы
ке)
Оценивать выразительность исполнения. Разыгрывать песню
Знать текст и мелодическую линию изученных произведений.
Уметь определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку; чисто интонировать при пении
Пение:
В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. Антошка. Из мультфильма «Веселая карусель»
Пение.
Устный
опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
04.04
05.04
13.04
14.04
Весна:
поэт —
художник —
композитор
Сравнивать содержание
произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать моменты сходства.
Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу
Знать изученные произведения; средства музыкальной
выразительности. Уметь анализировать музыкальные произведения (их фрагменты), средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор передал весенние мотивы
Слушание:
Э. Григ. Утро. Из музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Фрагмент.
Пение:
С. Полонский, стихи Н. Виноградовой. Весенняя песенка;
В. Райн, стихи А. Толстого. «Вот уж снег последний тает...»
Хоро-вое
пение
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
11.04
12.04
20.04
21.04
Звуки-краски
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении
Знать понятие «тембр». Уметь: определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку; выразительно, легко, протяжно исполнять русскую народную песню, чисто интонировать при пении
Слушание::
И. Стравинский. Появление Жар-птицы, преследуемой Иваном-царевичем; Пляс Жар-птицы. Из балета «Жар-птица».Фрагменты;
Пение:
Речка. Рус. нар. песня
Пение.
Устный
опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
18.04
19..04
27.04
28.04
Звуки
клавесина
Узнавать по изображению
музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску. Определять черты общности между различными клавишными инструментами
Знать выразительные особенности звучания клавесина. Уметь: определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку; выделять звучание клавесина среди других инструментов
Слушание:
И. С. Бах. Гавот I. Из французской увертюры си минор ВWV 831 (в клавесинном исполнении);
Г. Гладков, стихи В. Ливанова, Ю. Энтина. Дуэт Принцессы и Короля. Из м/ф «По следам бременских музыкантов»;
Пение: И. Гайдн, русский текст П. Синявского. Старый добрый клавесин
Пение.
Устный
опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
25.04
26.04
04.05
05.05
Тембры
краски
Узнавать по изображению
музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание
Знать понятие «тембр».
Уметь: различать на слух тембры различных музыкальных инструментов и голосов; слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения (их фрагменты); применять при пении приобретенные навыки певческого дыхания, звуковедения, певческой дикции
Слушание:
О. Мессиан. Страдания Иисуса (№ 7). Из органного цикла «Рождество Господне». Фрагмент;
И. С. Бах. Итальянский концерт. I часть. Фрагмент (в клавесинном исполнении);
С. Рахманинов. Прелюдия ре мажор, соч. 23№ 4 (фортепиано);
Б. Бриттен. Вариация I. Из цикла «Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для молодежи)» (соло арфы);
С. Прокофьев. Симфония № 7. I часть, закл. партия (соло коло-кольчиков);
Пение:
В. Щукин, стихи С. Козлова. Маленький кузнечик
Устный
опрос. Хоровое пение
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
16.05
10.05
11.05
12.05
«Эту музыку
легкую... назы
вают эстрад
ною»
Узнавать по изображению
музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание
Знать специфику эстрадной музыки. Уметь: определять
на слух направления эстрадной музыки; различать тембры различных музыкальных инструментов; анализировать музыкальные произведения (их фрагменты)
Слушание:
Б. Баккарах. Все капли дождя;
Луиги. Браво, клоун! Песня из репертуара Э. Пиаф;
А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Песенка о медведях. Из к/ф «Кавказская пленница»;
Пение:
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня друзей. Из м/ф «Бременские музыканты»
Устный
опрос.
Сольное пение
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
23.05
17.05
18.05
19.05
Музыка
в детских кино
фильмах
Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах
Знать изученные музыкальные (вокальные) произведения, названия детских кинофильмов, музыкальных эпизодов и песен из них, их авторов. Уметь: определять общий характер музыкальных произведений; эмоционально откликаться на музыку
Слушание:
В. Косма. Музыка к к/ф «Игрушка»;
А. Рыбников, стихи Ю. Энтина. Бу-ра-ти-но! Из т/ф «Приключения Буратино» (слушание, пение);
Пение:
А. Рыбников, стихи Ю. Кима. Песня Красной Шапочки. Из т/ф «Про Красную Шапочку»
Устный опрос
2а, д
2б,г,к
2в,ж
2 е,з
30.05
24.05
25.05
26.05
Музыкальные
театры мира
Узнавать по изображению ведущие музыкальные театры мира
Знать ведущие оперные театры страны и мира, театральные направления, кто такой зритель, режиссер, постановщик
Повторение песенного материала по выбору
учителя (учащихся)
Устный опрос
Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс